Файл: Роль прикладной физической культуры в гармоничном развитии личности будущего специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально-направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Целью ППФП является психофизическая готовность человека к успешной профессиональной деятельности.

4.Задачи ППФП:

-формировать необходимые прикладные знания;

-осваивать прикладные умения и навыки;

-воспитывать прикладные психофизические и специальные качества.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Например, для каких-то специальностей достаточно общей физической подготовки для того, чтобы иметь хорошую психофизическую подготовку к работе, а для кого-то необходима специальная. По этой причине для каждого из направлений разрабатывается своя программа занятий и нормативов, которые будут различаться в зависимости от получаемой профессии. Именно поэтому ППФП занимает важное место в системе физического воспитания.

4.Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов (форма и вид труда, условия труда, характер труда, динамика утомления и работоспособности на примере своего направления подготовки).

К основным факторам, определяющим конкретное содержание ППФП студентов относят:

-формы и виды труда специалистов данного профиля;

-условия и характер труда;

-динамику утомления и работоспособности.

В сфере механообрабатывающего производства к формам и видам труда можно отнести умственный и физический труд, поскольку наша профессия требует как хорошей координации движений, например, так и развитое мышление.

Что касается условий труда, то можно сказать, что они достаточно тяжелые, поскольку приходится работать при повышенном шуме и вибрации.

Характер труда можно описать как труд с достаточно высокой физической и эмоциональной нагрузкой.

Динамика утомления и работоспособности определяется путем построения кривой работоспособности при помощи фиксирования изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Организм при работе в нефтегазовом деле сильно утомляется, поэтому специалисту важно повышать выносливость и работоспособность.


5.Дополнительные факторы, влияющие на конкретное содержание ППФП (пол, возраст, проф. заболевания, географо-климатические условия).

На содержание ППФП также влияют другие факторы:

-пол;

-возраст;

-проф. заболевания;

-географо-климатические условия.

Вообще дополнительные факторы относятся к индивидуальным особенностям специалиста и особенностям рабочего место, в частности географо-климатические условия.

Так, в зависимости от пола и возраста может быть применена разная физическая нагрузка, поскольку организм в зависимости от этого может работать по-разному, лучше или хуже воспринимать эту нагрузку. Считается, что наиболее продуктивный возраст для ППФП – от 18 до 35 лет.

Люди с профессией инженера наиболее подвержены определенным заболеваниям, например, отравления, болезни легких и т.д., поэтому необходимо как можно лучше подготовить организм к будущей работе. Кроме того, у профессии инженера есть медицинские противопоказания.

Что касается географо-климатических условий, то они тоже играют важную роль. Инженерам приходится работать в сложных климатических условиях, на севере, поэтому ППФП должна развивать у организма устойчивость к неблагоприятным климатическим условиям.

6.Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП в вузе.

Подбор средств ППФП производится с учетом особеннос¬тей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физичес¬кая культура», которая составляется кафедрой физического воспита¬ния на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материаль¬но-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональ¬ной направленностью в основном учебном отделении могут быть ор¬ганизованы специализированные учебные группы по ППФП.

Итак, в высших учебных заведениях имеется несколько форм ППФП:



-специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные),

-самостоятельные и самодеятельные занятия;

-Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые могут избирательно использоваться в вузах и на факультетах различного профиля.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

-прикладные физические упражнения и отдельные элементы раз¬ личных видов спорта;

-прикладные виды спорта (их целостное применение);

-оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

-вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. Подбор упражне¬ний и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профес¬сиональных качеств и умений.
7.ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал дол¬жен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производст¬венного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировоч¬ные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, це¬лесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП студентов во внеучебное время предполагает самостоятельное развитие общей и психофизической подготовленности, особенно важна для студентов, у которых слабое развитие этой подготовленности, и может осуществляться в следующих формах:

-секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

-самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);

-самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).


8.Система контроля ППФП студентов на примере вашего направления подготовки.

Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со спе¬циальными требованиями и нормативами, а также устными опросами и тестами по теоретической части. Требования ус¬танавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов.

Таким образом оцениваются прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, специальные качества, необходимые специалисту инженерному делу.

9.Прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, спец. качества (на примере своего направления подготовки).

К прикладным знаниям относятся знания о профессиональных заболеваниях, оказание первой помощи, комплексы упражнений для профилактики этих заболеваний.

К психофизическим (физическим и психическим) качествам и свойствам нефтяника можно отнести хорошую память, оперативное мышление, устойчивость и сосредоточенность внимания при длительной работе, хорошая координация движения, быстрота реакции, наблюдательность, аккуратность, терпеливость, внимательность, выносливость и другие.

Прикладные умения и навыки: умение анализировать разные данные и факты, способность переносить длительное физическое и эмоциональное напряжение, способность решать задачи и принимать решения под влиянием изменений ситуаций и др.

К специальным качествам инженера-технолога относят способность организма противостоять неблагоприятным климатическим условиям и вредному воздействию окружающей среды.

10. Прикладные виды спорта (их элементы) на примере вашего направления подготовки.

К прикладным видам спорта, которые помогают развить данные качества, можно отнести: силовая гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (футбол, баскетбол, бадминтон).

Правильный ответ на 1 вопрос 2,5 балла

Задание 4

по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка специалиста»


  1. Профессионально важные качества Инженер-технолога

(написать вашу будущую профессию)


Физические

Психофизические

Психические

Сила

Выносливость

Быстрота

Ловкость


Хорошая координация движений

Быстрота реакции

Устойчивость и сосредоточенность внимания при длительной работе
Наблюдательность
Аккуратность
Терпеливость
Внимательность
Хорошая память
Оперативное мышление
Изобретательность

  1. Специальные способности:

способность организма противостоять неблагоприятным производственным условиям и вредному воздействию окружающей среды

Умения и навыки:

умение анализировать разные данные и факты

  1. Примерная методика ППФП

Выполнение всех упражнений

5. Тестирование профессионально-важных качеств _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка каждой части 5 баллов