Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогпсихолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Педагог-психолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710)
Дисциплина: Клиническая психология детей и подростков
Практическое задание 3, Модуль 3. Патопсихология детей и подростков
Выполнил:
слушатель Незговорова София Сергеевна
Преподаватель:
Миллер Арина Александровна
г. Москва - 2022
Нейропсихологические синдромы у детей и подростков
№ п/п | Название синдрома | Примерная локализация нарушения | Основные проявления синдрома (кратко) |
1. | Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга | 3-й функциональный блок мозга, лобные отделы мозга, прежде всего левого полушария. | Отвлекаемость, равнодушие, утомляемость. Мотив=материализованное поощрение или наказание. При выполнении заданий требуется постоянный контроль взрослого. Отсутствие красной строки на письме, пропуски букв слов, стремление к персевераторному стилю деятельности, стремление к упрощению программы. Часты эхолалии, бедная речевая продукция. |
2. | Функциональная несформированность левой височной области | Височные структуры левого полушария. | «Безграмотность», восприятие чужой речи как иностранной, незнакомой, снижение понимания обращенной речи. Изолированные трудности речевого звукоразличения. Литеральные парафазии, "проглатывание" окончаний. При письме: размытость границы слова , слитное написание двух слов, пропуски букв. |
3. | Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) | Система нервных волокон мозолистого тела. | Зеркальность при восприятии, запоминании, написании букв и цифр, игнорирование левой половины перцептивного поля, несформированность реципрокной координации рук, использование различных стратегий решения интеллектуальных задач,тенденция к игнорированию левой половины пространства, несформированность доминантных руки, глаза, уха. Полные или системные реверсии. Несформированность фонематического слуха. |
4. | Функциональная несформированность правого полушария мозга | Правое полушарие мозга | Дефекты метрических синтезов, предметные парагнозии, привнесение побочных ассоциаций в продуктивную деятельность, недостаточности пространственных представлений, обилие параграфий и реверсий, склоннность к обильному фантазированию. |
5. | Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга | Базальные ганглии, таламус. | Ригидность психических процессов, эмоциональная лабильность, быстрая пресыщаемость, моторная неловкость. Капризность , чувствительность, неуправляемость в поведении, длительный энурез, гримасничанье, тики, вскрикивания, неконтролируемый смех, неразборчивый почерк, микро- и макрография, вычурная речь. |
6. | Дисгенетический синдром | Стволовые образования мозга | Лицевые ассиметрии, ассимтерии глазных щелей, неправильный рост зубов,дистонии с постоянными колебаниями, обилие пигментных пятен, дисплазии, соматические дизритмии, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий с постоянными девиациями языка. Специфические особенности гормонального и имунного статуса. Неспособность к выполнению расципрокных (разнонаправленных ) движений. Грубые и труднокорригируемые феномены в поведении. Накопление амбилатеральных черт и псевдолеворукости. Дефекты избирательности памяти. Задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария. |
7. | Атипия психического развития | Внутри и межполушарные связи. | Генетическое левшество.Отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга. Неблагополучный, сравнительно поздний дебют моторных компонентов любой функции. Несформированность уровней психических операций и автоматизмов. |
Задание 2.
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
Вид дизонтогенеза | Нарушение, характерное для данного вида дизонтогенеза | |
Отставание в развитии | Общее недоразвитие | Олигофрения. Врожденный психический деффект, возникший вследствие повреждения и патологического развития головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Аномальное развитие возникающее в результате либо наслественной патологии, либо поражения зачатка или плода во время внутриутробного развития, либо поражения ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка. |
Задержанное развитие | (ЗПР) Задержка психического развития. Замедление темпа созревания психики относительно общих норм ее развития. Может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными, психогенными, а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера. | |
Поломка в развитии | Поврежденное развитие | Деменция. Сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием более молодых образований. Одна из них представляет собой следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Второй вариант у детей перенесших мозговое заболевание в дошкольном возрасте. Эпилепсия. По механизму возникновения различают генуинную эпилепсию и эпилепсию травматического генеза. |
Дефицитарное развитие | Слепота/глухота. Грубое недоразвитие либо повреждение отдельных функциональных систем. Первичный дефект анализатора либо определенной физиологической структуры ведет к недоразвитию частных функций, а также к замедлению развития ряда функций, связанных с пострадавшей опосредованно, что тормозит психическое развитие в целом. | |
Асинхрония развития | Искаженное развитие | (РДА) Ранний детский аутизм. Сложные комбинации ускоренного развития отдельныз психических функций в сочетании с общим недоразвитием. Оющее расстройство развития при наличии аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3х лет, и аномальным функционироваванием во всех трех сферах социальног взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. Шизофрения. На фоне соответсвующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении. |
Дисгармоническое развитие | Психопатия. Нарушение личностного развития, проявляющееся в формировании особой эмоционально-волевой сферы. Асинхрония дисгармонического развития, как и при искаженном развитии, сочетает в себе явления ретардации одних систем с парциальной акселерацией других при общем нарушении субардинационного взаимодействия ряда психических функций. Невротическое развитие личности. Невротические реакции и неврозы могут сопровождаться функциональными нарушениями ЦНС: тиками, заиканием, энурезом, энкопрезом. |
Задание № 3. Задача № 1.
