Файл: Индивид, личность аспект репрезентации героя или группы героев в тексте или как текст соотносится с личностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивид, личность – аспект репрезентации героя или группы героев в тексте или как текст соотносится с личностью автора
Проблематика лингвистики текста на современном этапе развития языкознания связана с изучением речи в ее целостных разновидностях. Так как текст многоаспектен, то при функционально-смысловом подходе к нему основой становятся монологические типы речи (описание, повествование, рассуждение), каждый со своим логико-смысловым значением и соответствующей языковой структурой [1]. Задачей текста любого типа речи является сообщить какую-то новую информацию: привести новые факты, описать обстановку, доказать истинность выдвинутого положения и т.п. Решая эту задачу, автор текста, говорящий, так или иначе заявляет о себе, выражает свое мнение, оценки.

Автор произведения – это объективно существующая личность с присущими ее чертами, характеристиками и ценностями. Образ автора – это субъективное, ментальное образование, созданное реальной личностью, то есть конкретным автором. Образ автора выражает суть художественного произведения, контролирует его идейное, композиционно-структурное и языковое единство.

Автора следует рассматривать не как представителя какой-то профессии, а как индивида, и организует от свой текст, ориентируясь на свою авторскую индивидуальность. Ученые отметили, что четкой границы между реальностью и творческой личностью писателя быть не может, так как социальный, профессиональный и личный опыт автора воплощается в художественном тексте и в его собственном отношении к теме произведения. «Будучи творческим субъектом произведения, писатель неизбежно становится и его объектом, так как вольно или невольно самораскрывается в нем» - пишет Г.В. Кручевская [2, c. 3] Автор, по мнению В.Л. Шуникова, - «субъект, обладающий креативными полномочиями», который организует коммуникативное событие» [3, c. 12]

В качестве материала для анализа взяты произведения И.А. Бунина.

Иван Бунин – чуткий знаток человеческих душ, мастер художественного слова в сфере чувств, отношений, эмоций. Рассказ был написан автором в период эмиграции, оттого он так пронзителен, трогателен, красив. Главные герои «Тёмные аллеи» не смогли построить свою жизнь из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный, постаревший возлюбленный Надежды, сбежав от неё, бежит от себя всю жизнь. Список характеристик героев поможет в составлении читательского дневника или написании сочинения по произведению.


Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ «Тёмные аллеи», но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

В основу рассказа «Галя Ганская » также положена история любви, и в рассказе перед читателем снова предстают два типа художников, но уже отличных от обрисованных в предыдущем произведении. Во-первых, это отец героини художник Ганский, именно с его домом мы знакомимся подробно, попадая туда в воспоминаниях рассказчика.

Рассказ И.А. Бунина «Качели» входящий в цикл «Тёмные аллеи», — произведение о встрече, быстром сближении, ослепительной вспышке чувств и неотвратимом расставании. Рассказ этот очень невелик по объёму — менее двух страниц; в нём всего три эпизода: сцена в гостиной, разговор на качелях и диалог героев в аллее; в нём нет ни подробных пейзажей, ни портретов, ни интерьеров (писатель включает в повествование лишь отдельные детали). Писатель избегает оценок, но позволяет судить о состоянии души героев по внешним проявлениям чувств. Самое главное, суть — во взволнованных голосах двух влюблённых людей.

Автор в этом произведении максимально самоустраняется, оставляя свой голос героям. (Бунин часто использует подобный приём для создания художественного целого.) Он как будто не хочет мешать двум счастливым людям и оставляет их в одиночестве. Авторское слово становится особо значимым: именно в нём проступает истинное отношение героев к происходящему, именно авторский голос сообщает о пристальном, бессмысленном и радостном взгляде героини, об их взволнованном дыхании, о синих глазах и прекрасном счастливом лице. Судьба безымянных юноши и девушки помещена Буниным в центр мироздания. Оба молодых человека бесконечно счастливы, и они одни во всем мире. Кроме двух главных героев, в рассказе более нет ни одного персонажа, но они и сами отделяют себя от всего, что их окружает, остаются в полном одиночестве на маленьком островке огромной тёплой летней ночи, вдвоём на всей земле. Писатель изображает героев, которые существуют в абсолютной гармонии с собой и окружающим их миром. Самые приземлённые бытовые реалии этого мира становятся символами их счастья.

