Файл: Доклад студента заочной формы обучения 1 курса группы 01002253 Пересыпкин Артем Александрович.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Политическая идеология во время Династии Хань
Доклад
студента заочной формы обучения
1 курса группы 01002253
Пересыпкин Артем Александрович
Научный руководитель:
Пенской Виталий Викторович
БЕЛГОРОД 2023
Введение
Для нормального функционирования общества в любой исторический период времени необходимы государство, стабильное социальное устройство, развитие экономики, но еще важнее всех этих необходимых условий развития общества социо-культурная матрица, которая определяет облик государства и общества и позволяет воспроизводить его основные параметры в случае крушения государства, развала экономики или социального взрыва.
Человечество смогло изобрести пока только два вида социо-культурной матрицы – это религия и идеология.
Существование на протяжении нескольких веков единой Ханьской империи способствовало расцвету культуры древнего Китая. За этот период были достигнуты значительные успехи в области естественных и точных наук и философии, дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.
Пользуясь благами цивилизации в наши дни, мы не осознаем, что часть из них подарили нам достижения Древнего Китая. Этот трудолюбивый народ прошел не легкий путь исторического развития. Особенности мышления и философии заложили частичные основы современного мировоззрения. Уникальностью формирования китайского общество было стремление достичь технологического прогресса наравне с духовным совершенствованием. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Гусаков В.В. считает, что «Из всех китайских династий Древнего мира Хань наиболее «западническая» с точки зрения максимального распространения крайних пределов китайских завоеваний в «Западном крае» (центральноазиатском макрорегионе). Военно-политические достижения ханьцев в Центральной Азии оставались непревзойдёнными для всех последующих правителей Китая, вплоть до воцарения средневековой династия Тан».
Основная часть
Идеология – это всегда творение человеческого разума и направлена на изучение бытия, что позволяет ей уже в структуре своих идей напрямую задавать параметры устройства общества. Поэтому общества основанные на идеологии довольно редки в истории человечества, так как идеологии требуется для распространения развитая письменная культура, сложное иерархическое строение общества, высокопроизводительный экономический базис, что для традиционного общества практически маловероятное сочетание.
В Китае, напротив, из среды философских школ выдвинулись три философские доктрины, которые сыграли значительную роль в развитии страны.
Первая доктрина – это даосизм, учение о Великом Абсолюте, Дао. Создателем учения считается Лао-цзы живший будто бы примерно в одно время с Конфуцием. Главным принципами учения даосов было следование по пути самосовершенствования (Дао) и уход от мира к природе. Одним из важнейших положений учения было также недеяние (у-вэй), то есть возможность наладить свою жизнь таким образом, чтобы все шло должным путем, но без активных действий человека. Методом у-вэй даосы предлагали руководствоваться в общественной жизни и управлении государством. Естественно, что такая философская доктрина не смогла бы стать идеологией государства, так как управление страной как раз подразумевает обеспечение развития страны с помощью активных действий государственного аппарата. Поэтому даосизм не получил признания со стороны правящих элит царств. Проигравший в конкурентной борьбе за превращение в официальную идеологию даосизм был вытеснен в частную жизнь и трансформировался в мистическое учение, направленное на познание инобытия, то есть превратился в своеобразную народную квазирелигию.
Второй доктриной сыгравшей огромную роль в истории Китая было учение легистов (Школа фа-цзя) Первым видным представителем этого учения считается Гуань Чжун, с именем которого связываются первые реформы, направленные на преобразование удельной системы. Культ закона – вот основное положение легизма. Только закон с точки зрения легистов, который должен отражать общественное благо, способен установить порядок в обществе и обеспечить его гармоничное развитие. (Любопытно, что подобное преклонение перед законом свойственно и либеральной идеологии) Именно легизм первоначально побеждал в идейной схватке философских учений. Практически все министры, проводившие реформы в царствах направленные на ликвидацию удельной системы управления и замены её на управление царством с помощью бюрократического аппарата, были легистами. Это
произошло благодаря тому, что легизм оказался доктриной, которая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства. Поэтому в те царства, где были проведены реформы легистского типа, усилились и вступили в борьбу между собой за объединение страны.
Третьей доктриной, в конечном итоге победившей в идейной схватке было конфуцианство. Его создателем стал Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) Он выдвинул в качестве общественного эталона благородного мужа (цзюнь-цзы) готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы и традиции (ли), почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо) и призвал следовать этому идеальному образцу. Придерживаясь этих принципов, благородный муж не только пойдет по пути морального самосовершенствования, но и построит образцовую семью, так как личный пример главы семьи всегда оказывает решающее влияние. А так как с точки зрения конфуцианства общество – это та же семья только большая, то принципы ли, сяо, жэнь должны применяться и в государственной политике. Конфуцию также принадлежит идея разумного управления государством в интересах народа-семьи, которое приведет к созданию гармоничного общества. Первоначально философское учение Конфуция не встретило особого понимания элиты общества, так как налагала большие моральные ограничения в первую очередь на неё. Кроме того успехи реформ легистов привлекали расположение правителей царств именно к их учению. Поэтому конфуцианцы были вынуждены долгое время вести пропаганду своего учения в условиях недоброжелательного отношения к ним со стороны элит царств.
В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными.
Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.) во II—I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во
всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.
Заключение
В заключении, древнекитайский период становления основ цивилизации и государственности, создания зрелого и достаточно совершенного в основных своих параметрах аппарата администрации централизованного государства пришел к своему логическому завершению. В ханьском Китае времен У-ди конфуцианско-легистский аппарат власти с его вышколенными чиновниками, тщательно отбиравшимися перед назначением на должность из числа хорошо зарекомендовавших себя знатоков официальной конфуцианской доктрины, стал итогом длительного процесса синтеза идей и эволюции политических и социальных институтов. Необходимый элемент принуждения в рамках имперской администрации гармонично сочетался с традиционным патернализмом, а веками воспитывавшаяся социальная дисциплина ориентированных на почтение к старшим подданных подкреплялась конфуцианским духом соперничества и самоусовершенствования, который в условиях имперского Китая всегда был двигателем, позволявшим огромной административной машине не застояться, не заржаветь. И хотя после У-ди ханьский Китай вступил в полосу затяжного кризиса (вообще последующая история страны развивалась циклами, от расцвета и стабильности к кризису и упадку, а затем к очередному расцвету), заложенных традицией, преимущественно конфуцианством, потенций вполне хватило для того, чтобы китайская цивилизация и государственность сохранили свою жизнеспособность.
Список использованной литературы
-
Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Московского университета, 2004. — 751с. -
Кравцова Марина Евгеньевна. История культуры Китая: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Культурология". — С.Пб. : Лань, 1999. — 416с -
Акопов Сергей Самсонович. История повторяется: от египетских пирамид до Московского Кремля: [В 2 кн.] / Сергей Акопов. — Калязин : Акопов, 1994.