Файл: Реферат по дисциплине Вычислительная техника и сети в отрасли на тему Информационные технологии в транспортировке нефти и газа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3 Практика использования географических информационных систем в транспортировке нефти и газа
Данный вопрос рассмотрим на примере корпоративной информационной системы «ГИС Учет и анализ работы системы трубопроводов», используемая в ОАО «Татнефть».

ОАО «Татнефть» накопила большой опыт использования геоинформационных систем в своей деятельности. В управлении ТатАСУнефть, IT-подразделении компании, успешно функционирует отдел ГИС, как головной куратор и исполнитель геоинформационных проектов компании. Геоинформационная система ОАО «Татнефть» охватывает все уровни структуры управления нефтяной компанией, начиная с цеха и заканчивая ОАО «Татнефть» в целом. Она обеспечивает интеграцию обработки информации в пределах всей производственной структуры, системы анализа состояния разработки нефтяных месторождений и системы управления производством, всей имеющейся информации о нефтяном месторождении. Фундаментом такой корпоративной системы является банк пространственных данных по объектам нефтедобычи, системам ППД (поддержание пластового давления), телемеханики и энергоснабжения ОАО «Татнефть», интегрированный с производственной информацией. ГИС призваны повысить эффективность работы в службах нефтедобычи, нефтепереработки, геологической, маркшейдерской, АСУ, финансовой, диспетчерской, экологической, транспортной, энергетической, инженерного проектирования и др.

Корпоративная информационная система «ГИС Учет и анализ работы системы трубопроводов» предназначена для паспортизации нефтепромысловых трубопроводов, учета, анализа и контроля порывности, защиты от коррозии, режимов работы трубопроводов с интеграцией всей информации в геоинформационной системе.

Используемая историческая и оперативная информация по трубопроводной системе нефтесбора, ППД и подготовки нефти, событиям и отказам на них, по работам на объектах нефтедобычи и другим комплексам интегрируется в едином хранилище в центре обработки данных ОАО «Татнефть».

Данная система является эффективным инструментом технологической службы по добыче нефти и газа, и поддержания пластового давления уровня цехов и НГДУ, а также маркшейдерских служб. Система предусматривает классификацию всех объектов и установление единой терминологии системы сбора, подготовки и транспорта нефтепромысловых жидкостей.


Вся первичная информация формируется в цехах добычи и ППД и содержит следующие сведения:

  • паспортные данные трубопровода

  • сведения о порывах трубопровода

  • транспортируемая среда и назначение трубопровода

  • внутренние защитные покрытия

  • ингибирование трубопровода

  • сведения о катодной защите

  • режим работы трубопровода

  • сведения о протекторной защите.

Состояние трубопровода отражается на карте, также на ней можно высветить порывы и получить информацию о них (см. рисунки 1, 2).

При необходимости пользователь с помощью встроенной информационно-поисковой системы может получить расчетные показатели по всей имеющейся информации в виде стандартных выходных форм. Кроме того, можно отобразить продольный профиль выбранного на карте трубопровода (см. рисунок 3).


Рисунок 1 – Информация о состоянии трубопроводов

Рисунок 2 – Порывы на трубопроводах


Рисунок 3 – Продольный профиль высот по выбранному трубопроводу
Проводя анализ порывов, система определяет наиболее изношенные участки и выдает рекомендации к их замене. Поиск таких участков проводится по критерию существования N порывов на плавающий километр трубопровода (см. рисунок 4). Представление этой информации на карте местности совместно со сведениями о видах покрытий позволяет наглядно определить скопление участков с наиболее часто случающимися порывами, выявить наиболее уязвимые для коррозии участки трубопроводов и планировать мероприятия по борьбе с ней.

Планируя подключение новых объектов можно просмотреть оптимальный вариант их расположения, распределить нагрузку на них и подходящие к ним трубопроводы.

Программа оптимизации системы нефтесбора – эта система является неотъемлемой частью и дополняет функциональные возможности ГИС «Трубопроводы», разработанной в ОАО «Татнефть». Ее применение в совокупности с доступными в ГИС геоданными и атрибутивными данными по системе нефтесбора, такими как паспорта всех объектов нефтедобычи, их текущее состояние, степень изношенности и т. д., позволяет:



  • повысить эффективность принятия решений при проектировании и строительстве новых нефтепроводов или модификации имеющихся;

  • получить значительную экономию материальных и денежных средств за счет более эффективного решения задач строительства и реконструкции систем нефтесбора;

  • значительно расширить поле зрения при анализе состояния системы нефтесбора: специалист видит не разрозненные бумажные карты и планы, а непрерывную территорию деятельности предприятия, по любому объекту которого может быть быстро получена вся существующая на этот момент информация;

  • упростить расчет и оценку вариантов прокладки трубопроводов из одной точки в другую;

  • получить полную информацию о предполагаемой трассе трубопровода: профиль, перепад высот, пересечение с дорогами, высоковольтными ЛЭП, линиями связи, трубопроводами и т. п.;

  • подсчитать материальные затраты на обустройство системы;

  • получить полную информацию о типах земель и произвести расчет трассы трубопровода по критерию минимальной стоимости земли.



