Файл: 3 Порядок разработки мсфо. 4 Роль мсфо в процессе реформирования российской системы учета и отчетности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Причины, вызвавшие разработку международных стандартов финансовой отчетности.

2 Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности.

3 Порядок разработки МСФО.

4 Роль МСФО в процессе реформирования российской системы учета и отчетности.

5 Основные положения концептуальных основ составления и представления финансовой отчетности.

6 Пользователи финансовой отчетности и их информационные потребности.

7 Общие и особые требования, предъявляемые различными группами пользователей к информации отчетности.

8 Элементы финансовой отчетности.

9 Критерии признания элементов отчетности.

10 Виды оценок для стоимостного измерения элементов отчетности.

11 Основополагающие принципы МСФО.

12 Качественные характеристики финансовой отчетности.

13 Концепции поддержания капитала.

14 Назначение и сущность финансовой отчетности.

15 Компоненты финансовой отчетности.

16 Порядок формирования годовой финансовой отчетности.

17 Различные форматы финансовой отчетности.

18 Классификация активов и обязательств, применяемая в целях составления отчета о финансовом положении.

19 Информация, раскрываемая в отдельных формах финансовой отчетности.

20 Сущность понятий: основные средства, нематериальные активы, запасы, аренда.

21 Классификация основных средств, нематериальных активов, запасов, аренды.

22 Методы амортизации основных средств и нематериальных активов.

23 Особенности формирования фактической, балансовой, справедливой стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов.

24 Порядок переоценки основных средств.

25 Порядок отражения в отчетности финансовой и операционной аренды

26 Порядок тестирования активов на обесценение.

27 Порядок внесения изменений в учетную политику.

28 Критерии признания выручки для различных операций.

29 Отражение затрат по займам в финансовой отчетности.

30 Понятие квалифицируемого актива.

31 Порядок расчета показателя прибыль на акцию.

32 Порядок расчета базовой и разводненной прибыли на акцию.

33 Причины возникновения постоянных и временных разниц.

34 Порядок определения налоговой базы актива и обязательства.

35 Порядок отражения отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых требований в отчетности.

36 Признаки гиперинфляционной экономики.

37 Порядок отражения влияния инфляции на показатели отчетности.

38 Критерии признания сторон связанными.

39 Раскрытие в отчетности информацию о связанных сторонах.

40 Сущность и применения метода покупки.

41 Сущность и применения метода долевого участия.

42 Сущность и применения метода пропорционального сведения.

43 Сущность и отличие контроля от существенного влияния.

44 Понятие инвестиционной собственности.

45 Понятие и раскрытие в отчетности события после отчетной даты.

46 Понятие и сущность резервов и оценочных обязательств.

47 Методы раскрытия правительственной помощи в финансовой отчетности.

48 Отражение информации о вознаграждениях работникам в отчетности.

49 Отражение информации о пенсионных планах с установленными взносами и с установленными выплатами в отчетности.

50 Понятие и сущность финансовых и нефинансовых активов.

51 Оценка финансовых активов и обязательств


  1. Причины, вызвавшие разработку международных стандартов финансовой отчетности.

В условии экономической интеграции национальных рынков в единое экономическое мировое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных в областях деятельности компаний. Привлечение инвесторов на международном рынке способствует представление ФО по стандартам МСФО, которые понятны инвесторам, кредиторам, фондам и биржам, иным пользователям ФО по МСФО.

Основная цель составления ФО в соответствии с требованиями МСФО – принятие эффективных управленческих решений со стороны пользователей ФО

На международном уровне актуальность внедрения МСФО определена прежде всего необходимостью использования единого международного языка ФО в большинстве стран мира.

Инвестор, вкладывая свои деньги в любой стране мира, хочет знать, как работают его деньги и какую прибыль они принесут. В случае, когда инвестор ведет бизнес в разных странах мира сразу, получить информацию о бизнесе в целом и об общих фин.результатах возможно путем консолидации ФО, а это будет возможно только в том случае, если заранее все ФО составлялись по единым требованиям –МСФО.

В условиях высоких рисков признание МСФО в РФ –важный шаг для привлечения иностранных инвесторов, которые необходимы для развития многих сфер.


