ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра
Бизнес-статистики
Улитина
Е.В.
Интернет-курс по дисциплине
«Статистика»
Для подготовки бакалавров по направлению
«Менеджмент»
© Улитина Е.В. 2013
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013
Содержание
Аннотация
Тема 1. Введение в статистику. Предмет, метод и задачи статистики
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод статистики.
Вопрос 2. Основные категории статистики.
Вопрос 3. Принципы статистического учета и задачи статистики.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 2. Организация статистического наблюдения
Вопрос 1. Сущность и виды статистического наблюдения.
Вопрос 2. Точность статистического наблюдения.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения
Вопрос 1. Статистическая сводка и группировка данных.
Вопрос 2. Ряды распределения.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 4. Статистические показатели. Абсолютные и относительные показатели
Вопрос 1. Абсолютные показатели.
Вопрос 2. Относительные показатели.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 5. Статистические показатели. Показатели в форме средних величин
Вопрос 1. Сущность и исходное соотношение средней величины.
Вопрос 2. Средняя арифметическая и ее свойства.
Вопрос 3. Средняя гармоническая, квадратическая и геометрическая.
Вопрос 4. Средняя хронологическая.
Вопрос 5. Структурные средние.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 6. Вариационный анализ финансовых показателей
Вопрос 1. Причины изучения вариации.
Вопрос 2. Показатели вариации и способы их расчета.
Вопрос 3. Математические свойства показателей вариации.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 7. Выборочный метод наблюдения в статистических исследованиях
Вопрос 1. Теоретические основы выборочного наблюдения.
Вопрос 2. Виды выборочного наблюдения. Способы и методы отбора единиц в выборочную совокупность.
Вопрос 3. Средняя и предельная ошибка выборки. Построение доверительных границ для среднего и доли.
Вопрос 4. Определение объема выборочной совокупности.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 8. Анализ взаимосвязи между социально-экономическими явлениями
Вопрос 1. Классификация видов и методов изучения взаимосвязи.
Вопрос 2. Графический метод выявления взаимосвязи.
Вопрос 3. Изучение взаимосвязи между качественными признаками.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 9. Измерение и прогнозирование взаимосвязи с помощью корреляционно-регрессионного анализа
Вопрос 1. Корреляционный анализ.
Вопрос 2. Регрессионный анализ.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания.
Тема 10. Статистический анализ рядов динамики
Вопрос 1. Понятие и классификация рядов динамики.
Вопрос 2. Аналитические показатели динамики.
Вопрос 3. Тенденция ряда динамики и методы ее выявления.
Вопрос 4. Простейшие методы прогнозирования.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания.
Тема 11. Индексный метод анализа социально-экономических явлений
Вопрос 1. Общие понятия об индексах.
Вопрос 2. Индивидуальные индексы.
Вопрос 3. Сводные индексы.
Вопрос 4. Средние формы сводных индексов.
Вопрос 5. Индексный анализ влияния структурных изменений.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания.
Аннотация
Изучение дисциплины «Статистика» ориентировано на получение студентами знаний статистического анализа различных социально-экономических процессов и явлений. Программа дисциплины «Статистика» разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Менеджмент», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дисциплина «Статистика» дает студентам представление о количественных методах изучения социально-экономических процессов, происходящих в современном обществе, расширяет их кругозор.
Владение методами статистики является одним из важнейших деловых качеств менеджера, предпринимателя и экономиста высшей квалификации.
Изучение дисциплины предусматривает лекционные, лабораторные и практические занятия.
Место дисциплины в учебном процессе Университета.
Дисциплина «Статистика» является частью математического и естественнонаучного учебного цикла профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров менеджмента и дает основу для дальнейшего изучения других экономических дисциплин, использующих статистические методы.
Цель и задачи дисциплины.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний о системе статистических показателей, используемых для отражения состояния и развития явлений и процессов общественной жизни, а также практических навыков применения статистических методов для обработки и анализа количественной и качественной информации о развитии социально-экономических процессов и явлений.
Задачи дисциплины:
· изучение методов формирования информационной базы статистики, в т.ч. таких как: статистическое наблюдение, сводка и группировка, абсолютные, относительные и средние величины;
· изучение методов анализа статистических распределений;
· изучение выборочного метода и оценки статистических гипотез;
· изучение индексного метода анализа статистических данных;
· изучение методов исследования динамики и взаимосвязи экономических явлений.
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
· ОК-15 – овладение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
· ОК-16 – понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
· ОК-17 – овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
· ПК-27 – способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
· ПК-31 – умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
· ПК-40 – способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
· ПК-41 – способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат, иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
· ПК-44 – способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источника финансирования.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
· методы количественного анализа и моделирования (ОК-15);
· роль и значение информации и методы ее получения (ОК-16, ОК-17);
· методы анализа данных, необходимые для решения поставленных экономических задач (ПК-27, ПК-31, ПК-40, ПК-41).
Уметь:
· собирать и обрабатывать данные с помощью различных статистических методов (ОК-17, ПК-31, ПК-40);
· выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей (ОК-16, ОК-17);
· собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках (ПК-27, ПК-31, ПК-40, ПК-41, ПК-44).
Приобрести навыки:
· сбора и обработки необходимых данных (ОК-16, ОК-17, ПК-40);
· анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках (ПК-27, ПК-31, ПК-40, ПК-41, ПК-44);
· выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов (ОК-15).
Формируемые компетенции: ОК-15, ОК-16, ОК-17, ПК-27, ПК-31, ПК-40, ПК-41, ПК-44.
Тема 1. Введение в статистику. Предмет, метод и задачи статистики
Цель изучения темы состоит в овладении основными дефинициями статистики как науки и принципами организации статистического учета в Российской Федерации.
В результате успешного освоения темы Вы:
Узнаете:
· что такое статистика, что она изучает и какие отрасли статистики существуют;
· важнейшие категории и понятия статистики;
· что такое статистическое исследование и из каких этапов оно состоит.
Приобретете компетенции:
· владение методами теоретического и экспериментального исследования;
· понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;
· использование понятия статистики при изучении других дисциплин.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· статистика;
· предмет статистики;
· признак;
· статистическая совокупность;
· единица статистической совокупности;
· вариация;
· статистический показатель.
Вопросы темы:
1. Понятие, предмет и метод статистики.
2. Основные категории статистики.
3. Принципы статистического учета и задачи статистики.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод статистики.
Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь, статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества: производство и реализацию промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство и реконструкцию основных фондов, работу транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в бухгалтерском учете, экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, логистике, страховании и оценочной деятельности, в других научных и практических областях.
Первоначально статистику определяли как «государствоведение», поскольку в основном она занималась описанием особенностей государств и служила для учета населения, сельскохозяйственных средств производства, для повышения эффективности взимания налогов и сборов, т.е. для реализации фискальных целей государства. С развитием торговли и международных товарно-денежных отношений описательной функции статистики становится недостаточно, что послужило стимулом для выделения ее в самостоятельную науку.