Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогика Практическое занятие 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; качество потенциала педагогического состава; качества потенциала обучающихся; качества материально-технических и методических средств обучения; качества образовательных технологий и качества управления всем вышеперечисленным.
Остановимся из всего этого на личности учителя. Как говорил известный русский педагог Ушинский, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Немецкий педагог Дистервег также отмечал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каждый школьный учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования. Обучая, учитель развивается и сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.
Личность учителя определяется многообразием разных качеств, которые мы видим на экране.
Как же определить степень профессионализма педагога? Один из возможных примеров такой оценки является профессиональный стандарт педагога. На сегодняшний день разработаны 4 профессиональных стандарта педагога: педагога (учителя, воспитателя), педагога дополнительного образования, педагога-психолога и специалиста в области воспитания. Два последних стандарта применяются (в кадровой политике и при аттестации) с января 2017 года, а профстандарт педагога, утвержденный Приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013, приостановлен до 1 сентября 2019 года. Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог. Одним из необходимых умений становится непрерывное профессиональное развитие педагога. Меняется мир, изменяются дети, необходимо меняться и учителю, чтобы соответствовать требованиям современного мира и профессии.
Накапливая многовековой опыт воспитания и обучения, педагоги обобщали его, систематизировали, отбирая все самое лучшее, распространяли его всевозможными способами, благодаря чему мы сегодня имеем представление о различных образовательных системах, а также смело и эффективно пользуемся ими.
Что может быть педагогическим опытом?
• алгоритмы учебных действий по предмету;
• технологии урока или элементы технологии;
• авторские программы (учебного курса, воспитательные);
• системы методических приемов (например, набор упражнений для повышения качества обучения учащихся по предмету и др.);

• эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
• реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
• эффективные системы оценки знаний и др.
Педагогический опыт изучается и обобщается на уровне образовательного учреждения, а также на районном, областном и федеральном уровнях.
Можно также выделить 3 вида обобщения педагогического опыта: практический – наиболее часто применяемый (это открытые уроки, конкуры педагогического мастерства, семинары-практикумы, творческие отчеты, выставки педагогических достижений, рефераты, справки, индивидуальные консультации для коллег и родителей, наставничество); методический – самый продуктивный (это педсоветы, РМО (работа методических объединений) педагогов, педагогические чтения, мастер-классы, авторские школы, форумы, видео); научный (это публикации, статьи и тезисы в сборниках научно-практических конференций, размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах, монографии, другое).
Последний научный вид обобщения, наверное, имеет один минус – затратность временного критерия (т.к. подготовка публикаций занимает продолжительное время), но в то же время, обладает и рядом плюсов, как то комплексность опыта, его научно-теоретическое обоснование, надежная сохранность для дальнейшего использования, а также просто играет большое значение для общего развития педагогической теории и практики. Итак, я остановлюсь на создании публикаций. Прежде всего, необходимо понять, для чего они нужны, и в связи с чем вызвана необходимость их применения. Публикация авторских материалов направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. Очевидно, что главная цель публикаций – помочь коллегам в их работе, обмен опытом. Ежедневно сотни и тысячи учителей приходят в классы к своим ученикам и преподают одни и те же темы, работают по одним и тем же учебникам. И, если учитель, готовясь к новой теме, не нашел подходящий на его взгляд материал в методической литературе, а потрудился разработать интересный урок или подготовить какую-то особенную презентацию или видеоурок самостоятельно, то почему бы не поделиться этим с коллегами? В такой помощи нуждаются не только начинающие учителя, но и опытные. Поскольку по-настоящему хороший и качественный материал поможет сократить время подготовки к урокам. Кроме того, не исключено, что в другой раз, в необходимой литературе или Интернет-источниках учитель наоборот может найти идеальный материал к уроку и позаимствовать его у других, сохраняя необходимые ссылки на литературу и не нарушая авторских прав. Вторая цель создания публикаций, как бы это не звучало пафосно, – получить признание. Учителя – творчески открытие люди, работающие для других. Отсюда понятна важность получения признания и уважения не только со стороны детей и их родителей, но и коллег. Публикуя работы в различных официальных печатных или электронных источниках, учитель находится в ежедневной многотысячной аудитории и всегда найдет своего читателя. Ну и третья цель, прагматически полезная – возможность получить свидетельство о публикации. Много об этом говорят, как в позитивном ключе, так и с пренебрежением. Но факт остается фактом: подтверждение публикаций нужно для портфолио, для прохождения аттестации, для получения стимулирующих выплат. Хотелось бы здесь же вспомнить слова советского педагога В.А. Сухомлинского: «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель,
умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи». Ведь именно создание публикаций поможет проанализировать свою работу, структурировать имеющийся опыт и поделиться им со своими коллегами. Кроме того, при написании статей и другой научно-исследовательской деятельности приходится углубленно изучать материалы по определенной теме, что способствует повышению профессионального уровня педагога.
