Файл: Роль прикладной физической культуры в гармоничном развитии личности будущего специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО Вершинин Иван Александрович

(ВШ, курс, группа) ВИШ, 1 курс , 123201

Задание 1

Напишите эссе по теме «Роль прикладной физической культуры в гармоничном развитии личности будущего специалиста».

Объем не более 10 страниц (меньше можно).

Пожалуйста представьте в эссе перечень профессионально важных качеств применительно к Вашей будущей профессии (качества можно посмотреть в профессиограммах, представленных в классификаторах профессий). Затем Вам нужно написать каким образом прикладная физическая культура влияет на развитие этих качеств.

Эссе должно включать вступление (обозначение проблем), основную часть и заключение (резюме по проблемам). Ваши мысли по существующим проблемам нужно излагать в форме кратких тезисов, каждый тезис должен быть аргументирован. Обязательно раскройте свое видение решения обозначенных проблем.
Эссе не должно превышать 10 страниц: 14 шрифт, формат страницы по ширине, интервал - 1,5

Критерии моей оценки Вашего эссе:

1. Структура (вступление, основная часть, заключение) – 1 балла;

2. Новизна – 1 балла;

3. Аргументированность тезисов – 2 балла;

4. Оригинальность взглядов – 2 балла;

5. Самостоятельность творческого мышления – 2 балла;

6. Уровень обобщения – 2 балла.
Роль прикладной физической культуры в гармоничном развитии личности будущего специалиста

Профессиональные деятельности инженера-технолога и рабочего различны. Направленность технолога, несомненно, связана с умственным трудом, а рабочего – наоборот, с физическим. В зависимости от вида труда, существуют принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда. Задачи нормирования труда ставит перед собой наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности – это физиология труда.

Труд принято характеризовать тяжестью. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Существуют 4 группы труда, каждая из которых характеризуется соответствующими энерго-тратами.


Первая группа труда – работа умеренной тяжести. К этой группе труда относятся такие виды работ, при которых выполняются мелкие и однообразные движения. Профессии этой группы требуют небольших физических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. У рабочих на протяжении длительного времени значительно напряжено внимание и зрение, они находятся в однообразной позе, работают преимущественно мышцы предплечья, меньше – плеча и отдельные мышцы туловища, поддерживающие положение тела. Поэтому среди представителей этой группы труда можно найти лиц с нарушениями осанки, плоскостопием, варикозным расширением вен нижних конечностей и пр. В качестве примера можно привести как технолога механообрабатывающих производств, который занят оформлением документов и контролем непосредственно на самом производстве, так и рабочего-токаря, изготавливающего детали.

Вторая группа – тяжелая работа. К этой группе относят профессии, требующие значительного напряжения внимания, отличающиеся большим объемом движений и включением в работу средних и крупных мышечных групп. Продолжительная работа с участием преимущественно одних и тех же мышц может привести к асимметричному, непропорциональному развитию мышечной системы, что неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Вот почему среди рабочих этой группы встречаются люди с хорошо развитыми мышцами и в то же время с нарушениями осанки и другими отклонениями, вызванными однообразным трудом. В этом случае на месте работника с нарушением осанки может оказаться рабочий, который занят довольно тяжёлой работой, например переносит металл. Технолог не имеет подобных тяжёлых нагрузок.

Третья группа – очень тяжелая работа. Очень тяжелая физическая работа вызывает значительные функциональные изменения в организме и может привести к отрицательным последствиям: односторонне развивается мышечная система, наблюдается гипертрофия отдельных мышечных групп, появляется опасность преждевременного старения. Этот труд социально неэффективен и все реже встречается в условиях современного производства.