Укромный уголок дачного сада, где скрипят несмазанные петли стареньких качелей, становится для счастливых людей огромным миром, полным любви, нежности и красоты. Мимолётное чувство по значимости становится равным великой любви, «что движет солнца и светила». Герои ощущают, что одно мгновение их жизни подобно вечности. Это чувство единения с миром возникает в тот момент, когда событийные границы существования героев полностью совпадают с их внутренним мироощущением. В этом единстве всего сущего сливаются молодость и красота героев, их краткое счастье и образ вечной любви, поэзия летней ночи и бытовые подробности дачной жизни.

Композиция рассказа «Речной трактир» как и характерно для позднего Бунина, четко прописана и контрастна.

Основной сюжет – две мимолетных встречи доктора с незнакомкой в старинном волжском городе. Он обрамлен московскими сценами, которые происходят в известном ресторане «Прага» на Арбате. Раскрасневшийся от выпитого доктор вспоминает то, что когда-то случилось с ним на Волге, и последовательное чередование «московского» и «волжского» дает образ России и «русского».

Сюжетная неразрешенность обращает внимание к переживанию русской предреволюционной истории. Люди, которым грозит погибель, становятся у Бунина олицетворенным воплощением гибели страны, переживающей одновременно расцвет и падение.

Сюжетная неразрешенность обращает читателя к острейшему переживанию русской предреволюционной истории, актуализирует тот исторический момент, когда страна тоже будто бы замерла перед лицом будущих потрясений. Чистые, жертвенные и жалкие в своей жертвенности героини, которым грозит погибель, становятся у Бунина олицетворенным воплощением гибели страны, переживающей одновременно расцвет и падение.

«Мадрид» – произведение Ивана Алексеевича Бунина. Написано в 1944 году.

В аспектах любви Бунин был очень своеобразным и интересным человеком. Он любил возвышенные чувства. Порой платоническая любовь не была чужда писателю. Однако и о физической близости не забывал автор многих интересных произведений. Опыт общения с женщинами помог Бунину написать много интересных рассказов, среди которых стоит выделить «Мадрид». Произведение интересно тем, что оно отображает некоторые взгляды автора на любовь.


Суть рассказа в том, что в нём сразу же бросается в глаза важная мысль. Девушка Полина, оказавшись проституткой, всё равно сохранила детскую непосредственность. Она вспоминает еврея-шулера, болевшего чахоткой. Возможно, девица была в него влюблена.

Проблематика данного рассказа – нравственный выбор, падение людей и общества – вот проблематика произведения.

Писатель показал молодую девушку, оказавшуюся в тяжелом жизненном положении. Таким людям иногда можно помочь.

Автор учит нравственности – это то, что должно стать главным качеством любого человека. Но не стоит спешить кого-либо обсуждать.

Рассмотрим рассказ «Весной, в Иудее». В рассказе затронута тема культуры арабской страны Иудея, обычаи ее жителей и их нравы. В то же время Бунин показывает, что человек и его чувства одинаковы везде, независимо от местоположения. Племянница Аида, доброго знакомого рассказчика, была не старше 18-ти лет, но уже овдовела, проведя в браке 4 года.

По всей видимости, Бунин этой информацией хотел подчеркнуть такую ее фривольность с рассказчиком.

Глубокое и всестороннее изучение стиля и языка романа Лермонтова «Герой нашего времени» невозможно без исследования его речевых особенностей, которые мы попытались рассмотреть с точки зрения репрезентации говорящего в аспекте типов речи. Такой подход может помочь в анализе художественного произведения, в рассмотрении его поэтики, выявлении характерных особенностей стиля писателя. Кроме того, детальное исследование феномена, говорящего окажется, по утверждению многих языковедов, плодотворным для анализа полифонии в поэтике, поскольку именно лингвист может указать исследователю художественного текста, в каких точках повествования следует искать скрытые голоса автора или его героев.

Список литературы

  1. Асратян З.Д. Языковая личность образа автора в художественном дискурсе // Гуманитарные исследования. 2016. Вып 2. – С. 76-80.

  2. Кручевская Г.В. «Образ автора» как организующая категория в комплексных методиках исследования стиля художественного произведения: Методическая разработка по спецкурсу. Томск: Томский гос. ун-т. №2. 35 с.

  3. Шуников В.Л. «Я» - повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии: автореф. дис. канд. филол. Наук: 10.01.08. М., 2006. 19 с.