Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогпсихолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Педагог-психолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710)

Дисциплина: Клиническая психология детей и подростков

Практическое задание 3, Модуль 3. Патопсихология детей и подростков


Выполнил:

слушатель Незговорова София Сергеевна

Преподаватель:

Миллер Арина Александровна

г. Москва - 2022

Нейропсихологические синдромы у детей и подростков 

№ п/п

Название синдрома

Примерная локализация нарушения

Основные проявления синдрома (кратко)

1.

Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга

3-й функциональный блок мозга, лобные отделы мозга, прежде всего левого полушария.


 

Отвлекаемость, равнодушие, утомляемость. Мотив=материализованное поощрение или наказание. При выполнении заданий требуется постоянный контроль взрослого. Отсутствие красной строки на письме, пропуски букв слов, стремление к персевераторному стилю деятельности, стремление к упрощению программы.

Часты эхолалии, бедная речевая продукция.

2.

Функциональная несформированность левой височной области

Височные структуры левого полушария.
 

«Безграмотность», восприятие чужой речи как иностранной, незнакомой, снижение понимания обращенной речи. Изолированные трудности речевого звукоразличения. Литеральные парафазии, "проглатывание" окончаний. При письме: размытость границы слова , слитное написание двух слов, пропуски букв.

3.

Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

Система нервных волокон

мозолистого тела.

Зеркальность  при восприятии, запоминании, написании букв и цифр, игнорирование левой половины перцептивного поля, несформированность реципрокной координации рук, использование различных стратегий решения интеллектуальных задач,тенденция к игнорированию левой половины пространства, несформированность доминантных руки, глаза, уха. Полные или системные реверсии. Несформированность фонематического слуха.

4.

Функциональная несформированность правого полушария мозга

Правое полушарие мозга

 

Дефекты метрических синтезов, предметные парагнозии, привнесение побочных ассоциаций в продуктивную деятельность, недостаточности пространственных представлений, обилие параграфий и реверсий, склоннность к обильному фантазированию.

5.

Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

Базальные ганглии, таламус. 

Ригидность психических процессов, эмоциональная лабильность, быстрая пресыщаемость, моторная неловкость. Капризность , чувствительность, неуправляемость в поведении, длительный энурез,  гримасничанье, тики, вскрикивания, неконтролируемый смех, неразборчивый почерк, микро- и макрография, вычурная речь.

6.

Дисгенетический синдром


Стволовые образования мозга

Лицевые ассиметрии, ассимтерии глазных щелей, неправильный рост зубов,дистонии с постоянными колебаниями, обилие пигментных пятен, дисплазии, соматические дизритмии, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий с постоянными девиациями языка. Специфические особенности гормонального и имунного статуса. Неспособность к выполнению расципрокных (разнонаправленных ) движений. Грубые и труднокорригируемые феномены в поведении. Накопление амбилатеральных черт и псевдолеворукости. Дефекты избирательности памяти. Задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария.

7.

Атипия психического развития

Внутри и межполушарные связи. 

 Генетическое левшество.Отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга. Неблагополучный, сравнительно поздний дебют моторных компонентов любой функции. Несформированность уровней психических операций и автоматизмов.



Задание 2.

Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Вид дизонтогенеза

Нарушение, характерное для данного вида дизонтогенеза

Отставание в развитии

Общее недоразвитие

Олигофрения. Врожденный психический деффект, возникший вследствие повреждения и патологического развития головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Аномальное развитие возникающее в результате либо наслественной патологии, либо поражения зачатка или плода во время внутриутробного развития, либо поражения ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка.

Задержанное развитие

 (ЗПР) Задержка психического развития. Замедление темпа созревания психики относительно общих норм ее развития. Может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными, психогенными, а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера.

Поломка в развитии

Поврежденное развитие

Деменция. Сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием более молодых образований. Одна из них представляет собой следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Второй вариант у детей перенесших мозговое заболевание в дошкольном возрасте. Эпилепсия. По механизму возникновения различают генуинную эпилепсию и эпилепсию травматического генеза.

Дефицитарное развитие

 Слепота/глухота. Грубое недоразвитие либо повреждение отдельных функциональных систем. Первичный дефект анализатора либо определенной физиологической структуры ведет к недоразвитию частных функций, а также к замедлению развития ряда функций, связанных с пострадавшей опосредованно, что тормозит психическое развитие в целом.

Асинхрония развития

Искаженное развитие

 (РДА) Ранний детский аутизм. Сложные комбинации ускоренного развития отдельныз психических функций в сочетании с общим недоразвитием. Оющее расстройство развития при наличии аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3х лет, и аномальным функционироваванием во всех трех сферах социальног взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. Шизофрения. На фоне соответсвующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Дисгармоническое развитие

 Психопатия. Нарушение личностного развития, проявляющееся в формировании особой эмоционально-волевой сферы. Асинхрония дисгармонического развития, как и при искаженном развитии, сочетает в себе явления ретардации одних систем с парциальной акселерацией других при общем нарушении субардинационного взаимодействия ряда психических функций. Невротическое развитие личности. Невротические реакции и неврозы могут сопровождаться функциональными нарушениями ЦНС: тиками, заиканием, энурезом, энкопрезом.