  1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности.

Финансовая отчетность должна удовлетворять определенным качественным характеристикам (понятность, надежность, уместность, сопоставимость). Тогда пользователь получит из нее необходимые для принятия решений сведения, на которые сможет положиться. Для того чтобы финансовая информация соответствовала необходимым критериям, все страны развивали и развивают национальные системы регулирования.

Национальные системы регулирования в той или иной мере успешно решали поставленные задачи. Но на международном уровне все острее вставали проблемы, связанные со значительным увеличением затрат:

  • у инвесторов, анализирующих отчетность компаний, представленную в соответствии с различными стандартами
    финансовой отчетности — затраты средств и времени из-за возросшего объема и сложности работы;

  • у компаний, желающих получить доступ к мировому рынку капитала — затраты средств на подготовку отчетов,
    удовлетворяющих требованиям фондовой биржи соответствующей страны;

  • у транснациональных компаний — затраты средств на аудит, консолидацию отчетности.

Естественным образом возникла потребность в создании высококачественных стандартов финансовой отчетности, которые можно было бы использовать на международном уровне и которые бы могли служить основой для сближения национальных стандартов.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Accounting Standards Committee - IASC) был создан именно для решения этих задач. Он разработал и опубликовал ряд МСФО. С 1973 по 2001 год комитет выпускал стандарты под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS - International financial reporting standards.

Система МСФО предназначена для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных коммерческих компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида дея­тельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Она пригодна для использования как в частном, гак и государственном секторе. Некоммерческие организации, основной целью деятельности которых не является из­влечение прибыли и которые не распределяют полученную прибыль между участниками, также могут использовать МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности- это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире.

МСФО не предполагают однозначного решения какой-либо проблемы, а, обобщая международную практику учета, предлагают ряд компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. Стандарты носят рекомендательный характер.

Поскольку в МСФО определены основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета без детализации отдельных вопросов, специализированные организации могут вырабатывать на их основе свои стандарты бухгалтерского учета, а каждая организация — формировать свою учетную политику, выбирая конкретные правила ведения бухгалтерского учета и порядок составления отчетности.

Стандарты бухгалтерской отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями разных стран мира, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.

В МСФО отражены важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика компаний, оценка материально-производственных запасов, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. В каждом стандарте изложены принципы, которые могут последовательно применяться в различных странах при разработке собственных национальных стандартов учета.

Разъяснения трактуют, разъясняют отдельные положения МСФО, а также проблемные вопросы ими не затронутые.


  1. Порядок разработки МСФО.

Этапы разработки стандартов

I этап

1)Формирование подготовительного комитета = рабочей группы

- 3 специалиста в области учета

- 1 технический специалист (по необходимости) = специалист конкретной области

2) определяется объект стандарта и основные направления работы

II этап

1)подготавливается концепция в рамках МСФО

2)описывается практика учета объекта в разных странах мира

3) определяются основные альтернативные варианты

III Этап

  1. Проект стандарта обсуждается Советом

  2. И публикуется

Мин. t публичного обсуждения = 3 месяца

IV Этап

1)Корректировка проекта с учетом комментариев, обсуждение Советом и направление на доработку

2) Новый проект стандарта не публикуется , но мб получен по первому требованию

V Этап

Отредактированный проект стандарта обсуждается Советом:

  • проект публикуется : если за него голосует 2/3 членов совета (те 4/12)

  • едет на доработку : если не набрал голоса

срок публичного обсуждения – не менее 1 месяца

VI Этап

окончательная редакция стандарта считается принятой если за нее проголосовали ¾, в противном случае – доработка.




  1. Роль МСФО в процессе реформирования российской системы учета и отчетности.

Переход России к рыночной экономике в начале 90-х годов вызвал необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в стране.

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. постановлении Правительства № 283 «Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Дальнейшее совершенствование российских правил учета и отчетности предполагает постепенное приближение к требованиям МСФО.

Данный подход нашел отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренной МФ РФ в 2004 г. Ее суть заключается в активизации процесса адаптации российских стандартов учета к международным. Данный способ внедрения международных стандартов соответствует подходу большинства европейских стран. При этом особенно важно, чтобы в результате была достигнута сопоставимость данных финансовой отчетности российских и зарубежных компаний.

