Файл: Сто дней после детства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фильм "Сто дней после детства" режиссёра Сергея Соловьёва вышел на экраны в 1975 году, но не теряет актуальности по сей день, так как поднимает извечную тему взросления, становления подростка. В нём множество сюжетных линий, каждый зритель в своём возрасте обратит внимание на свою, которая будет ближе ему в данный момент.

Главный герой Лопухин по-детски наивен, за счёт этого часто в картине строится юмор, развивается сюжет. За его способность к рефлексии, созиданию и прощению можно простить ему ошибки, глупость, отсутствие эмпатии. Герой взрослеет на глазах, под конец фильма становится мудрее, спокойнее. Этот путь хочется пройти вместе с ним. Лопухин на протяжении смены в лагере учиться любить, принимать решения, ошибаться, признавать вину, прощать, принимать себя. За это его сложно не уважать, а за детскую непосредственность сложно не полюбить.

Одна из основных сюжетных линий – первая влюблённость показана очень трепетно и нежно. Важно, что это безусловная любовь, она показана как солнечный удар. Сам герой не понимает, что с ним произошло, ведь это: «Всё та же Ерголина». Благодаря новым чувствам Лопухин учится принимать себя, ищет ответ на вопрос: за что его можно любить? По ходу развития сюжета подросток совершает множество ошибок. Он не замечает чувств других, играет с ними, заводит дружбу ради выгоды, не пытается быть искренним, готов поднимать свою значимость за чужой счёт, врать. Однако эти ошибки необходимо было совершить, только через них приходит понимание ответственности, дружбы, преданности. Мальчик готов меняться, учиться слушать других. Эти ошибки помогают прощаться с детством, становится мудрее, осознаннее.

Отдельно хочется сказать про художественную форму фильма: кадр часто симметричен, что помогает воспринимать сцены как ожившие картины: пейзажи загородного посёлка и юношеские портреты. Летние краски очень тёплые, поэтому с экрана можно почувствовать лёгкость, беззаботность, которая ещё присуща юности главных героев, образ каникул, времени, которое хочется просто запомнить и навсегда носить в своем сердце.


Фильм кажется камерным, в нём не так много героев. Несмотря на локацию детского лагеря, кажется, что повествование до определённого момента не выходит за рамки небольшого отряда, который легко весь вмещается в кадр. Отношения внутри очень тесные и из-за этого подчас напряжённые и острые. Однако, из-за такой «малой формы» кино кажется очень теплым, помогает полностью погрузиться в мир героя, его переживания. Кажется, что вся его жизнь сейчас заключена в этом месте в это время. Предыстория кажется совсем незначительной, а что происходит с героями с приходом осени – каждый может додумать сам.

В картине очень много отсылок к классике. Их приносит в сюжет с самого начала герой воспитателя отряда - Сережа со стихами раннего творчества Лермонтова, когда поэт был в возрасте главных героев. Позже создатели вспоминают "Маскарад" писателя, роман "Герой нашего времени" Джоконду, появившуюся посреди деревенского пейзажа. Классические произведения проникают в фильм постепенно, и с взрослением Лопухина становятся неотъемлемой его частью. Не случайно под конец картины подросток сам напишет первые стихи, посвящённые даме сердца.

Образ взрослых в картине особенно интересен. Их не так много, они мало влияют на сюжет, скорее являются сторонними наблюдателями, лишь изредка пытаясь подтолкнуть подростков к правильным решениям. Образ вожатого и директора лагеря не сходится с типичным образом педагога. Серёжа - вожатый первого отряда - скорее напоминает старшего друга, наставника. Он не читает нравоучения, лишь делится жизненным опытом, рассказывает детям всё, что знает сам. Главный секрет того, что за ним тянуться - его абсолютная открытость, он не врёт детям, не фальшивит, честно признается в том, что он не педагог и боится своих подопечных, не скупиться на шутки. Серёжа подкупает своей увлечённостью, он готов часами рассказывать о том, что находиться за внешней оболочкой камня, как они соотносятся с характерами людей. В его разговорах об искусстве нет нравоучения - он преподносит его так, как видит, готов делится им, узнавать с другой стороны, смотреть новым взглядом. Интересно, что за весь фильм Серёжа лишь пару раз направляет Лопухина, не давая прямых советов, он остаётся голосом за кадром, мудрым кукловодом, который даёт достаточно свободы своей марионетке.

В заключение можно отметить то, что фильм очень нежный, лёгкий и трепетный.

Есть ощущение воздуха и свободы, ощущения, что лето будет долгим и не кончится никогда, потому что оно останется с тобой в сердце, даже когда вырастешь. В нём нет динамики, зритель будто гуляет по картинной галерее, рассматривая сюжеты художников, которые плавно перетекают друг в друга. Однако от летних тёплых цветов он переходит в холодные осенние, с ним приходится прощаться, с ним приходится взрослеть и вспоминать своё детство, первую любовь, первую ответственность, принятые решения. Кажется, для этого фильм и снят. Чтобы каждый вспомнил своё лето.