Файл: Психическое развитие в период раннего детства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 2.

Психическое развитие в период раннего детства.

Задание 1. Заполните таблицу «Речевое развитие ребенка раннего возраста».


Возраст

Основные характеристики развития речи

Активный словарь

1 год

Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в слова, имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции. Машет рукой, покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Папа, мама, баба, дядя, пока, нет

2 года

Появляются индивидуальные особенности и своеобразие; появляется простая фраза (действие+предмет); слова могут произносится не полностью, могут пропускаться члены предложения; хорошо понимает речь, касающуюся знакомых предметов; может показать и дать предмет, выполнить простое действие; понимает значение часто повторяющихся фраз; отвечает да и нет, владеет глаголами дай, на. В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словаря определяет насколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

Мама, папа, баба, дядя, дай, на, иди, да, нет

3 года

К трем годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представления об окружающем мире, получили запас знаний о предметах и их свойствах, а речь ребенка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Длинные новые слова непонятные по содержанию могут произносится искаженно, в них нередко переставлены местами слоги и звуки. Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы

400-800 слов

Названия фруктов, названия игрушек и.т.д

Задание 2. Дайте определения характеристик кризиса 3-х лет:

Негативизм – это стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;


Упрямство – это ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

Строптивость – направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

Своеволие – это проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

Детский деспотизм – это ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Обесценивание взрослых – это проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

Протест - бунт - это ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

Задание 3. Вставьте пропущенное (ые) слово (а).

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте – ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

2. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

3. Раннее детство является сензитивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи.

4. Память ребенка носит непроизвольный характер, ребенок не владеет способами запоминания. Внимание ребенка также носит бесконтрольный характер.

5. Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней социальной ситуации. Потребности ребенка переносятся из познавательной сферы в сферу взаимодействия со взрослым.

6. Противоречие между стремлением «хочу» и стремлением «надо» реализуется в кризисе 3-х лет.

7. Симптоматика кризиса трех лет: негативизм, своеволие, упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, детский деспотизм, ревность.

8. Разрешение кризиса раннего детства связано с возникновением действий в игровой
, символический план, и знаменует переход к дошкольному детству.

Задание 4. Проанализируйте психологические ситуации, описанные ниже, и ответьте на вопросы. Ситуация 1. Что случилось с девочкой? Объясните причину. Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 г. 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас ее как будто подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что раньше любила. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили, но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей, на самом деле, хотелось. В другой раз – попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: «не хочу, не пойду!»



Ответ: На 3-м году у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, негативном отношении к просьбам взрослых. Причем негативизм 3-летнего ребенка сложнее прежнего кризиса 1-го года. В 3 года ребенок хочет признания самостоятельности независимости. Но к такой форме поведения он еще не готов, что является противоречием , на основе которого развивается кризис. Если взрослый настаивает на своем, пытается «сломить» детское упрямство, то возникает психологическая защита. Могут возникнуть невротические симптомы. Родителям в этой ситуации стоило переключить внимание дочери на выбор ею наряда для поездки к бабушке.

Ситуация 2. Укажите, какие симптомы кризиса 3-х лет описываются в данном случае. Лиза (3 года) вместе с папой возвращается из садика. Как только повернули в сторону дома бабушки, закричала: «Я не хочу к бабушке, хочу домой к маме!» Слова папы, что мама на работе и дома никого нет, не успокоили ребенка: она продолжает плакать и настаивать, чтобы шли домой. Папа решил отвлечь ребенка на другие предметы и успокоить таким образом. «Смотри, какая кошка бежит», - сказал папа. «Нет, это не кошка, это собака», - серьезно сказала Лиза. «Не капризничай, ты же воспитанная девочка».- «Нет, я не воспитанная!»

Ответ: в этой ситуации, есть не только проявления симптомов кризиса трёх лет, но и в целом отражение ожиданий отца, формирование установок на запрет проявление эмоций с его стороны, на отражение эмоционального разрыва с мамой.
Из кризиса: стремление домой (соединиться к маме), для его прохождения, ребёнку важно чувствовать себя в безопасности, а рядом с мамой ему будет безопасно, тем более, что это период отделения от мамы; противостояние (говорить наоборот — про кошку и собаку).