В настоящее время на российском рынке функционирует большое число дочерних компаний с иностранными инвестициями, для которых соблюдение требования формирования отчетности по МСФО является обязательным.

Наряду с этим имеются реальные препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе необходимо отметить основные:

· малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира;

· низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;

· малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;

· неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО;

· низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;

· запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего, в низкой информационной прозрачности;

· острые конфликты на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.

Одной из наиболее значимых групп пользователей отчетности в мировой практике являются инвесторы (акционеры, собственники предприятия). Большинство потенциальных и реальных собственников на Западе мало знакомы с деятельностью предприятия и получают всю информацию о его положении только из финансовой отчетности, которая подготавливается наемной администрацией. В этом и заключается главная цель финансовой отчетности — сформировать информацию для принятия решений пользователями. Характерной особенностью российских предприятий является то, что большинство работающих там менеджеров одновременно являются их собственниками.

Незначителен интерес к информации, содержащейся в финансовой отчетности, и у других групп российских пользователей. В значительной степени это связано с недостаточным качеством информации, содержащейся в отчетности отечественных предприятий, ее направленностью на удовлетворение информационных запросов доминирующей в России группы пользователей — налоговых и других контролирующих структур.


  1. Основные положения концептуальных основ составления и представления финансовой отчетности.

Концептуальные основы финансовой отчетности – это документ, который принят Советом по МСФО, однако не является ни международным стандартом (IFRS, IAS), ни разъяснениями (IFRIC, SIC).

Концептуальные основы являются одним из основополагающих документов в системе МСФО, они устанавливают принципы, которые лежат в основе подготовки и представления бухгалтерской финансовой отчетности по международным стандартам.

Назначение Концептуальных основ состоит в следующем:

содействовать Совету по МСФО при разработке будущих стандартов и пересмотре существующих МСФО;

содействовать Совету по МСФО в дальнейшей гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, касающихся представления финансовой отчетности;

содействовать национальным органам, разрабатывающим стандарты финансовой отчетности, в разработке национальных стандартов;

содействовать составителям финансовой отчетности в применении МСФО и рассмотрении вопросов, которые еще не урегулированы конкретным МСФО;

содействовать аудиторам в формировании мнения о соответствии финансовой отчетности требованиям МСФО;

содействовать пользователям финансовой отчетности в интерпретации информации, содержащейся в отчетности;

предоставить информацию о подходе Совета по МСФО к написанию международных стандартов.

Содержание Концептуальных основ


В Концептуальных основах рассматриваются следующие вопросы:

цель финансовой отчетности;

качественные характеристики полезной финансовой информации;

определения, принципы признания и подходы к оценке элементов, из которых составляется финансовая отчетность;

концепции капитала и поддержания величины капитала.

По своей структуре Концептуальные основы разделены на 3 главы:

Глава

Рассматриваемые вопросы (подвопросы)

1. Цель финансовой отчетности общего назначения

Цель, полезность и ограничения финансовой отчетности общего назначения:
— информация об экономических ресурсах отчитывающейся организации, требованиях к организации, а также изменениях ресурсов и требований;
— экономические ресурсы и требования;
— изменения экономических ресурсов и требований;
— финансовые результаты, отраженные по методу начисления;
— финансовые результаты, представленные денежными потоками за прошедший период;
— изменения экономических ресурсов и требований, не обусловленные финансовыми результатами

3. Качественные характеристики полезной финансовой информации

Качественные характеристики полезной финансовой информации:
— фундаментальные качественные характеристики (уместность, существенность, правдивое представление);
— применение фундаментальных качественных характеристик;
— качественные характеристики, повышающие полезность информации (сопоставимость, проверяемость, своевременность, понятность);
— применение качественных характеристик, повышающих полезность информации.
Ограничение, связанное с затратами на представление полезной финансовой информации

4. Концепция (в редакции 1989 года): оставшийся текст

Основополагающее допущение (непрерывность деятельности)
Элементы финансовой отчетности:
— финансовое положение;
— активы;
— обязательства;
— собственный капитал;
— результаты деятельности;
— доходы;
— расходы;
— корректировки, обеспечивающие поддержание капитала
Признание элементов финансовой отчетности:
— вероятность будущей экономической выгоды;
— надежность оценки;
— признание активов;
— признание обязательств;
— признание доходов;
— признание расходов
Оценка элементов финансовой отчетности
Концепции капитала и поддержания величины капитала:
— концепции капитала;
— концепции поддержания величины капитала и определение прибыли





  1. Пользователи финансовой отчетности и их информационные потребности.

