Файл: Закон Трех состояний Заключение. Библиографический список используемой литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социология»


О.Конт основатель социологии

(тема практического задания)

ФИО студента

Акжигитова Виктория Ряшитевна

Направление подготовки

Социология социальной жизни

Группа

СОЦ-Б-2-З-2022-1


Москва 2023

Оглавление


  1. Введение

  2. Введение понятия «социология»

  3. Закон «Трех состояний»

  4. Заключение.

  5. Библиографический список используемой литературы


Введение

Еще в древности люди стали задумываться над теми вопросами, которые объективно относятся к области социологических исследований. Это означает, что социология, не имея собственного названия, существует с того момента, когда человеческие коллективы начали вырабатывать представления о себе, об их организации, о способах функционирования общества, о современной жизни людей и правилах, которыми они управляют.

Социология (societas (общество) и греч. logos (доктрина) буквально означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Отсюда из самого определения следует, что ее основным объектом является общество. Социология — относительно молодая наука с достаточно четкими хронологическими рамками своего возникновения.

Ее становление как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззрения, происходившими в Европе в конце 18 — начале 19 вв. Общество болезненно переходило от средневекового сословно-монархического строя к новым формам организации экономической и политической жизни. Старые религиозные стандарты истины, добра и красоты рушились, уступая место более прагматичным устремлениям людей. Реакцией на новые социальные потребности был позитивный стиль мышления и разумно рациональный образ действий. Изменения мировоззренческих установок как-то закрепились в структуре философского знания, в котором стали усиливаться положительные тенденции. Само рождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.


До этого различные учения о функционировании и развитии общества составляли неотъемлемую часть общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, подчас весьма оригинальные взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства выражались в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средневековья Нового времени...

Обычно возникновение социологии связывают, и вполне справедливо, с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), не особенно выдающегося, как мы говорим Кант или Гегель, но весьма проницательного, работавшего в середине 19 век. Конт родился в Монпелье в 1798 году в семье чиновника. Первая половина XIX века — чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и формирование новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Рост богатства и могущества буржуазии сопровождается нищетой и сопротивлением рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных мировоззренческих систем и напряженными философскими поисками. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, революция 1830 г., Июльская монархия, революция 1848 г., Вторая республика, Вторая империя — главные политические веки этого периода.

Все эти события повлияли на мировоззрение Конта. Рано отойдя от католицизма и монархизма, принятых в семье его отца, Конт выработал агностическое отношение к традиционной религии. Естественнонаучное образование, полученное в Политехнической школе в Париже, и республиканские настроения, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, определили характер теоретических воззрений Конта. Исключенный из школы за свободомыслие, Конт стал домашним учителем математики. Его первые короткие сочинения были посвящены математическим вопросам. Изучая работы известных французских математиков конца 18 - начала 19 веков, таких как Луи Лагранж, Гаспар Монж, Конт познакомился с проблемами философии науки. Из широкого круга авторов, сочинения которых читал молодой граф, особое влияние на него оказали Монтескье и Кондорсе, первый с их утверждением о зависимости политических и правовых явлений от законов природы, второй с формулировкой закона прогрессивного развития человечества и концепции истории, в которой главное место занимала эволюция. социальные идеи, институты и отношения.
Живо интересуясь политической экономией, Конт критически относился к учению буржуазных либеральных экономистов, проповедовавших свободу конкуренции, которая, по их мнению, должна вести к социальной гармонии свободных и независимых личностей. Противопоставляя этим учениям идею социального единства, политической интеграции индивидов и классов, Конт опирался на концепции традиционалистов и их трактовку общественного порядка.

Общество, по Конту, представляет собой сложную систему отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по отношению к целому. Он выступал против рассмотрения общества как простого набора индивидов, которые многими мыслителями рассматривались как некие «социальные атомы», существующие почти автономно.

2. Введение понятия «социология»


Термин социология буквально означает «науку об обществе» или «изучение общества». Впервые его использовал Огюст Конт (1798-1857). В своих основных трудах — «Курсе позитивной философии» (т. 1—6, 1830—1842) и «Системе положительной политики» (т. 1—4, 1851—1854) — он выразил рациональную мысль о необходимости всестороннего анализ социальных явлений.

Безусловно, совокупность вопросов, связанных с социологией, занимала ученых с древних времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов и правоведов. Но когда наметилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных наук, социология нашла выражение в объективной необходимости определения роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми внутри различных сообществ, социальные группы и общественные организации в условиях функционирования гражданского общества.

