Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

К общеправовым принципам относится:

- справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением, это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием;

- юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов;

- демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

- единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав;

- федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

- законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;

- сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые принципы права - если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы права - принципы, действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся:

- в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

- в уголовном праве - презумпция невиновности;

- в трудовом праве - принцип свободы труда;

- в земельном праве - принцип целевого характера использования земли.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).


Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

- исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий);

- общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

- императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например, нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например, нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);



7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например, нормы Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например, санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например, нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления);

13) в зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы права: нормы-принципы, нормы-определения, нормы-цели, нормы-расчеты (содержат количественные или качественные показатели деятельности государственных органов или организаций).


Место нормы в иерархии, зависит от авторитета издавшего эту норму законодательного органа. В разных странах типы правовых норм и их иерархия могут существенно различаться, в зависимости от характера национально-правовой системы. В связи с этим общую иерархию норм во внутреннем правовом порядке установить трудно. Однако важно всегда проверять, не вступает ли данная норма в противоречие с какой-либо другой, иерархически вышестоящей, и не ограничивает ли она возможность пользоваться каким-либо правом или какой-либо свободой, которые находятся под защитой другой нормы более высокого уровня. Иерархия норм права в национальном праве выглядит следующим образом:

- международные конвенции и договоры;

- Конституции;

- законодательные декреты;

- законы;

- указы;

- постановления.

Существует концепция, согласно которой иерархия среди международно-правовых норм отсутствует. Она исходит из предположения, что международное право создается исключительно государствами. Все нормы международного права являются выражением воли государств и поэтому обладают одинаковой силой.

Международно-правовые нормы могут быть писаными или неписаными, а также принимать различные формы, а именно, в порядке убывания приоритета:

- jus cogens (императивные нормы);

- Устав ООН;

- резолюции Совета Безопасности, принятые на основании ГлавыVII Устава ООН;

- международные конвенции и обычай;

- международные контракты и оперативные мандаты международных вооруженных сил и учреждений;

- нормы «мягкого права» и прочие резолюции, рекомендации, решения международных организаций.

Заключение
В функциях государства выражается его сущность, реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно: внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и не основные, законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные, выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества, политические, идеологические, социальные, экономические, правотворческие, правоохранительные, правоприменительные, федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства, общесоциальные функции.


Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.12.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3 Гавриков, В. П.  Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 461 с.

4 Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, А. Ю. Мамычев. - 3-е изд. - Москва : ИЦ РИОР : НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 526 с.

5 Попова, А. В. Теория государства и права : учеб. пособие / А.В. Попова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 365 с.

6 Протасов, В. Н.  Теория права и государства : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Протасов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 192 с.

7 Коркунов, Н. М.  Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов.- Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 352 с

8 Шмаков, А. В.  Экономическая теория права : учебник и практикум для вузов / А. В. Шмаков, Н. С. Епифанова. - 3-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 446 с.

9 Васильев, А. В. Теория права и государства : учебник / А. В. Васильев. - 8-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2022. - 441 с.

10 Проблемы теории права и правореализации: учебник / Р. Г. Валиев, М. В. Воронин, Д. Н. Горшунов ; под ред. Л. Т. Бакулина. - Москва: Статут, 2017. - 384 с.

1 Гавриков, В. П.  Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. – М:Юрайт, 2023. – С. 124-132.

1 Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учеб. пособ. / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, А. Ю. Мамычев. М: ИЦ РИОР : НИЦ ИНФРА-М, 2019. – С. 50.