С., 5 лет. Девочка из неполной семьи, единственный ребенок у матери. Отец страдает алкоголизмом. Ребенок от первой беременности, которая протекала с осложнениями. Мать в первом триместре перенесла краснуху. С. родилась недоношенной. Часто болела респираторными заболеваниями. С момента рождения С. плохо и беспокойно спала. Для нее было свойственно запоздалое раннее психомоторное развитие (поздно села, поползла, начала ходить и говорить). Длительное время не реагировала на лицо матери. К 3 годам начала формироваться речь. Девочка овладевала ею в значительной степени механически, путем подражания. Слова повторяла за мамой, почти не задавала вопросов. Интереса к окружающему миру не было. Росла медлительной, вялой, речь была искажена, произношение звуков – нечеткое. В детский сад С. не ходит. Овладела предметной игрой, направленно манипулирует предметами, однако игра лишена творческих элементов, подражательная. У С. нет любознательности, фантазии, свойственной этому возрасту. Ведущая рука правая. При относительной сохранности элементарных функций моторики (ходьбы, хватания и т.д.) нарушена точная координация движений, мелкая моторика кисти. Элементарные навыки самообслуживания сформированы.
На патопсихологическом обследовании в присутствии матери. В контакт вступает охотно, но не проявляет заинтересованности в исследовании и своих результатах. Самостоятельно жалоб не предъявляет. Инструкции понимает плохо, не с первого раза, не удерживает их.
При исследовании внимания методикой «Запомни и расставь точки» правильно воспроизвела 3 точки; в методике «Проставь значки» расставляла знаки неправильно, пропускала фигуры. Доступен счет в пределах 10, обратный счет с ошибками.
Кривая запоминания 10 слов: 2-4-4-3-4, отсроченное воспроизведение через 30 минут – 1 слово.
При исследовании мышления: не может составить рассказ по ряду сюжетных картинок, методику «Исключение лишнего» выполнила не всю, затруднялась в объяснении своего выбора, методику «Кому чего недостает?» выполнила более чем за 100 секунд.
В методике «Узнай, кто это» за время, большее чем 50 сек, не смогла догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
По всем шкалам в методике Дембо-Рубинштейн девочка выставила 90%.
Вопросы к задаче:
1. Опишите особенности внимания, памяти, мышления и воображения у С.?
Внимание. Низкая концентрация внимания, низкий уровень развития(«Запомни и расставь точки») . Ослабление активного внимания, неустойчивость внимания (Кривая запоминания 10 слов).
Память. Нарушенна, недолговременна, малая точность и прочность запоминания.
Мышление. Слабое логическое мышление, низкий уровень обобщения, остутствие мотивационного компонента и тугоподвижность.
Воображение. Игры лишены творческих элементов, отсутвие фантазии, любознательности. Завышенная самооценка.
2. Предположите, какое нарушение описано в задаче? В чем оно проявляется?
Общее недоразвитие. Олигофрения. Так как беременность протекала с осложнениями а также мать во время беременности перенсела краснуху, скорее всего можно свидетельствовать о врожденном психическиом деффекте, возникшем вследствие повреждения и патологического развития головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Аномальное развитие возникающее в результате поражения зачатка или плода во время внутриутробного развития, либо поражения ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка. Характеризуется недоразвитием всей познавательной сферы в особенности мышления.
Задача № 2.
Больная А., 5 лет 3 мес. Из анамнеза известно: наследственность не отягощена, роды и беременность матери протекали без осложнений. Ребенок родился от первой беременности, закричал не сразу. В возрасте 4 мес., родители заметили, что А. не смотрит в глаза близким, смотрит «мимо человека».Отсутствует «комплекс оживления» при контакте. У А. не появляется улыбка и при виде родителей. Она часто бывает равнодушной к близким, не дает адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, не замечает их присутствия. Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки часто вызывает недовольство и даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Ползает с 6 мес., ходит с 1 года 2 мес. Передвигалась исключительно на цыпочках. Речь появилась в трехлетнем возрасте. Может часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Девочка посещала детский сад, однако с детьми не контактировала. С 3-4 лет опасалась неожиданных, случайных событий.
При обследовании речевому контакту недоступна. В глаза собеседнику не смотрит, взгляд «плавающий». Мимика ребенка бедная, выражение лица однообразное, не отражает чувство эмпатии к собеседнику. В игровую деятельность А. вовлечь не удается.
Вопросы к задаче:
1.Наличие какого расстройства можно предположить у А.?
РДА(Ранний детский аутизм).
2. Какой вид дизонтогенеза лежит в основе данного нарушения?
Асинхрония развития. Искаженное развитие.