Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков Практическое занятие 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся
Преподаватель:
Чугайнова Оксана Геннадьевна
Пермь 2022
Строевые упражнения
Строевые упражнения | Рисунок движения | Команды и распоряжения | Последовательность, техника выполнения |
вид упражнения | |||
Построения Перестроение Повороты Размыкания смыкания | | Становись!» ««Равняйсь! «Налево – РАВНЯЙСЬ!» «Смирно! «Отставить!» «ВОЛЬНО!» «РАЗОЙДИСЬ!» "В две шеренги - Стройся" В одну шеренгу - Стройся! «Напра–ВО!», «Нале–ВО!», «Кру–ГОМ!», «Пол-оборота нале–ВО!». «Направо (налево) от середины на столько-то шагов разом-КНИСЬ!». «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!» | команда, по которой становятся в указанный учителем строй и принимают строевую стойку. по этой команде выравниваются по носкам, принимают основную стойку По этой команде всем, кроме левофлангового повернуть голову налево быстро принимают строевую стойку. команда, при которой команде. По этой команде принимают положение, предшествующее этой занимающийся, не сходя с места, ослабевает одну ногу вколене и встает свободно Занимающиеся действуют произвольно.По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её, шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". После команды всё выполняется в обратной последовательности Поворот направо выполняется на правой пятке и левом носке, сохраняя положение корпуса и не сгибая ног в коленях, переносят тяжесть тела на 8 правую ногу и кратчайшим путем приставляют левую ногу к правой, принимают положение строевой стойки. Поворот налево выполняется так же, только в левую сторону. Поворот кругом выполняется на 180 градусов через левое плечо на пятке левой ноги и носке правой ноги Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ним и стоящим рядом составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. |
Задание 2.
Составьте рекомендации для педагога по отработке техники строевых упражнений с детьми старшего дошкольного возраста (поворотов, построений и перестроений) и роли в этой работе воспитателя:
Форма отчетности: краткие методические рекомендации по каждому из видов строевых упражнений, на втором этапе обучения движениям (отработка техники).
При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимисяучитель использует команды и распоряжения.
Выполнение строевых упражнений по команде требует от учащихся строго регламентированных двигательных действий.
Например, по команде «Равняпсъ1» учащиеся в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил должны выполнить комплекс двигательных действий: принять строевую стойку, выровняться по носкам ног, повернуть голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым.
Структурно команда подразделяется на три части: предварительную, исполнительную и паузу между ними. Каждая часть выполняет свою специфическую, присущую только ей функцию или. несет определенную смысловую нагрузку.
Предварительная частькоманды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять ее и приготовиться к выполнению. При выполнении строевых приемов по всякой предварительной команде занимающийся принимает стойку «Смирно», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует. Если же команда «Смирно!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.
Команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Необходимо правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.
Затем, после произношения предварительной части команды, следует пауза (1,5 —2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Паузу учитель может удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй еще не готов к выполнению действия, и заставит их без специальных замечаний исправить свое поведение.
Исполнительная частькоманды является сигналом к началу работы и подается после небольшой паузы, отрывисто, энергично-повелительным тоном.
По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно.
Учителю не следует применять однословные команды, такие как «Равняйсь», «Смирно», «Прямо» и др. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова «класс», «колонна», «внимание» и т. п. Это позволит учащимся более четко выполнить требуемые действия.
Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие, так и слишком громкие команды.
Подавая команды, преподаватель должен находиться в основной стойке.
Исходя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке и распоряжения. По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Если по команде занимающиеся должны одновременно выполнять действия из данного исходного положения определенным способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами, например, «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо'.» и т.д.
В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Например, вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-во!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».
Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений — к утрате навыка в выполнении строевых
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий команд одновременно из всех групп упражнений. Сначала осваивают построения, строевые приемы, передвижения, а затем размыкания и смыкания.
Строевые упражнения можно включать в любую часть урока, но обучать им надо, как правило, во вводной части (реже в заключительной). На уроке рекомендуется обучать одному-двум строевым упражнениям, отводя на это три—пять минут. Отработка и совершенствование строевых упражнений требуют большого числа повторений, поэтому их следует включать в каждое занятие. Даже хорошо освоенные упражнения целесообразно повторять три—пять раз, добиваясь четкого и быстрого выполнения.
Обучая строевым упражнениям, педагог должен применять методы объяснения, показа и метод упражнения. Ввиду относительной несложности строевых упражнений, как правило, методы показа и объяснения применяются одновременно, после чего упражнения выполняются группой учащихся. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах (отделениях), где один подает команду, а второй (отделение) ее выполняет.
В начальных классах обучение строевым упражнениям начинается с самых доступных упражнений. Сначала ученики обучаются построению, где от них требуется быстро и безошибочно находить свое место в строю. Для этого применяется игровой метод: изменение места построения, построение в круг, перестроение по ориентирам.
Изучая строевые упражнения с детьми, применяются разнообразные методические приемы. Для этого используют: различные ориентиры (линии, метки и др.), определяющие место построения и направление передвижения; применяют сцепления; образно излагают задания; проводят упражнения в игровой и соревновательной формах. Преподавателю отводится роль направляющего.
Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах их показ сочетается с обучением «по разделениям».
Например: повороты на месте изучаются «переступ анием»;
При изучении ходьбы сначала отрабатываются движения руками (при ходьбе на месте), затем постановка ног (с фиксированным положением рук).
Строевой шаг целесообразно отрабатывать по элементам. Рекомендуется следующая последовательность упражнений:
-
Движения руками, стоя на месте. Необходимо следить, чтобы
при вынесении руки вперед кисть поднималась немного выше пояса и
находилась на расстоянии ширины ладони от туловища; пальцы слегка
согнуты, ладонь обращена к телу. При движении руки назад она долж
на быть прямой и отводиться назад до отказа;
-
отработка движений руками при ходьбе на месте;
-
отработка строевого шага, при ходьбе в медленном темпе (в шеренге и колонне). Необходимо следить, чтобы занимающиеся поднимали вперед прямую ногу с оттянутым носком на высоту около 10 см от пола и ставили ее твердо (с носка на всю стопу), переводя вес тела вперед.
При разучивании и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способы постановки ног, положение головы, туловища. Перед учащимися ставятся конкретные посильные двигательные задачи. Так, при изучении ходьбы можно на двух-трех уроках учить сохранению заданной дистанции, применяя при этом различные виды ходьбы: на носках, на пятках, в полуприседе и т. д. После выполнения этой задачи изучаются другие компоненты ходьбы. Эти методические приемы обучения позволяют как бы наслаивать более сложные двигательные умения на простые, облегчают управление движениями, их координирование.
По мере овладения основными строевыми упражнениями учащихся начинают обучать навыкам подачи команд (построение класса, сдача рапорта и др.).
Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действия.
Например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) для вторых номеров подаются команды: «Шаг левой назад, делай —раз!», «Шаг правой в сторону, делай — deaf», «Приставить левую, делай — три!». При перестроении из двухшереножного строя в одношереножньш эти же действия выполняются в обратной последовательности. После нескольких повторений, когда вторые номера заучат движения, учащиеся меняются местами.
При обучении по «разделениям» ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может конкретизировать действия и исправлять ошибки. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.
Для совершенствования навыков строевых упражнений их следует применять на всех уроках и во всех его частях. Кроме того, в средних и старших классах (особенно для юношей) их следует включать в основную часть урока как вид гимнастического многоборья с целью освоения упражнений и привития навыков руководства строем.
Для передвижений в основной части занятия, когда группа делится на отделения, можно подавать команды:
• «Отделениями к местам занятий шагом марш'.» — после того как
преподаватель объяснит, где и чем будет заниматься каждое отделение;
• «Отделения, к следующему виду шагом марш.!» — для смены
мест занятий;
• «Последнее задание'.», «Последний на снаряде!» — если с группой
работают несколько преподавателей, одним из них (ведущим, старшим)
перед сменой мест занятий подаются предупреждающие команды;
• «Закончить работу, убрать снаряды (места занятий)» — для
уборки мест занятий;
• «Отделения, на правую середину (или к любой другой точке зала)
шагом марш!», «Налево (направо), в обход, в колонну по одному марш!» —
для перестроения отделений в групповую колонну по одному по росту.