В ответ на вопросы, которые ставила жизнь, в XIX веке рождались различные концепции, стремившиеся объяснить суть происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.
По мнению Конта, новая наука «социология» должна быть позитивной наукой. Суть позитивной науки состоит в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные непреложным законам природы, сводя их по возможности к меньшему числу, признавая невозможность познания так называемых первопричин и конечных причин. Как он считал, до сих пор научно изучены только астрономические, физические, химические и биологические явления, и единственный пробел, который необходимо заполнить для завершения позитивной философии, — это научно понять социальные явления, создать «социальную физику».


В качестве основной задачи Конт выдвинул создание науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеет дело с реальными фактами и получает объективные законы, т. е. подобна наукам о неживой природе, собирательно именуемым физикой. Он выделил новую науку об общественных организмах в отдельную область, которую назвал социальной физикой, а затем социологией. Главным условием создания самостоятельной социальной науки, по Конту, является выделение конкретной реальности, не изучаемой никакими другими науками.

Необходимость введения нового термина О. Конт объяснял не пристрастием к созданию неологизмов, а необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивному изучению основных закономерностей, присущих общественным явлениям. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной, в отличие от описательной «социальной физики» А. Кетле.

Конт использовал несколько аргументов, чтобы объяснить переименование «социальной физики» в «социологию». Простейший, лингвистический аргумент заключался в том, что формирующуюся общественную науку лучше обозначить одним словом, причем существительным, чем двумя («социальная физика»), одно из которых, выражая специфику предмета, является прилагательное. Определенный «риск» использования этого неологизма заключался в том, что термин «социология» объединяет корни слов из двух разных языков: латинского soci (etas) и греческого logos, что противоречит строгим правилам словообразования. Но соблазн был велик: понятие социологии удачно оказалось в том же понятийно-ассоциативном ряду с понятием биологии, которое Конт стал употреблять в предыдущем, третьем томе своего «Курса» вместо термина physiologie; он постоянно проверял методы зарождающейся социологии, соотнося их с методами биологии как уже сложившейся науки. Конту было особенно важно заменить старый термин «социальная физика» новым — «социология» именно в четвертом томе, так как именно с этого тома своего шеститомного «Курса» он начал конкретно применять позитивный метод к пониманию общества, к созданию науки об обществе вместо умозрительной. социальная философия. . Кроме того, он, видимо, хотел отмежеваться от позиции А. Кетле, изложенной в книге "Человек и развитие его способностей, или Опыт социальной физики", изданной в 1835 г. - незадолго до того, как Конт написал четвертый том «Социальная физика». Хороший.


Учение Конта основано на идее, что любое общество на согласии умов. Общество существует постольку, поскольку его члены придерживаются одних и тех же убеждений. Именно образ мышления отличает разные стадии человеческого развития.

3. Закон «Трех состояний»



Конт подчеркивал зависимость всех элементов общественного организма, но решающую роль здесь играет духовная сфера. Развитие общества выступает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех состояний (стадий)».

По Конту, познание происходит последовательно через три теоретических состояния (стадии):

1) теологический или фиктивный,

2) метафизический или абстрактный,

3) научный или положительный.

На теологической стадии (до 1300 г.), или, как пишет Конт, в теологическом состоянии, человеческий разум видел за каждым явлением природы и человеческой жизни сверхъестественные силы. Это, по сути, фетишистское проявление религиозного сознания, которое затем сменяется политеизмом (многобожием), когда за тем или иным явлением усматриваются действия разных богов. Иными словами, на теологическом этапе развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию явлений, господствующих в его воображении, и, в конечном счете, объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. В конце богословского этапа происходит переход к монотеизму (монотеизму). Кроме того, место религиозного воображения начинают занимать экспериментальные знания о связях и зависимостях явлений внешнего мира жизни людей. Но богословский дух, по мнению Конта, требовал «постоянного уважения к моральным и политическим идеям», т.е. вопросы морали и политики во многом решались на основе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей.

Метафизический этап – это этап крушения прежнего общественного порядка, по О. Конту, он охватывает период с 1300 по 1800 гг. Идеологической основой этого периода является метафизический метод объяснения, суть которого заключается в абстрактно-персонифицированное толкование сущности вещей и явлений без опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Метафизика, пишет Конт, пытается, подобно теологии, объяснить внутреннюю природу существ, начало и цель всех вещей, главный путь образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов (как это делает теологическое мышление), он все больше и больше заменяет сущности или персонифицированные абстракции; на метафизической стадии спекулятивная часть поначалу крайне преувеличена из-за упорного желания спорить вместо наблюдения.