Файл: Курсовая работа по учебной дисциплине Макроэкономика.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
U - фактический уровень безработицы;
- постоянный коэффициент;
Чтобы связать вариацию номинальной заработной платы с инфляцией, Филипс предположил, что предприятия назначают цены, отталкиваясь от соотношения общих затрат на выплату заработной платы к общему объему произведенной продукции. Оценив этот фактор, ученый пришел к выводу, что в краткосрочном периоде он постоянен, а значит можно относительно безболезненно заменить рост номинальной заработной платы ростом цен – инфляцией. Однако даже до этапа перехода от заработной платы к инфляции, в концепции можно найти серьезные пробелы. В частности, это связано с выбранной Филипсом детерминантой – изменением номинальной заработной платы. Приводится следующий контрпример: во время кризиса падение номинальной заработной платы может совпадать с падением реальной при росте уровня безработицы, что позволит говорить о подтверждении закономерности. Однако в экономике часто бывают ситуации, когда номинальная заработная плата увеличивается, в то время как реальная уменьшается одновременно с ростом безработицы. В подобном случае закон Филипса не действует. Это позволяет делать осторожные выводы о том, что оригинальная кривая Филипса в условиях экономики вне устойчивого роста может применяться весьма ограниченно.
Итоговое уравнение традиционной кривой Филипса (еще не подвергшейся модификации по итогам исследования причин стагфляции) запишем в следующем виде(6):
(6)
- уровень инфляции;
- ожидаемый уровень инфляции;
- разница между фактическими и соответствующим полному объему выпуска уровнями безработицы;
- положительный коэффициент;
Таким образом, можем заключить, что традиционная кривая Филлипса, примененная для анализа краткосрочного макроэкономического периода, предлагает (в частности, политикам) различные наборы комбинаций инфляции и безработицы, характеризующиеся обратной между собой зависимостью. Надо признать, что политики успешно пользовались найденной связью. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в 60-х годах, поставив себе цель достигнуть определенного уровня инфляции в качестве первичной цели, могли с помощью фискальной политики «расширять» или «сжимать» экономику. Политика, предусматривающая чередование экспансионистских и ограничительных периодов, получила название «стой-иди» (англ. «stop-go»).
О том, насколько правомерно использование кривой Филипса в долгосрочном периоде и использование ее вообще, будет говориться в следующих частях работы.
РАЗДЕЛ 3. СООТНОШЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В БЕЛАРУСИ
Показателем, характеризующим уровень инфляции, является индекс потребительских цен. При расчете учитывается варьирование в базисном периоде времени затрат на приобретение определенных товаров и услуг, формирующих так называемую потребительскую корзину благ. В ее состав включаются важнейшие статьи расходов: продукты питания, жилье, одежда, транспортные издержки, расходы на медицинские и образовательные услуги. По данным Белстата, инфляция в 2015 составила 12%.
по данным Национального статистического комитета РБ
В августе 2016 года в Беларуси впервые за много лет была зафиксирована дефляция, которую обеспечило сезонное снижение цен на фрукты и овощи. С начала 2016 года за январь-ноябрь инфляция выросла до 10%. Инфляция по прогнозным показателям за 2016 год не должна превысить 12%. По итогам года инфляция не превысила прогнозных показателей и составила 10,6%.
Дальнейшее снижение инфляции ожидалось в 2017 году. Правительство летом снизило прогнозы по инфляции до 6-6,5% (ранее по прогнозам: 9%). 2017 год завершился с показателем инфляции – 4,6%.
Инфляция по итогам 2018 года составила 5,6%, при целевом параметре не выше 6%.
В Беларуси инфляция за 2019 год составила 4,7% при запланированном показателе не более 5%.
Инфляция в Беларуси была запланирована на уровне не более 5% в 2020 г. В октябре 2020 инфляция превысила запланированный целевой показатель и по итогам года составила 7,4%.
Прогнозные параметры инфляции на 2021 год в пределах 5%.
Таблица 1. Инфляция в Беларуси по месяцам 2018-2021 гг. (индекс инфляции в % к предыдущему месяцу[13]
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
январь | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 1.1 |
февраль | 0.9 | 1.3 | 1 | 1.9 |
март | 0.8 | 0.4 | 0.9 | 0.7 |
апрель | 0.3 | 0.04 | 0.6 | 0.7 |
май | -0.3 | 0.3 | -0.1 | 0.6 |
июнь | 0.4 | -0.1 | 0.2 | 0.1 |
июль | -0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.1 |
август | 0.1 | -0.2 | 0.2 | 0.2 |
сентябрь | 0.8 | 0.5 | 0.9 | 1.3 |
октябрь | 0.5 | 0.5 | 0.6 | 0.9 |
ноябрь | 0.6 | 0.2 | 0.7 | - |
декабрь | 0.8 | 0.5 | 1.2 | - |
Рисунок 5. Динамика инфляции в Беларуси 2009-2019[14]
Так, по последним данным, на начало нового года, показатель безработных, которые официально зарегистрированы, достиг невероятного минимума. Низкий уровень безработицы в Беларуси 2014 года, частично можно объяснить тем фактом, что многие не занятые граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости, или биржах. Причина – издевательски низкая сумма пособия, которая имеет временной фактор и выплачивается только в течение первых шести месяцев. Кроме того, для получения мизерного пособия, безработный обязан принимать участие в социальных работах, например в сборе картофеля на колхозных полях, либо уборка улиц и дворов.
