Файл: Особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



"ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, значение, факторы, способствующие развитию творческого мышления, особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

    1. Понятие и значение творческого мышления………………………….6

    2. Факторы, способствующие развитию творческого мышления…….11

    3. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..17



Глава 2. Практическое исследование действенности предлагаемой программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников

2.1. Практическое исследование творческого мышления младших школьников (констатирующий эксперимент)……………………………..…31
2.2. Внедрение программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников (формирующий эксперимент)…………………….....35
2.3. Результаты развития творческого мышления младших школьников после внедрения программы (контрольный эксперимент)………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…38
Список литературы…………………………………………………………….40

Приложения……………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследуемой проблемы формирования интеллектуально – творческих умений младших школьников в учебной деятельности обусловлена социальным заказом общества на подготовку саморазвивающейся личности, обладающей нестандартным мышлением, готовой к жизнедеятельности в условиях социальных перемен и участвующей в преобразованиях общества. Новые ценностно-целевые ориентиры в образовательных возможностей каждого учащегося, вооружением его способами творческого мышления, созданием условий для интеллектуально –творческого самосовершенствования. В то же время в педагогической науке вопросы реализации деятельности в формировании интеллектаульно –творческих умений младших школьников недостаточно изучены, не получили должного теоретического обоснования и практической реализации в начальной школе.

Среди проблем творческого мышления в настоящее время имеются и практические, и теоретические [4; 7, с. 24 – 27]. На наш взгляд, основные сложности целенаправленного формирования творческого мышления в учебно-воспитательном процессе связаны с отсутствием единой системы психологического знания о творческом мышлении в целом, о направлениях и возможностях его развития.


Творческое мышление как психологическое понятие имеет едва ли не решающие значение для развития инновационного образования: большинство инновационных программ, так или иначе, развивают творческое мышление учащихся, однако до сих пор статус творческого мышления относительно других психологических понятий остаётся неоднозначным.

Вопрос о факторах развития творческого мышления школьников при всей своей актуальности и прямой связи с прикладными аспектами психолого-педагогического процесса все еще остается слабо изученным.

До настоящего времени понятие «творческое мышление школьников» имеет крайне неточное определение и оно связывается со сферой способностей или с обобщенным понятием креативности. Это затрудняет определение факторов его развития. Кроме того, творческое мышление изучается, в основном, на одаренных детях, а его общепсихические свойства оказываются в стороне, поэтому факторы его развития предстают в одностороннем виде.

Именно поэтому определение психологических факторов развития творческого мышления школьников, основанное на понимании его как интегрального и всеобщего психического образования, значимо и может стать теоретико-методологическим обоснованием дальнейших прикладных исследований.

Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию, поэтому, несмотря на многовековую историю изучения творческого мышления, оно продолжает оставаться недостаточно исследованным.

Цель работы - проанализировать особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.

Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- изучить понятие и значение творческого мышления;

- проанализировать факторы, способствующие развитию творческого мышления;

- изучить особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте;

- практически изучить действенность предлагаемой программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников

С целью изучения особенностей творческого мышления младших школьников, мы проанализировали уже имеющиеся исследования по творческому мышлению, изучили методики, направленные на изучение творческого мышления и выбрали следующие методики: тест «Составь рисунки» (задание из теста Р. Мейли), тест Е.П. Торренса «Дорисуй контур», тест образной креативности.


База исследования – СОШ №231 г. Москвы.

Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса» в количестве 6 человек.

Предмет исследования – особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – если проводить комплексные занятия по предлагаемой программе, направленные на развитие творческого мышления, то результаты развития всех компонентов творческого мышления заметно повысятся.


Глава 1. Понятие, значение, факторы, способствующие развитию творческого мышления, особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте


    1. Понятие и значение творческого мышления


Идея целостного продуктивно-творческого воспитания личности заложена в просветительских концепциях Д. Кабалевского, Б. Неменского, н. Терентьевой, Б. Юсова, М. Терентия, С. Назарова, Л. Рыловой, В. Назаряна, Е. Бодина и др., основанных на органичной связи музыки, литературы и живописи. Родство этих педагогических концепций, на наш взгляд, очевидно. В них изначально отражены единые законы восприятия искусства детьми: ребёнок изначально «полихудожествен» (термин Б. Юсова) и способен ко всем видам художественной деятельности.

Традиционно мышление классифицируют на следующие виды:

а) творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное);

б) теоретическое и практическое;

в) наглядно-образное и словесно-логическое.

В музыкальной психологии мышление подразделяют на следующие виды [1, 199]:

а) наглядно-образное, характеризующее мышление слушателя (оперирование в процессе восприятия представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра которых пробуждает в нём различные чувства, воспоминания-ассоциации, образы);

б) наглядно-действенное, характеризующее мышление исполнителя (осмысливание собственных практических действий);

в) абстрактно-логическое, характеризующее мышление композитора (передача своих жизненных впечатлений в звуках музыки). Большое значение для обучения детей имеет мышление. При поступлении в школу у большинства детей оно развито и представлено во всех трёх основных формах:

- наглядно-действенной;

- наглядно-образной;

- словесно-логической

Креативное мышление основано на творческом воображении, которое по-новому раскрывает существенные отношения между объектами. Это не воспроизводящее воображение,
использующее образные представления, взятые из памяти, а продуктивное мышление, созидающее новое знание, новые образы, объекты, мысли, гипотезы. Процесс творчества не удаётся произвольно вызвать, его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерождению человека, оно становится притягательным, как наркотик [3].

Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, непривыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Проблемой творческого мышления занимаются большое число русских и зарубежных ученых.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление тесно связано с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление – это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании.

Творческое мышление – это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией. Творческое мышление – продуктивное мышление, созидающее новое знание, новые образы, объекты, мысли, гипотезы.

Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Новые идеи возникают на базе определённых предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания, и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий.

Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Ждон Гилфорд в работах, посвящённых творческому мышлению, изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырёх особенностей [1].

Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.


Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвёртых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

Творческий процесс - создание многозначного контекста - требует от творческого человека меньших психофизиологических затрат, чем создание однозначного контекста. Может быть, именно поэтому у людей такого склада творческая работа часто не сопровождается чувством утомления, в отличие от работы рутинной. Зато длительные перерывы в творческой деятельности, особенно вынужденные, переносятся ими тяжело.

Любая самая монотонная и скучная работа для лиц с низкой творческой потенцией оказывается предпочтительнее, чем творческая. Им нужны, по-видимому, большие дополнительные усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе обучения установки на жёсткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями.

Чтобы сформировать установки на логическое восприятие мира, требуется высокая активность мозговых систем, поскольку в детстве исходные преимущества на стороне образного мышления. Однако вся современная система образования нацелена на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. [17,с.38]

Парадокс: чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления, тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать.