Файл: Основы организации обучения дошкольников. Педагогические и гигиенические требования к.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК И НАБЛЮДЕНИЙ
1. Сущность процесса обучения, его своеобразие в раннем возрасте.
Организационные формы обучения детей раннего возраста.
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает(преподавание), и тех, кого обучают(учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий- научение. Научение-это результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребёнка. Основным компонентом является учение-деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения.
Существуют, как отмечал С.Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. « Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. В последнем случае-не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включён» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии).
По классификации С.Л. Рубинштейна учебная деятельность-это первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В.
Давдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Учебная задача-это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из учебных операций. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные её элементы.
В младшем дошкольном возрасте в непосредственно-образовательной деятельности необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания не мешая друг другу, поощряет старание, активность.


Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия(образовательная деятельность на игровой основе). Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно- образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребёнка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы
(самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что ещё не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.
Организационные требования к занятиям:
Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.
Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Занятия по дидактическим задачам делятся на 3 группы:
− усвоение новых знаний и умений;
− закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
− творческое применение знаний и умений.


Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
По содержанию занятия делятся на:
− комплексные, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей);
− интегрированные, объединяющие знания из нескольких областей
(музыка, ИЗО, развитие речи);
− доминирующие -одна тема проходит через все занятие;
− проблемное обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых; фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес.
2. Педагогические требования к организации обучения детей раннего
возраста в организованной образовательной деятельности
Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий
с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, и специфическими приемами проведения. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.
Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.
Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т. к. ребенок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр.


Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
Занимаясь с ребенком
раннего
возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные
особенности ребенка.
Основными темами занятий являются быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе. Одни и те же темы можно использовать в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.
Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Внимание детей непроизвольно и кратковременною Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут, достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина.
Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.
Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность
занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.
Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его
проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент).
Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.
Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребенка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.
И последним условием в работе с малышами является: положительная поддержка ребенка взрослым на каждом этапе занятия. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно почаще их хвалить.
Попытаемся проследить все эти особенности на примере занятия.
Комплексное занятие с детьми раннего возраста «Поезд»
Демонстрационный материал:
- аудиозапись песни «Голубой вагон» Э. Успенского;
- предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и
т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул, и т. д.);
- туннель (дуги с натянутой на них тканью);
- длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон
определенного цвета).
Раздаточный материал:
- настольный деревянный конструктор;


Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
- вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка;
- кисточки для клея, салфетки.
Ход занятия:
Дыхательное упражнение «Теплое и холодное дыхание» (формирует
правильное речевое дыхание). Научить детей делать холодный и горячий воздух.
Воспитатель. Дети, надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку - пойдет холодный воздух. А если набрать еще раз воздух и выдохнуть его с полностью раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло. (Повторить несколько раз это упражнение).
Сюрпризный момент.
Предложить детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате.
Каждый раз перед отправлением поезда зачитывается детям стихотворение Т.
Волжаниной:
Загудел паровоз и вагончики повез: «Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу».
Первая остановка - физкультминутка «Мы играем на гармошке».
Музыка смолкает. Дети останавливаются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки к верху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп.
Наши ножки топ=топ.
Вниз ладошки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук). Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.
Вторая остановка - Дидактическая игра «Транспорт и мебель».
Игра учит объединять предметы по их назначении, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.
Поезд подъезжает к столу. Перед детьми предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели
(диван, шкаф, стол, стул и т. д.). детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы. Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.
Третья остановка - дидактическая игра «Цветы».
Игра закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.
Поезд подъезжает к висящему на стене плакату. На нем разноцветные силуэты различных предметов: машинка, мячик, белка, кошка, цыпленок, цветок и т. д.

Теоретические основы, организации обучения в разных возрастных группах
Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (таких предметов
несколько). Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него. Лиза,что ты нашла красного цвета? А ты,Максим, что увидел красного цвета? И т. д. Поезд движется дальше.
Четвертая остановка - конструирование «Поезд»
Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.
Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраиваем их в длинный поезд.
Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.
Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.
Спортивная игра «Туннель для поезда»
Развивает основные движения и предупреждает переутомление. детский поезд подъезжает к туннелю (дуги с натянутой на них тканью).
Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.
Физкультминутка «Колеса»
Предложить детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками, как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).
Выполнить вместе с детьми движения по ходу стихотворения.
Катились колеса, колеса, колеса. (Руки согнуты в локтях и делают
вращательные движения перед грудью).
Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные
движения туловищем в левую сторону).
Скатились колеса на луг под откос. (Руки на поясе, вращательные
движения туловищем в другую сторону).
И вот что осталось от этих колес. (Дети разводят руки в стороны).
Аппликация.
Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.
Воспитатель. Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.
Разложить перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса). Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.
Во время работы включается запись песни «Голубой вагон».
По завершению подводим итог занятия.
3.Дидактические и гигиенические требования к занятиям
Гигиенические:
Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.