Файл: Роль прикладной физической культуры в гармоничном развитии личности будущего специалиста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально-направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Целью ППФП является психофизическая готовность человека к успешной профессиональной деятельности.
4.Задачи ППФП:
-формировать необходимые прикладные знания;
-осваивать прикладные умения и навыки;
-воспитывать прикладные психофизические и специальные качества.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Например, для каких-то специальностей достаточно общей физической подготовки для того, чтобы иметь хорошую психофизическую подготовку к работе, а для кого-то необходима специальная. По этой причине для каждого из направлений разрабатывается своя программа занятий и нормативов, которые будут различаться в зависимости от получаемой профессии. Именно поэтому ППФП занимает важное место в системе физического воспитания.
4.Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов (форма и вид труда, условия труда, характер труда, динамика утомления и работоспособности на примере своего направления подготовки).
К основным факторам, определяющим конкретное содержание ППФП студентов относят:
-формы и виды труда специалистов данного профиля;
-условия и характер труда;
-динамику утомления и работоспособности.
В сфере механообрабатывающего производства к формам и видам труда можно отнести умственный и физический труд, поскольку наша профессия требует как хорошей координации движений, например, так и развитое мышление.
Что касается условий труда, то можно сказать, что они достаточно тяжелые, поскольку приходится работать при повышенном шуме и вибрации.
Характер труда можно описать как труд с достаточно высокой физической и эмоциональной нагрузкой.
Динамика утомления и работоспособности определяется путем построения кривой работоспособности при помощи фиксирования изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Организм при работе в нефтегазовом деле сильно утомляется, поэтому специалисту важно повышать выносливость и работоспособность.
5.Дополнительные факторы, влияющие на конкретное содержание ППФП (пол, возраст, проф. заболевания, географо-климатические условия).
На содержание ППФП также влияют другие факторы:
-пол;
-возраст;
-проф. заболевания;
-географо-климатические условия.
Вообще дополнительные факторы относятся к индивидуальным особенностям специалиста и особенностям рабочего место, в частности географо-климатические условия.
Так, в зависимости от пола и возраста может быть применена разная физическая нагрузка, поскольку организм в зависимости от этого может работать по-разному, лучше или хуже воспринимать эту нагрузку. Считается, что наиболее продуктивный возраст для ППФП – от 18 до 35 лет.
Люди с профессией инженера наиболее подвержены определенным заболеваниям, например, отравления, болезни легких и т.д., поэтому необходимо как можно лучше подготовить организм к будущей работе. Кроме того, у профессии инженера есть медицинские противопоказания.
Что касается географо-климатических условий, то они тоже играют важную роль. Инженерам приходится работать в сложных климатических условиях, на севере, поэтому ППФП должна развивать у организма устойчивость к неблагоприятным климатическим условиям.
6.Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП в вузе.
Подбор средств ППФП производится с учетом особеннос¬тей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физичес¬кая культура», которая составляется кафедрой физического воспита¬ния на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материаль¬но-технические возможности конкретного вуза.
Для расширенной психофизической подготовки с профессиональ¬ной направленностью в основном учебном отделении могут быть ор¬ганизованы специализированные учебные группы по ППФП.
Итак, в высших учебных заведениях имеется несколько форм ППФП:
-специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные),
-самостоятельные и самодеятельные занятия;
-Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые могут избирательно использоваться в вузах и на факультетах различного профиля.
Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
-прикладные физические упражнения и отдельные элементы раз¬ личных видов спорта;
-прикладные виды спорта (их целостное применение);
-оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
-вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. Подбор упражне¬ний и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профес¬сиональных качеств и умений.
7.ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал дол¬жен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производст¬венного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировоч¬ные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, це¬лесообразнее объяснять именно во время практических занятий.
ППФП студентов во внеучебное время предполагает самостоятельное развитие общей и психофизической подготовленности, особенно важна для студентов, у которых слабое развитие этой подготовленности, и может осуществляться в следующих формах:
-секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
-самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);
-самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).
8.Система контроля ППФП студентов на примере вашего направления подготовки.
Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со спе¬циальными требованиями и нормативами, а также устными опросами и тестами по теоретической части. Требования ус¬танавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов.
Таким образом оцениваются прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, специальные качества, необходимые специалисту инженерному делу.
9.Прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, спец. качества (на примере своего направления подготовки).
К прикладным знаниям относятся знания о профессиональных заболеваниях, оказание первой помощи, комплексы упражнений для профилактики этих заболеваний.
К психофизическим (физическим и психическим) качествам и свойствам нефтяника можно отнести хорошую память, оперативное мышление, устойчивость и сосредоточенность внимания при длительной работе, хорошая координация движения, быстрота реакции, наблюдательность, аккуратность, терпеливость, внимательность, выносливость и другие.
Прикладные умения и навыки: умение анализировать разные данные и факты, способность переносить длительное физическое и эмоциональное напряжение, способность решать задачи и принимать решения под влиянием изменений ситуаций и др.
К специальным качествам инженера-технолога относят способность организма противостоять неблагоприятным климатическим условиям и вредному воздействию окружающей среды.
10. Прикладные виды спорта (их элементы) на примере вашего направления подготовки.
К прикладным видам спорта, которые помогают развить данные качества, можно отнести: силовая гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (футбол, баскетбол, бадминтон).
Правильный ответ на 1 вопрос 2,5 балла
Задание 4
по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка специалиста»
-
Профессионально важные качества Инженер-технолога
(написать вашу будущую профессию)
Физические | Психофизические | Психические |
Сила Выносливость Быстрота Ловкость | Хорошая координация движений Быстрота реакции | Устойчивость и сосредоточенность внимания при длительной работе Наблюдательность Аккуратность Терпеливость Внимательность Хорошая память Оперативное мышление Изобретательность |
-
Специальные способности:
способность организма противостоять неблагоприятным производственным условиям и вредному воздействию окружающей среды
Умения и навыки:
умение анализировать разные данные и факты
-
Примерная методика ППФП
Выполнение всех упражнений
5. Тестирование профессионально-важных качеств _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка каждой части 5 баллов