Ситуация 3. Мама Миши (2 года 5 месяцев) считает, что чтение сказок, рассказов, беседы на разные темы необходимы для психического развития ребенка. Мама Коли (2 года 5 месяцев), наоборот, обращает внимание своего сына лишь на иллюстрации в книгах. Правы ли мамы Миши и Коли?

Ответ: Обе мамы не правы. Мама Миши забывает о необходимости сочтания словесного образа с наглядным. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим их словом. Обе мамы не правы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей.


Ситуация 4. Папа принес Диме (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он судорожно сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на листе бумаги никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Димы и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», – предложил папа. Мальчик со временем полюбил рисование. Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему. Проанализируйте действие папы с точки зрения теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

Ответ: Мама была не права, а папа поступил правильно, развивая у сына желание рисовать. Хорошо и то, что отец начал с совместных занятий с ребенком. Такие действия папы соответствуют теории Л.С Выготского о «зоне ближайшего развития». Если ребенок сумеет выполнить задания вместе со взрослым , то завтра он сможет сделать его самостоятельно.

Ситуация 5. Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью. «Я сам!» – протестует ребенок. «Сиди спокойно, ничего у тебя не получается». «Я хочу сам!» – опять заявляет малыш. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Характеризует ли это поведение самостоятельность? Какую самостоятельность должен поощрять взрослый?

Ответ: Считать Мишу упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы самосознания, заметно стремление к самостоятельности. Взрослый поощряет только разумную самостоятельность ребенка. В приведенном выше примере поведение Миши-проявление его развивающейся личности.

Ситуация 6. Пришла соседка в гости, поздоровалась со всеми и персонально обратилась к Лиде (3 года), которая смущенно стояла в стороне. Попыталась с ней заговорить, но мама, желая сгладить конфуз дочери, сказала: «Она у нас всегда такая робкая!» Дайте психологический анализ поведения мамы.

Ответ: Робость малышей-явление распространенное. Можно даже сказать, что это закономерная стадия детского развития. Мама в этой ситуации поступила неверно. Никогда нельзя о чем-либо сожалеть в присутствии детей, тем более когда их непосредственно касается. Тем самым мама закрепляет такое поведение Лиды. Надо также ибегать и оценок типа: «Здесь нечего бояться!» У ребенка может возникнуть излишняя няпряженность. Спустя какое-то время малыш понемногу будет освобождаться от опеки мамы,
расширять свое индивидуальное пространство, приобретать социальный опыт.

Ситуация 7. «Я тоже хочу варить кашу», – говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, – отвечает мама, – кашу варят только взрослые». «Я хочу», – настаивает девочка. Наконец мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть». С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот период развития ребенка?

Ответ: Поведение девочки – характерный пример «кризиса трех лет», который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые.

На протяжении начального периода формирования личности очень важна роль взрослого, организующего совместную деятельность с дошкольником. Взрослый поощряет разумную самостоятельность и активность ребенка. В данном случае мама должна была помочь дочке «сварить» кашу для кукол: взять необходимую игрушечную посуду, показать и выполнить соответствующие действия, связанные с приготовлением каши. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре.

Ситуация 8. Когда мама вернулась из магазина, то не узнала комнату: все стулья перевернуты, на полу кубики и др. «Мама! Я в паровоз играю», – радостно сообщил ей Саша (3 года). Но мама, не в силах сдержать себя, закричала: «Ты что устроил! Кто теперь будет убирать? Я устала за тобой убирать. Сейчас же прекрати глупостями заниматься и разложи все по местам». Почему то, что с точки зрения Саши хорошо, с точки зрения мамы плохо и наоборот? Как должна была повести себя мама в этой ситуации?

Ответ: Взгляд на одни и те же вещи, явления субъективен. Каждый из субъектов воспринимает их по–своему, вкладывая при этом свой смысл. Так и в этой ситуации. С точки зрения Саши, построить железнодорожную станцию – прекрасная идея, интересная игра. А с точки зрения мамы, главное – порядок, который должен быть в комнате.

Мама должна была посмотреть на ситуацию с позиции сына, его интересов. Стена непонимания между ребенком и родителями возникает уже с детского возраста. Если мама продолжит в том же духе, то все, что ребенку будет интересно