 

Задание № 3. Задача № 1.

С., 5 лет. Девочка из неполной семьи, единственный ребенок у матери. Отец страдает алкоголизмом. Ребенок от первой беременности, которая протекала с осложнениями. Мать в первом триместре перенесла краснуху. С. родилась недоношенной. Часто болела респираторными заболеваниями. С момента рождения С. плохо и беспокойно спала. Для нее было свойственно запоздалое раннее психомоторное развитие (поздно села, поползла, начала ходить и говорить). Длительное время не реагировала на лицо матери. К 3 годам начала формироваться речь. Девочка овладевала ею в значительной степени механически, путем подражания. Слова повторяла за мамой, почти не задавала вопросов. Интереса к окружающему миру не было. Росла медлительной, вялой, речь была искажена, произношение звуков – нечеткое. В детский сад С. не ходит. Овладела предметной игрой, направленно манипулирует предметами, однако игра лишена творческих элементов, подражательная. У С. нет любознательности, фантазии, свойственной этому возрасту. Ведущая рука правая. При относительной сохранности элементарных функций моторики (ходьбы, хватания и т.д.) нарушена точная координация движений, мелкая моторика кисти. Элементарные навыки самообслуживания сформированы.

На патопсихологическом обследовании в присутствии матери. В контакт вступает охотно, но не проявляет заинтересованности в исследовании и своих результатах. Самостоятельно жалоб не предъявляет. Инструкции понимает плохо, не с первого раза, не удерживает их.

При исследовании внимания методикой «Запомни и расставь точки» правильно воспроизвела 3 точки; в методике «Проставь значки» расставляла знаки неправильно, пропускала фигуры. Доступен счет в пределах 10, обратный счет с ошибками.

Кривая запоминания 10 слов: 2-4-4-3-4, отсроченное воспроизведение через 30 минут – 1 слово.

При исследовании мышления: не может составить рассказ по ряду сюжетных картинок, методику «Исключение лишнего» выполнила не всю, затруднялась в объяснении своего выбора, методику «Кому чего недостает?» выполнила более чем за 100 секунд.

В методике «Узнай, кто это» за время, большее чем 50 сек, не смогла догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

По всем шкалам в методике Дембо-Рубинштейн девочка выставила 90%.


Вопросы к задаче:

1. Опишите особенности внимания, памяти, мышления и воображения у С.?

Внимание. Низкая концентрация внимания, низкий уровень развития(«Запомни и расставь точки») . Ослабление активного внимания, неустойчивость внимания (Кривая запоминания 10 слов).

Память. Нарушенна, недолговременна, малая точность и прочность запоминания.

Мышление. Слабое логическое мышление, низкий уровень обобщения, остутствие мотивационного компонента и тугоподвижность.

Воображение. Игры лишены творческих элементов, отсутвие фантазии, любознательности. Завышенная самооценка.

2. Предположите, какое нарушение описано в задаче? В чем оно проявляется?

Общее недоразвитие. Олигофрения. Так как беременность протекала с осложнениями а также мать во время беременности перенсела краснуху, скорее всего можно свидетельствовать о врожденном психическиом деффекте, возникшем вследствие повреждения и патологического развития головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Аномальное развитие возникающее в результате поражения зачатка или плода во время внутриутробного развития, либо поражения ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка. Характеризуется недоразвитием всей познавательной сферы в особенности мышления.

Задача № 2.

Больная А., 5 лет 3 мес. Из анамнеза известно: наследственность не отягощена, роды и беременность матери протекали без осложнений. Ребенок родился от первой беременности, закричал не сразу. В возрасте 4 мес., родители заметили, что А. не смотрит в глаза близким, смотрит «мимо человека».Отсутствует «комплекс оживления» при контакте. У А. не появляется улыбка и при виде родителей. Она часто бывает равнодушной к близким, не дает адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, не замечает их присутствия. Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки часто вызывает недовольство и даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Ползает с 6 мес., ходит с 1 года 2 мес. Передвигалась исключительно на цыпочках. Речь появилась в трехлетнем возрасте. Может часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Девочка посещала детский сад, однако с детьми не контактировала. С 3-4 лет опасалась неожиданных, случайных событий.


При обследовании речевому контакту недоступна. В глаза собеседнику не смотрит, взгляд «плавающий». Мимика ребенка бедная, выражение лица однообразное, не отражает чувство эмпатии к собеседнику. В игровую деятельность А. вовлечь не удается.

Вопросы к задаче:

1.Наличие какого расстройства можно предположить у А.?

РДА(Ранний детский аутизм).

2. Какой вид дизонтогенеза лежит в основе данного нарушения?

Асинхрония развития. Искаженное развитие.