Файл: Ме пропаганды здорового образа жизни детей и молодежи, утвер.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

симости нагрузок и т. д. Субъективные показатели оцениваются по

5-балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от зани-

мающихся минимальной затраты времени – не более 5–10 минут еже-

дневно, при этом дает ценные сведения.

1. Настроение. Очень существенный показатель, отражающий

психическое состояние занимающихся физическими упражнениями.

Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно

считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадо-

стен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном со-

стоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян,

подавлен.

2. Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки

физического состояния, влияния физических упражнений на орга-

низм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает

при заболеваниях или при несоответствии функциональных возмож-

ностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Само-

чувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание

заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовле-

творительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повы-

шение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давле-

ния в покое и др.).

3. Желание заниматься – отмечается в дневнике как «большое»,

«безразличное», «нет желания».

4. Утомление. Это физиологическое состояние организма, про-

являющееся в снижении работоспособности в результате проведенной

работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспо-

собности. В норме утомление должно проходить через 2–3 часа после

занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности

подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться

тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т. е. когда

утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.

6

Таблица 1

Внешние признаки утомления

Признаки

Небольшое

физиологическое

утомление

Значительное

утомление

(острое пере-

утомление

1-й степени)

Резкое переутомление

(острое переутомление)

Окраска

кожи

Небольшое

покраснение

Значительное

покраснение

Резкое покраснение,

побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая

(выше пояса)

Резкая (ниже пояса),

выступание солей на коже

Дыхание

Учащённое

(до 22–26 в 1 мин

на равнине и до 36 –

при подъеме в гору)

Учащенное

(38–46 в 1 мин),

поверхностное

Очень учащенное (более

50–60 в 1 мин), через рот,

переходящее в отдельные

вздохи, сменяющиеся

беспорядочным дыханием

Движение

Бодрая походка

Неуверенный

шаг, легкое по-

качивание при

ходьбе, отстава-

ние на марше

Резкие покачивания

при ходьбе, появление

нескоординированных

движений. Отказ от

дальнейшего движения

Общий вид,

ощущения

Обычный

Усталое выра-

жение лица,

небольшая суту-

лость. Снижение

интереса к ок-

ружающему

Изможденное выражение

лица, сильная сутулость

(«вот-вот упадет»). Апатия,

жалобы на очень сильную

слабость (до прострации).

Учащенное сердцебиение,

головная боль, жжение

в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внимание

Четкое, безоши-

бочное выполнение

указаний

Неточность

в выполнении

команд, ошибки

при смене

направления

движения

Замедленное, неправильное

выполнение команд.

Воспринимаются только

громкие команды

Пульс,

уд./мин

110–150

160–180

180–200 и более



5) Сон. Наиболее эффективным средством восстановления рабо-

тоспособности организма после занятий физическими упражнениями

является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления

нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу – вы-

зывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отме-

чается , продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т. д.).

6. Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физиче-

скими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потреб-

ность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит,

как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях

и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке

аппетит может резко снизиться. Аппетит отмечается как: а) хороший;

б) удовлетворительный; в) пониженный; г) плохой.

7. Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная

и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного

процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

8. Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оце-

нивающим адекватность физических нагрузок функциональным воз-

можностям занимающихся.

9. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации

и характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и силы проявления.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима

и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Самочувствие после занятий физическими упражнениями долж-

но быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен

чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления.

При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и об-

ратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систе-

матических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпа-

нием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки

должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть

хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется лучше подож-

дать 30–60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан мине-

ральной воды или чая. При ухудшении самочувствия, сна, аппетита

необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях – обра-

титься к врачу.

2. Исследование физического развития



длина тела

167см

масса тела

114кг

индекс Кетле

бол 40 - 3 степень ожир

окружность грудной клетки

115

мышечная сила

100

кисть правой руки

57,8

кисть левой руки

53,5

ЖЕЛ

7

2.1. Антропометрические показатели.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

- соматометрические;

- физиометрические;

- соматоскопические.