Четвертая группа – малая мышечная работа в положении сидя (различные виды умственного труда). Однако умственный труд отличается большим нервно-эмоциональным напряжением, что может отрицательно сказываться на состоянии здоровья работающих. Работа представителей этой группы труда, как правило, выполняется в неудобной позе: в положении сидя в течение 6-7 часов и более, голова работающего наклонена вниз, позвоночник изгибается вследствие утомления мышц спины и шеи, экскурсия грудной клетки и подвижность диафрагмы уменьшаются, а в результате замедляется венозный кровоток. Недостаток движений является также причиной нарушения обмена веществ и развития ожирения.

Работа с техническими регламентами, нормативными документами, различными стандартами, разработка новых технологий – всё это сидячая работа, которой занимается технолог механообрабатывающих производств. Рабочие также занимаются документами, работой с чертежами, но не стоит забывать, что основной работой рабочего является непосредственно сам процесс изготовления детали.

В современном производстве актуальна проблема значительных нервно-эмоциональных нагрузок, что неизбежно связано с большим напряжением умственных, психических и физических сил, повышенными требованиями к координации и культуре движений, высокой концентрации внимания работающих. Чтобы приспосабливаться к новым технологиям производства, рабочим необходимо постоянно развивать и совершенствовать себя.

Задания 2

Определите, верны или нет следующие утверждения, за каждый правильный ответ – 1,0 балл

Утверждение

Да

Нет

1. Физическая культура – это занятие определенным видом спорта;




+

2. Физическое развитие – это педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры;

+




3. Эндорфины – это гормоны стресса;




+

4. Мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности;

+




5. Физическое совершенство и физическое совершенствование – это абсолютно одинаковые понятия;




+

6. Гиподинамия – это недостаточность движений;

+




7. Гипокинезия – совокупность отрицательных изменений в организме из-за отсутствия достаточного количества движений;

+




8. Гомеостаз и саморегуляция – это абсолютно одинаковые понятия;

+




9. Двигательная активность – понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений;

+




10. Понятие физической культуры никак не связано с понятием профессиональной успешности.




+



Задание 3

Контрольные вопросы:

1.Историческая справка по актуальности профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) обучающихся.

Первоначально понятие прикладной физической подготовки понималось как процесс, почти исключительно направленный на развитие физических качеств и совершенствование двигательных возможностей человека, и только в последующем оно обрело нынешнее содержание, предполагающее единство физических, психофизиологических и психических качеств. Рассматриваемая взаимосвязь обусловлена объективным единством функций организма, задействованных как в процессе труда, так и в занятиях физическими упражнениями.

Итак, физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. На начальных стадиях развития человеческого общества это были игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях, что являлось одним из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственно-игровых снарядов. Параллельно развивалась военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду присутствовали в ряде систем воспитания и образования молодежи. Именно в этот период возникло и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.

Об идее использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду говорил еще П.Ф.Лесгафт - в 1891 году он писал, что, вводя физическое образование в профессиональную школу, мы можем достичь искусства в ремесле. Он начал свою педагогическую физкультурную деятельность по заказу военного ведомства, и изначально применялась для подготовки офицеров царской армии.


Особый этап в развитии общественной системы физического воспитания связан с обращением государства к прикладным возможностям физической культуры для содействия решению экономических задач.

В настоящее время прослеживается новый этап в развитии прикладной физической культуры. Это связано, во-первых, с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими и экологическими процессами; во-вторых, современными проблемами социальной практики физической культуры.

2.Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

Совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда, социальный прогресс предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств. В этих условиях значительно возрастает значимость физической подготовки человека к будущей профессии.

По данным ученых установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда. Человек может освоить профессию и совершенствоваться в ней при условии, что физические качества, развитые в процессе занятий физическими упражнениями или спортом, совпадают с профессионально важными, т.е. с физическими качествами, являющимися наиболее существенными для освоения конкретной специальности.

В том случае, если человек не развивает необходимые для дальнейшей работы физические качества, ему будет гораздо тяжелее осуществлять трудовые обязанности, т.к. организм будет попросту не готов. Практика показывает, что выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. Следовательно, каждый человек должен иметь личную заинтересованность в том, чтобы заниматься физической культурой.