Файл: 1 модуль Вопросы 1724 Общение основные характеристики, функции общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

4)своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели

5)максимально опирался на активность личности

6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

7)развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело направлял ведущую к успеху деятельность

2)умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и труду.

3)постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

4)своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели

5)максимально опирался на активность личности

6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

7)развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело направлял ведущую к успеху деятельность.


  1. Понятие о группах в социальной психологии. Классификация групп. Понятие «малая группа».


Группа в социальной психологии – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.



Малая группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и личностные особенности друг друга.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей и т. п.


Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологическим образованием. Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Малые группы могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений выделяют первичную группу.

К основным функциям малой группы относятся социализация, инструментальные функции, экспрессивные, психологической поддержки, упорядочения взаимодействия.


  1. Социометрическая структура группы. Понятие роли и ролевого поведения в группе.


Социометрическая структура группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.



Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию».

Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида, детерминированное его статусом и соответствующей этому статусу социальной ролью.

Чтобы усвоить и сыграть любую социальную роль, оперативному работнику необходимо знать элементы ролевого поведения. К элементам ролевого поведения относятся:

- внешний вид;

- походка;

- мимика;

- жесты;

- речь;

- манера поведения.

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

  1. Характеристика групповых процессов.

Групповые процессы - динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство (руководство), стадии развития группы, групповое давление и т. д.).

Самым важным из групповых процессов является процесс руководства группой.

Групповое давление и конформность - В контексте процесса группового давления обычно говорят о 
конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, мера его «подчинения» групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил.

Групповая сплоченность и совместимость. В процессе становления группы или при одновременном вступлении в группу нескольких индивидов особое значение приобретает принятие членами группы общих норм и их согласие с общими, групповыми целями

Структура сплоченности:

1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе (т.е. уже рассмотренный нами эмоциональный аспект).

2. Уровень совпадения ценностных ориентаций, обусловленных процессом совместной деятельности (обозначенный автором как «ценностно-ориентационное единство»). Отношения членов группы на этом уровне строятся на основе не столько привязанностей или антипатий, сколько сходства ценностных ориентаций.

3. Уровень полной включенности в совместную групповую деятельность (обозначенный автором как «ядро» групповой структуры). На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и мотивы их поведения связаны с принятием ценностей более общего и высокого уровня, связанных с общим отношением к миру, человеку, труду.

Таким образом, три уровня развития сплоченности группы здесь выступают как основные стадии развития группы и её структурные компоненты.


  1. Общая характеристика и особенности межличностных процессов в малой группе. Основные компоненты в структуре межличностных процессов в группе.

Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ. 

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.


Общение и межличностные отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетным опросом, социометрией. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение. Наблюдение, эксперимент и опрос, используемые при изучении личности, вполне приемлемы и при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.

В настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она используется для изучения общения межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе).

В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях.

"Звезда" - член группы, получающий наибольшее количество выборов.

"Предпочитаемый" - член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному.

"Оттесненный" - термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.

Каждый член группы, коллектива занимает то или иное положение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге "оттесненных", в личных - "предпочитаемый"; другой в личных - "звезда", в деловых - "предпочитаемый". Но может быть и совпадение статуса: "предпочитаемый" в деловых и в личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия – способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы

Структура межличностных отношений в малых группах

1. Иерархическая структура связана с проблемой власти подчинения в группе. Она фиксирует соц. статус членов группы.

2. Ролевая структура.

Связана с функциональными обязанностями членов группы, горизонтальной, м/б официальной и не официальной.

3. Коммуникационная структура

Она фиксирует каналы прохождения информации в группе.

4. Пространственная структура , граница группового и индивидуального пространства членов группы, бывают официальная и неофициальная