Виды педагогических разработок и публикаций могут быть разные, они знакомы всем учителям, освежим их в памяти: это презентации, учебно-методические разработки, конспекты уроков или занятий, календарно-тематическое планирование, рабочие программы, элективные курсы, учебно-методические материалы и пособия, тесты, тренажеры, компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы, статьи на педагогическую тематику, сценарии классных часов, внеклассных мероприятий и праздников, олимпиадные задания, проекты, опыты и эксперименты, видеоуроки, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, консультации, творческие работы учащихся, книги и другое.
Можно выделить следующий примерный краткий план работы над любой публикацией (скажем, на примере подготовки статьи по определенной теме). Это:
• 1. Определить цель публикации (для чего она создается)
• 2. Выбрать вариант публикации (печатный или электронный)
• 3. Составить подробный план публикации
• 4. Поработать над названием статьи, определить его
• 5. Написать введение (вступление), сформулировав необходимость проведения работы и ее основные направления
• 6. Разыскать всю необходимую информацию по теме в разных источниках
• 7. Проанализировать найденную информацию;
• 8. Выделить основное из полученной информации, синтезируя его со своими мыслями по теме;
• 9. Зафиксировать структурированный материал в черновике (бумажном или электронном)
• 10. Отредактировать материал, при необходимости разделив его на разделы
• 11. Сформулировать выводы работы, подвести итоги, написать заключение
• 12, Составить список использованной литературы с необходимыми ссылками
• 13. Перечитать работу, проведя повторное редактирование (сократить все, что не несет полезной информации, вычеркнуть лишние слова и непонятные термины)

• 14. Разместить публикацию в печатном или электронном издании
Теперь немного примеров из собственной практики. Чем обусловлено написание статей? Это могут быть разные причины:
например, возможность поделиться педагогическими новинками,
или потребность обобщения педагогических навыков, полученных в процессе прохождения курсов повышения квалификации,
или потребность обобщения своего опыта по определенной теме за несколько лет,
или необходимость выявления каких-либо проблем в той или иной педагогической отрасли,
и другие.

Также, например, мое изучение Федерального Государственного Образовательного Стандарта способствовало написанию статей городского уровня на портале Экстернат по темам Системно-деятельностный подход в обучении как основа ФГОС и История развития организационных форм обучения. Урок как дидактическая единица. А курсы повышения квалификации помогли в написании статей всероссийского уровня на nsportal по теме Облачные технологии в образовании; Десять проблем школьной информатики; Применение ИКТ-технологий на уроках математики – обобщение десятилетнего опыта.
