ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание к теме 1
1. Рассчитайте показатели широты, полноты и структуры торгового ассортимента шоколада, реализуемого в супермаркете, по данным, представленным таблице. Базовая широта ассортимента шоколада по перечню супермаркета составляет 60 наименований. Базовую полноту ассортимента определите исходя из классификации, указанной в ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» (на основании пп. 3.2-3.10 указанного стандарта)
Заполните таблицу. Сделайте анализ, ответив на вопросы: какие разновидности имеют наибольшую и наименьшую долю в структуре ассортимента в натуральном и денежном выражении. Определите возможные причины отсутствия в ассортименте супермаркета тех или иных разновидностей шоколада.
Разновидность шоколада | Количество наименований, ед. | Доля в структуре ассортимента % | Сумма, тыс. руб. | Доля в структуре ассортимента % |
Молочный | 17 | 22,07 | 199,4 | 17,89 |
Темный | 27 | 35,07 | 313,6 | 28,14 |
Горький | 12 | 15,58 | 387,6 | 34,77 |
Пористый | 8 | 10,39 | 74,1 | 6,65 |
С крупными добавлениями (темный и горький) | 13 | 16,89 | 139,9 | 12,55 |
Итого: | 77 | 100,0 | 1114,6 | 100,0 |
Решение:
Рассчитаем коэффициент широты ассортимента по формуле:
, из условия задачи известно, что
=60,
=17+27+12+8+13=77, получим:
=77/60* =128,33 .
Коэффициент полноты ассортимента по формуле . Базовая полнота ассортимента , исходя из классификации, указанной в ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» (на основании пп. 3.2-3.10 указанного стандарта) = 9 (молочный, несладкий, горький, темный, белый, пористый, шоколад с крупными добавлениями, шоколад с тонкоизмельченными добавлениями, шоколад с начинкой).
Действительная полнота ассортимента ( = 5 (молочный, темный, горький, пористый, с крупными добавлениями).
Получим: =5/9*100 =55,55 .
Структура торгового ассортимента для каждой разновидности шоколада в натуральном и стоимостном выражении - , где:
- количество наименований отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
S - суммарное количество всех товаров, которые есть в наличии в натуральном или денежном выражении.
Структура торгового ассортимента молочного шоколада в натуральном выражении: =17/77*100%=22,07%; в стоимостном выражении: =199,4/1114,6*100%=17,89% со следующими разновидностями шоколада аналогичные расчёты.
Итог:
Наибольшую долю в структуре ассортимента натурального выражения имеет:
-
темный шоколад (доля - 35,07 %), -
молочный (доля – 22,07 %) -
последующие виды не превышают доли в 20% -
пористый шоколад (доля – 10,39 %).
Наибольшую долю в структуре ассортимента денежного выражения имеет:
-
горький шоколад (доля – 34,77 %), -
темный шоколад (доля – 28,14 %), -
пористый шоколад (доля – 6,65 %).
Причины отсутствия в ассортименте супермаркета тех или иных разновидностей шоколада определяются востребованностью в данном супермаркете. Дополнительно затратами и окупаемостью, размером чистой прибыли от продаж.
2. Рассчитайте показатели глубины и структуры ассортимента шоколада по торговым маркам, заполнив таблицу. За показатель базовой глубины по каждой торговой марке примите 5 наименований.
Проведите анализ ассортимента на основании полученных результатов.
Торговая марка шоколада | Количество наименований, ед. | Доля в структуре ассортимента % | Базовая глубина, ед. | Коэффициент глубины, % |
Alpen Gold | 13 | 16,88 | 5 | 260 |
Бабаевский | 16 | 20,78 | 5 | 320 |
Dove | 7 | 9,09 | 5 | 140 |
Коркунов | 9 | 11,69 | 5 | 180 |
Красный Октябрь | 10 | 12,99 | 5 | 200 |
Покров | 8 | 10,39 | 5 | 160 |
Победа вкуса | 6 | 7,79 | 5 | 120 |
Россия щедрая душа | 4 | 5,19 | 5 | 80 |
Фабрика имени Крупской | 4 | 5,19 | 5 | 80 |
Итого | 77 | 100,0 | 45 | 1540 |
Структура торгового ассортимента для каждой торговой марки шоколада в натуральном выражении - .
Коэффициент глубины ассортимента товара для каждой торговой марки, , где
‒ фактическое количество торговых марок и модификаций товара (ов) на момент проверки, ед.;
‒количество, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т.д., ед.
Наименьшая доля в структуре ассортимента принадлежит торговым маркам с долей в 5,19%:
-
«Россия щедрая душа» -
«Фабрика имени Крупской»
Наибольшая доля принадлежит торговой марке «Бабаевский», процентная доля торговой марки составляет 16,88 %, с разницей в 3 и 6 процентов отстают такие торговые марки как «Alpen Gold» (16,88%) и «Красный Октябрь» (12,99%).
