Файл: Занятие Изучение понятия качество.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
Оглавление
Предисловие ................................................................................................... 4
Тема 1 Качество как экономическая категория и объект управления ........ 5
Практическое занятие «Изучение понятия «качество»................................ 5
Тема 2 Факторы, обеспечивающие качество продукции ............................. 7
Семинарское занятие «Изучение факторов, влияющих на качество» ........ 7
Практическое занятие «Изучение требований к маркировке» .................... 7
Тема 3 Нормативно-правовое обеспечение качества ................................... 9
Семинарское занятие «Изучение Федеральных законов, регулирующих вопросы качества» ...............................................................
9
Тема 4 Основные понятия квалиметрии ....................................................... 10
Семинарское занятие «Изучение основных понятий в области квалиметрии» .................................................................................................
10
Практическое занятие «Изучение методики оценки уровня качества товаров» ..........................................................................................................
10
Тема 5 Теоретические и исторические аспекты управления качеством ..... 16
Практическое занятие «Изучение механизма управления качеством» ....... 16
Практическое занятие «Изучение особенностей управления качеством на этапе использования товара» ....................................................................
18
Тема 6 Функции управления качеством продукции .................................... 20
Практическое занятие «Разработка Политики в области качества» ........... 20
Практическое занятие «Определение соответствия продукции требованиям и ожиданиям потребителей» ...................................................
23
Практическое занятие «Изучение методов контроля качества товаров» ... 24
Тема 7 Системы управления качеством ....................................................... 47
Практическое занятие «Анализ систем управления качеством» ................. 47
Практическое занятие «Изучение международных стандартов ИСО серии 9000».....................................................................................................
49
Практическое занятие «Разработка элементов системы менеджмента качества предприятия» ..................................................................................
50
Семинарское занятие «Организация и проведение внутренней проверки системы качества торгового предприятия» ..................................................
58
Тема 8 Сертификация систем качества ......................................................... 59
Практическое занятие «Организация работ по сертификации систем качества» .........................................................................................................
59
Тема 9 Экономические проблемы качества .................................................. 61
Практическое занятие «Анализ затрат по качеству» ................................... 61
Библиографический список ........................................................................... 66
Приложения .................................................................................................... 68


4
Предисловие
Методическое пособие разработано с целью выработки необходи- мых для деятельности будущих специалистов высшей квалификации умений и навыков по управления качеством продукции, товаров и услуг на всех этапах жизненного цикла. Это важно для того, чтобы работа по обеспечению качества носила не эпизодический характер, а была органи- зована в постоянно действующую систему качества, отвечающую реко- мендациям международных стандартов ИСО серии 9000.
Методические рекомендации содержат большое разнообразие практических заданий, это позволит освоить различные аспекты управ- ления качеством применительно к разным объектам – товарам, услугам, процессам и т.п.
Семинарские и практические занятия проводятся в следующем по- рядке.
1. Для равномерного планирования самостоятельной работы и своевременной подготовки к занятиям студент получает методи- ческие указания и календарный план практических занятий, с указанием даты их проведения.
2. На каждом занятии проверяется готовность студентов к выпол- нению заданий. Подготовка к занятию предполагает изучение всех вопросов темы, подготовку реферата, выполнение заданий для самостоятельной работы, предусмотренных в каждой теме.
Подготовка к занятию самостоятельно облегчает и ускоряет вы- полнение задания в учебное время, позволяет лучше усвоить ме- тодику работ и изучаемый материал.
3. Непосредственно на занятии преподаватель проводит краткий инструктаж по особенностям выполнения практического зада- ния. По ходу преподаватель консультирует студентов по неяс- ным вопросам и контролирует выполнение ими задания.
4. Задания выполняются студентами самостоятельно, результаты работы аккуратно записываются в тетрадь в виде отчета.
Письменная запись (отчет) составляется во время выполнения за- дания и представляется преподавателю для просмотра. В конце отчета ставится дата выполнения и подпись преподавателя.
Небрежно выполненные и незаконченные работы не зачитываются и выполняются заново.
Работая в аудитории, студенты должны следить за чистотой на ра- бочем месте. После окончания занятия необходимо привести в порядок рабочее место.