Если создание статей все-таки направлено на педагогическую аудиторию, то перейдем теперь на примеры публикаций, направленных именно на ученика. Начнем с такого на сегодняшний день распространенного вида разработки, как видеоурок. Прежде, чем начать записывать видеурок, необходимо его создать на бумаге (я рекомендую даже отдельно подготовить документ с текстом озвучки), а потом уже воплотить в живую. Подготовить качественный видеоурок – задача непростая, поскольку требует соответствующего инструментария. Это и материально-техническая база (наличие компьютера или ноутбука, микрофона, возможно и камеры), это и программы для видеомонтажа и аудиомонтажа. Для создания видеоуроков существует немало программ. Одна из популярных – это программа Camtasio Studio, также отредактировать записанное видео и звук можно в программе Windows Movie Maker. Для редактирования звука еще отдельно есть программа Audacity. Но сейчас я остановлюсь на самом простом способе записи видеоурока. Немногие, наверное, знают, что видеоурок можно легко подготовить и с помощью знакомой для всех программы подготовки презентаций Power Point. Необходимо подготовить и открыть презентацию, которую вы хотите превратить в видеоурок – перейти на вкладку Показ слайдов – далее Запись показа слайдов – Начать запись с первого слайда – и Выбрать, что вы собираетесь записать (время показа слайдов и/или речевое сопровождение, тогда к компьютеру должен быть подключен микрофон) – дальше начинается запись видео – По окончании записи необходимо нажать на крестик и затем правильно сохранить. Подробно этот процесс расписан на моем первом сайте в разделе советы по компьютеру. Там же, кстати, есть полезные советы по уменьшению объема презентаций, текстовых документов и графических файлов (это обычно необходимо, когда выкладываешь свои разработки в Интернете, поскольку сайты устанавливают ограничения максимально допустимого объема разработки).

Также поделюсь своим опытом создания интерактивных тестов на примере Интернет-сервиса Online Test Pad. Конечно, можно создавать неплохие тесты и с помощью сервиса Google (например, используя Google-формы, также в Google можно создавать Google-презентации, Google-таблицы, Google-документы), и с помощью сервиса LearningApps.org (об этом упоминалось на предыдущих педсоветах). Я остановлюсь на малознакомом сервисе Online Test Pad – это конструктор тестов, опросов, кроссвордов, ребусов, логических игр и др. Для создания разработки на данном сайте необходимо зарегистрироваться, а затем в личном кабинете выбрать вид создаваемой разработки и далее следовать предлагаемым инструкциям (при необходимости можно также взять у меня лекции по работе с данным сервисом). Вопросы могут быть не только текстовыми, но и представлены графически, видео и аудио. Также удобно и то, что ответы к вопросам теста можно генерировать в разном порядке без привязки к цифре ответа (чтоб избежать возможности угадывания учениками ответов при повторном прохождении теста). Также при прохождении теста у ученика есть возможность возврата к предыдущим вопросам и при необходимости до момента завершения теста исправить ответы. Сразу по окончании теста на сайте появляется процент выполнения работы и оценка, а также на электронную почту учителя приходит письмо с результатами теста ученика, где указана ФИ ученика и класс, количество правильных ответов, процент выполнения работы и оценка, дата и потраченное время выполнения теста, и даже сведения об IP адресе компьютера, на котором выполнялся тест.
Аналогично на вышеупомянутом сервисе можно создавать и, например, ребусы. Очень удобно, что составляя ребус, можно не только вставлять свои заготовленные картинки, а можно и предложить самому сервису составить ребус. В этом случае для нужного ответного слова сервис сам подбирает и генерирует картинки, а учитель уже выбирает наиболее оптимальный на его взгляд вариант. В процессе разгадывания ребусов у ученика есть возможность пропуска сложных ребусов, чтоб вернуться к ним позже. Результаты также видны сразу после прохождения на сайте в процентном виде и оценки. Но здесь уже на электронную почту ничего не приходит.
Сильно мотивирующим фактором обучения и средством развития познавательной активности ученика являются дидактические игры. Я поделюсь опытом создания дидактических игр на сервисе http://www.umapalata.com/home_ru.asp. Преимущество данного сервиса в том, что ваша создаваемая флэш игра будет сконструирована на основе одной из предлагаемых на сайте стандартных игр (иначе говоря, готовый скелет игры будет взят с сайта, а начинка игры или сценарий будет разработан уже самим учителем, т.е. содержание игры, вопросы разрабатывает сам учитель). Таким образом, создание игры на указанном сервисе не требует каких-то особых умений и навыков. Для создания игры потребуется также зарегистрироваться на сайте, перейти в свой личный кабинет, изучить примеры флэш-игр коллег, выбрать понравившуюся игру, написать для нее свой сценарий, определив количество уровней игры, задания каждого уровня, сложность и скорость прохождения. Создать свою игру и сохранить ее, опубликовав на сайте. На трех слайдах показаны видеофрагменты самих игр (это видеозапись с экрана прохождения этих игр). Они называются Остров Банан, Воришка Кот и Сокровище Фараона.