Согласно данным Национального статистического бюро Беларуси, на первое января 2015 года, уровень безработицы в РБ снизился до 0,5 процента. В количественном выражении, число официальных безработных составило почти двадцать пять тысяч человек. Что ещё следовало бы определить, так это уровень безработицы при полной занятости, что позволит составить картину естественной безработицы. Однако, в национальном статистическом бюро, такие цифры предназначены только для внутреннего пользования, не подлежащие обнародованию.
По итогам 2016 года в Беларуси численность официально зарегистрированных безработных составила 35,3 тысячи человек. Этот показатель на 18,5% меньше, чем на конец 2015 года, и на 1,4% меньше, чем на конец ноября 2016 года. Согласно данным Национального статистического комитета уровень зарегистрированной безработицы на конце 2015 года составил 1% от экономически активного населения Беларуси, а на конец 2016 года – 0,8%. Однако фактический уровень безработицы, опубликованный Белстат по данным выборочного исследования домашних хозяйств, составил за 2016 год 5,8% (257,1 тысячи человек от экономически активного населения). По данным на 1 января 2017 года коэффициент напряженности на рынке труда в Беларуси снизился с 1,5 до 1 безработного на одну вакансию по сравнению с 1 января 2016 года. В качестве безработных на 1 декабря 2018 года на учете состояло 14,2 тысяч человек, что на 41,1% безработных меньше, чем на 1 декабря 2017 года (24,1 тысяч человек). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,3% и по сравнению с аналогичным периодом (0,6%) снизился на 0,3%.
Зарегистрированная безработица по данным Министерства труда и социальной защиты на 1 января 2019 года составила 0,3% и по сравнению с 1 января 2018 года (0,5%) снизился на 0,2%. В 2019 году отмечается рост спроса на рабочую силу.В 2020 году в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 152,7 тысяч человек, что на 85,6% к 2019 году, из них 70,7 тысяч человек зарегистрированы в качестве безработных (76,7% к 2019 году). С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2020 года, в трудоустройстве нуждалось 165,5 тысяч человек, из них 79,5 тысяч безработных.
По данным Белстат уровень занятости населения в возрасте от 15 до 74 лет в первом квартале 2021 года составил 66,4%, уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) – 4,2% от численности рабочей силы. По данным Министерства труда и социальной защиты уровень официальной зарегистрированной безработицы на 1 января 2021 года составил 0,2% к численности рабочей силы, на 1 января 2020 года – 0,2%. В органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 72 тысяч вакансий, что составило 86,1% к 1 январю 2020 года. Потребность в работниках по рабочим профессиям составила 61,5% от общего числа вакансий.
Численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, на 1 января 2021 года составила 7,2 тыс. человек, что на 18% меньше, чем на 1 января предыдущего года. Коэффициент напряженности на рынке труда Беларуси остался на прежнем уровне по сравнению с 1 января 2020 года и составил 0,1 безработных на одну вакансию на 1 января 2021 года.За содействием в трудоустройстве обратилось 8,2 тысяч человек, из которых 5 тысяч человек поставлено на учет в качестве безработных.
Таблица 2. Уровень безработицы по месяцам 2019 и 2020 в РБ[15]
месяц | 2019 | 2020 |
январь | 9.8 | 7.1 |
февраль | 9 | 6.8 |
март | 8.2 | 6.6 |
апрель | 8 | 5.1 |
май | 7.7 | 6.1 |
июнь | 7 | 6.4 |
июль | 7 | 5.9 |
август | 7.1 | 5.4 |
сентябрь | 7.8 | 5.8 |
октябрь | 8.1 | 6.2 |
ноябрь | 6.4 | 5 |
декабрь | 5.3 | 4 |
Рисунок 7. Состав безработных по возрастным группам на конец июня 2020 года[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения.
Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:
- диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;
- инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики;
- отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части;
- “импортируемая” инфляция , роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;
- инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.
Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения .
В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели.
Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.
Для статистического анализа влияния инфляции на уровень жизни населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары. Кроме того, значительная концентрация доходов в высшей доходной группе населения, способствует заметному завышению показателя средних душевых доходов и занижению доли заработной платы в структуре доходов рядовых граждан. Таким образом подтверждается тезис о том, что инфляция является не только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы абсолютного большинства населения нашей страны.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постоянного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.