Рисунок 4 – Инструменты анализа состояния трубопроводов.
Помимо этого, в ОАО «Татнефть» разработана программа, позволяющая однозначно интерпретировать результаты обработки различных информационных данных и получать оценку степени пригодности трубопроводов к дальнейшей эксплуатации. В качестве исходных используются паспортные данные трубопроводов, количество и динамика возникновения порывов, текущий и прогнозируемый дебит скважины, запасы нефти и другие геологические данные. Обучаемая программа для получения результатов использует нейросетевые алгоритмы. Получение оценки является первым шагом в оптимизации системы нефтесбора. Результаты отображаются в настольной ГИС в виде трубопроводов, классифицированных по степени пригодности. Каждому трубопроводу назначается оценка от одного до десяти баллов. В качестве примера, на рисунке 5 показан район ГЗУ-25 одного из НГДУ ОАО «Татнефть». Анализ проводился не просто на отдельный трубопровод, а на систему «скважина-трубопровод». Красным цветом выделены скважины и трубопроводы, непригодные к дальнейшей эксплуатации. Данные скважины можно использовать в качестве объектов оптимизации, но не все, так как среди них присутствуют скважины, подлежащие консервации (низкий дебит, малые запасы и т. п.). Желтым цветом выделены скважины с удовлетворительной оценкой. Скважины
данного класса наиболее пригодны для оптимизации, так как обладают удовлетворительным дебитом и запасами, но низким качеством трубопроводов. Скважины и трубопроводы, выделенные зеленым цветом, не подлежат реконструкции, поскольку их ресурс еще не исчерпан.

Вторым шагом в процессе оптимизации является построение оптимального маршрута прокладки трубопровода. Для работы используется грид высот в совокупности с некоторыми другими тематическими слоями: леса, дороги, водоемы, населенные пункты и т.д.

Расчет производится по критерию минимума длины при соблюдении некоторых начальных условий:

  • прохождение через обязательные точки: скважины, ГЗУ (групповые замерные установки), реперы;

  • обход зон запрета, таких как прибрежные зоны водоемов, окрестности населенных пунктов, лесные массивы и т.п., то есть зон, где строительство трубопроводов запрещено или нежелательно по экологическим или иным нормам;

  • количество пересечений с дорогами, высоковольтными ЛЭП, линиями связи, трубопроводами – не больше заданного;

  • максимально возможное использование существующих трубопроводов, при прочих равных условиях выбирается вариант с использованием существующей сети нефтесбора;

  • расчет схемы с минимумом перепадов высот.



Рисунок 5 – Классификация скважин и трубопроводов по степени пригодности
В качестве примера, на рисунке 6 синим цветом показан рассчитанный маршрут прокладки трубопровода. Видно, что предполагаемая трасса не пересекает лесной массив, а идет по проложенной просеке.

Рисунок 6 – Маршрут прокладки трубопровода, рассчитанный по заданным критериям
На следующем этапе оптимизации специалисты, руководствуясь полученными результатами, готовят окончательный проект строительства трассы нефтепровода. Этот проект сравнивается с экономической точки зрения с имеющейся системой нефтесбора, и вырабатывается решение об изменении или неизменности системы. Выработка условий и все расчеты проводятся в неотрывном сотрудничестве специалистов ТатАСУнефть с производственным и технологическим отделами НГДУ, институтом ТатНИПИнефть. [5, С. 19 –23]

Заключение
На основе ГИС возможно решение любых задач, где требуется знать точные координаты объектов. Поскольку ежегодное увеличение объёмов транспорта нефти и газа влечёт за собой ужесточение требований к времени простоя линейной части магистральных трубопроводов,
связанных с проведением ремонтных работ, одной из важных является реализованная в ГИС задача по определению координат дефектов, выявленных ранее при проведении работ по внутритрубной дефектоскопии.

Кроме того, на основе данных, уже имеющихся в ГИС, а также подключаемых внешних баз данных можно создавать комплексы для решения самых различных задач, стоящих перед организациями, занимающимися транспортом углеводородов – моделирование развития чрезвычайных ситуаций, декларирования промышленной безопасности, экологический мониторинг, задача по определению координат межевых знаков и формированию границ земельного участка для последующего оформления кадастрового дела и регистрации земли и недвижимости и др.

В современных условиях для эффективного управления деятельностью газо- и нефтетранспортных предприятий необходимо создание геоинформационных систем, так, как только они могут жестко определить объединение большого количества разнообразных описательных данных объектов магистрального трубопровода, т. е. все данные, полученные в результате проведённых работ, должны интегрироваться в единую ГИС нефте- и газотранспортного предприятия.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие геоинформационных технологий в крупных компаниях может и должно выйти на новые рубежи и высоты. Эффективное управление современной холдинговой компанией уже невозможно представить без применения корпоративной ГИС, которая становится инструментом принятия управленческих решений на самом высоком уровне.
Библиографический список


  1. Абдигалиева, М.С., Ярмухамедова, З.М. Автоматизация процесса транспортировки нефти [Текст] / М.С. Абдигалиева, З.М. Ярмухамедова // Вестник Казахского национального технического университета.– 2015.– №1.– С. 12 – 15

  2. Автоматизация производственных процессов в нефтяной и газовой промышленности [Электронный ресурс].– http://geofut.com/index.php/Avtomatizaciya-proizvodstvennix-processov-v-neftyanoie-i-gazovoie-promishlennosti

  3. Горев С.М. Автоматизация производственных процессов нефтяной и газовой промышленности [Текст] / С.М. Горев.– Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2013. – 121 с.

  4. Жуковский, О. И. Геоинформационные системы / О. И. Жуковский.– Томск: Эль Контент, 2014.– 130 с.

  5. Карамов, И.И. Геоинформационные технологии в ОАО «Татнефть» [Текст] / И.И. Карамов // ArcReview.– 2012.– №3.– С. 19 – 23

  6. Сдобников, С. Автоматизация транспортировки нефти и газа: практика импортозамещения [Текст] / С. Сдобников // Neftegaz.Ru.– 2014.– №11 – 12.– С. 44 – 48

  7. Тумпаров, К. М. Геоинформационная система (ГИС) / К. М. Тумпаров // Студенческий научный форум 2014.– 2014.– №2.– С. 14 – 21