3. На основании вышеприведенных данных укажите возможные направления совершенствования торгового ассортимента шоколада. Укажите требования к хранению шоколада в условиях розничной торговли. Представьте варианты размещения шоколада на полках в торговом зале и факторы ускорения оборачиваемости.
Ответ:
Требования к хранению шоколада в условиях розничной торговли:
Шоколад необходимо держать в сухом месте при температуре 16-20° С, в плотной упаковке, так как он впитывает в себя посторонние запахи. 20 °С - Оптимальная температура хранения, при такой температуре шоколад долго сохраняет полезные и вкусовые качества. Если температура хранения превышает 21°С, какао-масло начинает плавиться, и на поверхности шоколада образуется "жировое поседение" - пятна закристаллизовавшегося жира, из-за чего шоколад приобретает неприятный запах и горький вкус. Не следует хранить шоколад в холодильнике, это может привести к "сахарному поседению" - появлению на поверхности белых пятен кристаллов сахарозы, образующихся в результате вымораживания воды.
Следует отличать срок хранения от срока годности. Так минимальный срок хранения, указанный на упаковке, означает, что производитель гарантирует сохранность продукта (например, вкуса, запаха, цвета) в течение всего этого срока.
Гарантийные сроки хранения шоколада со дня его выработки:
-
десертный и обыкновенный без добавлений - 10 месяцев; -
десертный и обыкновенный с добавлениями, шоколад с начинкой и в порошке - 4 месяца; -
без добавлений - 3 месяца; -
весовой с добавлениями, не завернутый - 2 месяца; -
шоколад белый и в порошке с добавлением молочных продуктов - -
1 месяц.
Логичная и ясная расстановка позволит не только сэкономить время посещения одного клиента, но и повысить количество импульсивных продаж. Наиболее востребованный ассортимент должен находиться в конце зала. Так, покупатели, пришедшие за хлебом, могут по пути захватить дополнительные продукты. Следовательно, шоколад необходимо разместить на проходимой зоне, перед продуктами жизненной необходимости (молочные продукты, хлеб (выпечка) и т.д.).
Покупатели осматривают стеллажи так же, как и читают книгу (слева направо, охватывая по пути предметы по диагонали). Поэтому слева следует располагать популярные объекты, а справа – объекты с низким спросом.
«Золотыми» именуют стеллажи, которые расположены на высоте 1,5-1,7 метров от пола (другими словами, в пределах 20 сантиметров от уровня глаз среднестатистического человека). Содержимое «золотых» рядов продается лучше, чем с остальных. Исключением являются детские отделы, в которых лучше продается содержимое, расположенное на уровне глаз детей. Популярные позиции шоколада лучше расположить на уровне глаз людей и детей, предоставив полный стеллаж (от уровня глаз до пола, чтобы избежать «мертвой зоны»). Самое невыгодное положение содержимого – нижний левый угол полки, а также самые верхние ряды. Такие места также именуются «мертвыми» зонами.
От края упаковки до края стеллажа должно быть 30-40 миллиметров (два пальца). Чем меньше это расстояние – тем сложнее взять содержимое, чем больше расстояние – тем ниже эффективность использования пространства. При соблюдении этого правила используемая площадь торгового зала повышается в несколько раз.
Потребители, которые только вошли в помещение, требуется время, чтобы освоиться. Поэтому первые 6 шагов покупки минимальные. Мерчендайзеры советуют располагать на входе в торговый зал акционные и скидочные продукты, которые позволят сформировать у посетителей выгодное впечатление о расценках магазина. Если есть шоколад, участвующий в акции, дополнительно нужно расположить его в данной зоне. Маркетологи рекомендуют ставить рядом дополняющие друг друга предметы (например, кофе, чай, шоколад и печенье).
Продукт не должен занимать места больше, чем деньги, которые он приносит продавцу. Если продукт приносит 10% прибыли, то располагать его нужно на 10% площади отдела.
В кондитерском магазине или отделе всегда представлено множество видов сладостей. Стимулировать спрос и поддерживать его на высоком уровне помогут специальные витрины для шоколада и правильная выкладка:
-
Целевая аудитория у недорогих конфет повседневного спроса и люксовых изделий различается, поэтому их нужно размещать на разных полках. -
Товары импульсного спроса (например, батончики) раскладываются на стойки перед кассой. -
Вся продукция раскладывается в соответствии с категориями. -
На уровне глаз размещаются самые ходовые изделия. -
Для акционных товаров, которые нужно распродать в короткий срок, используются отдельные стойки.