Финансовая отчётность общего назначения предназначена для широкого круга пользователей.

1. Инвесторы. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться: покупать, держать или продать ценные бумаги. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды. Именно на интересы этой группы ориентирована международная отчётность.

2. Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, а также в информации, которая позволяет им оценить способность своей компании обеспечить заработную плату, пенсию, трудоустройство.

3. Заимодавцы интересуются информацией, позволяющей им определить, будет ли заём и причитающиеся проценты выплачены в срок.

4. Поставщики и прочие торговые кредиторы интересуются информацией, которая даёт им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними.

5. Покупатели интересуются информацией о стабильности компании, особенно, когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от неё.

6. Правительства и их органы заинтересованы в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний.

7. Общественность интересует информация о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне её деятельности. На местном уровне компании и общество совместно решают проблемы занятости, экологии, здравоохранения и обеспечения безопасности.


  1. Общие и особые требования, предъявляемые различными группами пользователей к информации отчетности.

Концепция, лежащая в основе построения бухгалтерской отчетности, предполагает строгое соблюдение общих принципов ведения бухгалтерского учета и требований, предъявляемых к отчетности. Важнейшими среди этих требований являются:

- достоверность, то есть способность и обязанность давать достоверную информацию об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее деятельности. Достоверной считается такая бухгалтерская отчетность, которая сформирована и составлена в соответствии с правилами, установленными системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.


- составление отчетности всеми хозяйственными субъектами, независимо от вида деятельности;

- последовательное применение процедур и методик составления форм баланса и отчета о финансовых результатах от одного отчетного периода к другому;

- отражение по каждому отчетному показателю, наряду с фактическими данными предшествующее периода, данных, соответствующих нормам и правилам бухгалтерского учета;

- обязательное прочеркивание показателей отчетности, по которым числовых значений в данном периоде нет;

- отражение в отчетности результатов анализа и альтернативных вариантов ведения бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой;

- составление отчетности за отчетный период согласно календарю, по 31 декабря включительно.

- оформление отчетности на русском языке;

- ведение отчетности в рублях;

- включение в отчет только тех данных, которые предусмотрены правилами составления отчетности.

- обязательность подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

Выполнение выше перечисленных требований позволяет внутренним и внешним пользователям получить более качественную информацию о состоянии организации, необходимую для принятия определенных решений.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

С точки зрения требования полноты информации, большое значение имеет ее актуальность: масштабы бизнеса, организационно-правовая форма управления, сфера и виды деятельности, степень развитости и доступности к источникам привлечения капитала и т.д.

Одним из основных требований, предъявляемых пользователями к бухгалтерской отчетности, является требование нейтральности.

Нейтральность означает, что при формировании бухгалтерской отчетной информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим.

Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицом в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности закрепляет в практике составления бухгалтерской отчетности постоянство форм и содержания бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.



  1. Элементы финансовой отчетности.

В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.

I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса:  

активы;

обязательства;

капитал. 

II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках: 

доходы;

расходы. 

1. Активы (Assets) - в международной практике (МСФО) под активами понимаются ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах.

2. Обязательства (Liabilities) - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов.

3. Капитал (Сapital; Equity) представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.

Общий капитал компании можно разделить на две части: 

капитал, полученный от своих акционеров;

капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов. 

Расходы компании (Expenses) - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы: 

обычные расходы, осуществляемые для извлечения (получения) доходов;

прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод (доходов или активов) в будущем. 

5. Доходы компании (Income) - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).

Доходы выступают в двух формах: 

выручка;

выигрыши. 

Выручка