поза

Наименование характеристики

Женщины

Область применения










s

М

s




Стоя

Длина тела (рост)

5,8

167

5,7

Определение высоты оборудования, высоты рабочего помещения




Длина тела с вытянутой вверх рукой

8,4

207

7,5

Определение зоны досягаемости по вертикали для размещения органов управления




Длина руки, вытянутой вперед

3,3

62

3,1

Определение зон досягаемости по глубине




Длина руки, вытянутой в сторону

3,3

58

3,0

Определение зон досягаемости по фронту




Высота глаз

5,8

152

5,5

Определение высоты рабочей поверхности и размещения индикаторов, зон обзора

Сидя

Длина тела

4,3

128,1

4,5

Определение высоты оборудования, высоты кабины в машинах




Высота глаз над полом

4,3

119,5

4,2

Определение высоты рабочей поверхности, размещения приборов и индикаторов




Высота плеча над полом

4,2

52,9

4,1

Определение высоты рабочей поверхности, зоны управления рычагами




Высота колен

2,4

46,7

2,4

Определение высоты сидения




Длина вытянутой ноги

4,8

98,3

4,7

Определение зоны размещения органов ножного управления (педалей)

ЧД

Частота дыхания










16-18 ударов в минуту



2.2 Вывод

Итак, исходя из показателей физического развития мы видим, что идёет отклонение от нормы: в весе избыток более 40 кг, т е имеется 3 степень ожирения, сила кистей рук остаблена, объём грудной клетки увеличен, не соответствует возрасту и полу, жизненная ёмкость лёгких имеет низкий показатель. Всё это говорит о несоблюдении норм, которые присущи возрасту 30 лет. И из-за этого группа здоровья снижается до 1 . Но при этом общая сила мышц в норме.

3. Исследование функционального состояния организма.

Для оценки функционального состояния человека используются тесты и функциональные пробы.

Тест– это измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Функциональная проба – это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения его функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Функциональные пробы условно можно разделить на простые и сложные.

К простым пробам относятся пробы, выполнение которых не требует специальных приспособлений и большой затраты времени (приседания, прыжки, бег на месте). Они делятся на три группы: одномоментные, двухмоментные и комбинированные.

Сложные пробы выполняются с помощью специальных приспособлений и аппаратов (велоэргометр, тредбан и т.д.).

Наиболее простыми и информативными функциональными пробами в практике работы со студентами являются:

· для оценки сердечно-сосудистой системы – проба Мартинэ, проба ГЦОЛИФКа;

· для оценки дыхательной системы – проба Генчи, проба Штанге;

· для оценки вегетативной нервной системы – ортостатическая проба, клино-ортостотическая проба.

Проба Штанге–проба с задержкой дыхания на высоте вдоха. Проба выполняется следующим образом. Испытуемый в положении стоя делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но не предельного) вдоха задерживает дыхание (зажимает нос). В момент начала задержки дыхания включается секундомер, это первая фиксация времени. Вторая фиксация времени происходит при невозможности дольше задерживать дыхание.

Проба Руфье представляет собой один из тестов, применяемые для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.


Проба Генчи– проба с задержкой дыхания на выдохе. Проба выполняется также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный глубокий (но не предельно возможный) выдох и задерживает дыхание (зажимает нос). С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливается при первом вдохе.

При проведении проб с задержкой дыхания не следует задерживать дыхание «через силу». Длительность времени задержки дыхания и его оценка определяется периодом, в течение которого испытуемый спокойно, без волевого напряжения может воздерживаться от вентиляции легких.

3.1. Измерения функциональных показателей.







норма

фактически

1

АД

120/80

106/68

2

ЧСС

115

90

3

пульс

68-90

97

4

проба Штанге

35-45

32,99-36,93

5

проба Генчи

20-40

22,30

6

проба Руфье

0-1,5

1,01

7

одномоментная проба

не менее 28

покой 73

нагрузка 96

3.2.Вывод

Исходя из проведённых исследований, мы можем сделать следующее заключение, что и в данных пробах мы видим в показателях отклонение от нормы. АД и ЧСС значительно ниже нормы, проба Штанге показала немного заниженные показатели, пробы Генчи, Руфье и одномоментная показали норму в функциональном исследовании. Пульс по показателям идёт выше нормы. Прожеланная работа показала, что следует обратить внимание на некоторые аспекты.

4. Исследование физических качеств.

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.