5
ТЕМА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Практическое занятие
«Изучение понятия «качество»
Цель: углубление представлений о понятии «качество».
Методическое и материальное обеспечение:

методические указания;

ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения»;

линейки.
Содержание занятия
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия
Вопросы занятия:
1. Качество – объект управления.
2. Эволюция взглядов на качество.
3. Пирамида качества.
Методические указания
Студент выбирает вопрос занятия и, используя литературные ис- точники [6-9, 14, 17, 21], готовит реферат, материал которого докладыва- ет на занятии.
Задание 2. Анализ определений понятия «качество»
Методические указания
Для выполнения задания следует использовать информацию, пред- ставленную в Приложении А. Результаты анализа представить в таблице
1. По завершении работы выделите наиболее ёмкое определение.
Таблица 1 – Анализ определений понятия «качество»
Автор
Определение
Аспект качества, рассматриваемый в определении
Платон
Совокупность определенных свойств, отличающих данный предмет от других предметов того же вида
Качество как отличие


6
Задание 3. Изучение терминов и определений в области качества
Методические указания
Используя ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качест- ва, основные положения и словарь изучите, определения терминов. Ре- зультаты работы оформите в таблице 2.
Таблица 2 – Термины и определения в области качества
Термин
Определение
Качество
Требование
Удовлетворенность потребителей
Управление качеством
Обеспечение качества
Улучшение качества

7
ТЕМА 2 ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО
ПРОДУКЦИИ
Семинарское занятие
«Изучение факторов, влияющих на качество»
Цель: углубление представлений о факторах, влияющих на качество.
Методическое обеспечение:

методические указания.
Самостоятельная работа
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия
Вопросы занятия:
1. Процесс проектирования и конструирования: понятие, влияние на качество.
2. Сырье и комплектующие: понятие, влияние на качество.
3. Технологическая обработка: понятие, влияние на качество.
4. Упаковка: понятие, классификация и характеристика влияния на качество.
5. Маркировка: понятие, влияние на качество.
6. Транспортирование и хранение: понятие, влияние на качество.
Методические указания
Студент выбирает вопрос занятия и, используя литературные ис- точники [5, 16, 18], готовит реферат, материал которого докладывает на занятии.
Содержание занятия
Задание 1. Обсуждение вопросов семинара
Практическое занятие
«Изучение требований к маркировке»
Цель: изучение требований, предъявляемых к информации, приоб- ретение умений в разработке информационных материалов для потреби- телей товаров.
Методическое и материальное обеспечение:

методические указания;

ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.

8
Содержание занятия
Задание 1. Изучение ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары.
Информация для потребителя
Определить соблюдение требований ГОСТ при маркировке изделий.
Методические указания
Используя ГОСТ Р 51121, определить основные и дополнительные элементы маркировки предложенных изделий. Оценить, насколько вы- полнены требования ГОСТ Р 51121, предъявляемые к маркировке.
Результаты работы оформляются в произвольной форме.


9
ТЕМА 3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАЧЕСТВА
Семинарское занятие
«Изучение Федеральных законов, регулирующих вопросы качества»
Цель: углубление представлений о правовых аспектах качества.
Методическое обеспечение:

методические указания.
Самостоятельная работа
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия
Вопросы занятия:
1. Ответственность изготовителей в обеспечении качества.
2. Формы и виды ответственности изготовителей.
3. Механизм обеспечения прав потребителей и ответственности из- готовителей при обеспечении качества.
4. Ответственность изготовителей за ненадлежащую информацию о товарах.
5. Порядок устранения недостатков и замены товаров ненадлежа- щего качества.
6. Участие федеральных органов исполнительной власти в контро- ле качества и безопасности товаров (работ, услуг).
Методические указания
Студент выбирает вопрос занятия и, используя литературные ис- точники [1, 2, 3, 9, 19], готовит реферат, материал которого докладывает на занятии.
Содержание занятия
Задание 1. Обсуждение вопросов семинара

10
ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КВАЛИМЕТРИИ
Семинарское занятие
«Изучение основных понятий в области квалиметрии»
Цель: углубление представлений об основных категориях квали- метрии.
Методическое обеспечение:

методические указания.
Самостоятельная работа
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия
Вопросы занятия:
1. Квалиметрия – наука об измерениях.
2. Показатели качества: понятие, классификация и характеристика.
3. Методы определения показателей качества.
4. Коэффициенты весомости показателей: понятие, необходимость и методы их расчета.
5. Качество экспертов: понятие, методы определения.
6. Понятие оценки качества товаров.
7. Методы оценки уровня качества.
Методические указания
Студент выбирает вопрос занятия и, используя литературные ис- точники [4, 6, 17, 24, 25], готовит реферат, материал которого доклады- вает на занятии.
Практическое занятие
«Изучение методики оценки уровня качества товаров»
Цель: углубление представлений о методах оценки качества това- ров, приобретение умений определения уровня их качества.
Методическое и материальное обеспечение:

методические указания;

линейки;

калькуляторы;

ГОСТы.
Задание 2. Оценка качества комплексным методом
Комплексным методом определите уровень качества ситца, значе- ния показателей качества которого указаны в таблице 3. Сделайте вывод о его соответствии предъявляемым требованиям. Коэффициенты весомо- сти показателей качества определите самостоятельно.


11
Таблица 3 – Показатели качества ситца
Показатель качества
Коэффициент весомости, g i
Абсолютные значения показателей
Х
баз
Х
ф акт
X m
in
Толщина ткани, мм
0,75 0,6 0,58
Масса 1 м
2
ткани, г
75 65 65
Прочность на разрыв, дан
12 11 6,5
Дизайн, баллы
10 8
6
Устойчивость окраски, баллы
10 7,5 6
Стойкость к истиранию, циклы
2 210 2 200 1 950
Методические указания
Ход решения удобно будет оформлять в таблице 4.
В первую очередь определяют относительные значения показате- лей. Выбор формулы, применяемой для расчета, зависит от влияния по- казателя на качества объекта в целом. Оно (влияние) может быть «пози- тивным» и «негативным». «Позитивным» признается показатель, кото- рый при увеличении абсолютного значения приводит к повышению ка- чества в целом. Например, чем выше оценка по показателю «Дизайн», тем лучше в целом качество объекта.
«Негативным» будет являться показатель, который при увеличении своего абсолютного значения приводит к снижению общего качества. На- пример, чем выше уровень шума пылесоса, стиральной машины, холодиль- ника, тем это хуже для потребителя. Для удобства в первой графе таблицы отмечается влияние показателя знаками «+» (позитивное) и «-» (негативное).
Относительные показатели – P
i
– рассчитываются: при «позитивном» влиянии показателя по формуле (1), при «негативном» – по формуле (2):
,
(1)
,
(2) где х оцен
, х i
– значение показателя оцениваемого образца; х
баз
, х max
– значение показателя базового образца.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 4.
Определяя взвешенные значения показателей, следует быть очень внимательным. Здесь необходимо соответствующие относительные зна- чения показателей умножить на коэффициенты весомости и занести ре- зультаты в определенные графы. max
)
(
x
х
х
x
P
i
баз
оцен
i
=
=
+
i
оцен
баз
i
x
х
x
x
P
max
)
(
=
=


12
Расчет комплексных средневзвешенных показателей Q
i осуществ- ляется по формуле (3):
(3)
После того как определены комплексные показатели, устанавли- вают уровень качества Ук по формуле (4):
(4)
Базовый уровень качества (Ук max
) всегда равен 1.
Вывод о соответствии качества исследуемого товара установлен- ному делают исходя из того, входит ли уровень качества образца в ин- тервал, ограниченный значениями
Пример
Оценить качество стиральной машины, имеющие показатели, зна- чения которых указаны в таблице 4.
Таблица 4 – Определение комплексного показателя качества стиральной машины
Показатель качества
Коэффициент весомости, g i
Абсолютные значения показателей
Относительный показатель качества
Взвешенные значения показателей
Х
баз
Х
ф акт
X m
in
Р
баз
Р
ф акт
Р
m in g
i
*
Р
max g
i
*
Р
ф акт g
i
*
Р
m in
Отстирываемость,
% (+)
0,4 62 60 52 1
0,97 0,84 0,4 0,39 0,34
Потеря прочности,% (-)
0,3 12 14 16 1
0,86 0,75 0,3 0,26 0,23
Дизайн, баллы (+)
0,2 10 8
6 1
0,8 0,6 0,2 0,16 0,12
Уровень шума, дБ (-)
0,1 34 40 40 1
0,85 0,85 0,1 0,08 0,08
Итого
1
-
-
-
-
-
-
1 0,89 0,77
В нашем случае уровни качества фактические и минимально до- пустимые равны:
Ук факт
= 0,89
Ук min
= 0,77

=
=
n
i
i
i
i
g
Р
Q
1
*


=
=
=
n
i
i
n
i
i
i
i
g
Р
g
Р
Ук
1
max
1
min
Ук
Ук
баз