Файл: Учебное пособие общие вопросы методики преподавания математики в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120
- поисковая активность характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей; на наличие у школьников поисковой активности указывают мотивы деятельности и наличие интереса;
- уровень дивергентного мышления; важные характеристики дивергентного мышления – продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность формулировать проблемы, генерировать идеи т.п.;
- уровень конвергентного мышления – способность решать проблемы на основе логических действий, анализа и синтеза.
Перечислим общие исследовательские умения:

видеть проблемы,

задавать вопросы,

выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать),

наблюдать,

проводить эксперимент.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско-взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:

121

Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием:
- Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса
(поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации
(продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
- Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;


122
- Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
В основе метода проектов, и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

123
10.1 Проект, его структура, виды и задачи
Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся
(учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным
(для учителя
– педагогическим) содержанием и практическим смыслом.
Проект может быть:

монопредметным,

межпредметным

внепредметным.
В первом случае он вполне вписывается в классно-урочную систему.
Проект – это завершенная форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося.
Количество проектов обычно меньше, чем исследовательских работ, но именно проекты завершают логику интерактивного школьного обучения, ориентированного не на бесконечное повторение.
Проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения;
• развивают системное и проектное мышление.


124
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Базовые принципы проектной формы организации деятельности школьника:
• свобода обучающегося;
• взаимодействие его с группой обучающихся;
• гибкое распределение учебного времени.
Суть проектного обучения – ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что оно:
• личностно-ориентированно;
• использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
• самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Типология проектов:

125
Исследовательские:
Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие:
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).
Игровые:
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Информационные.
Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Практико-ориентированные.
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Алгоритм работы над проектом:
Стадия работы над проектом
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.
Помогает в


126
Определяют цели проекта определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в)
Определение способа представления результатов
(формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д)
Распределение задач
(обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта.
Вырабатывают план действий.
Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности
Предлагает идеи, высказывает предложения.
Наблюдает за работой обучающихся
3. Исследование а)
Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б)
Выявление
(«мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в)
Выбор оптимального
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся

127 варианта хода проекта г)
Поэтапное выполнение исследовательских задач
4. Выводы а) Анализ информации б) Формирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию.
Оформляют проект
Советует, наблюдает за работой обучающихся
5.
Представление
(защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов
(возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов неудач и причин этого)
Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
-групповые;
-индивидуальные;
-коллективные;

128
-внутришкольные;
-внутриклассные;
-региональные;
-международные;
-монопроекты;
-межпредметные.
Этапы проектной деятельности
Любая проектная работа состоит из нескольких этапов.
1.Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Первоклассники начинают с того, что учатся выбирать тему проекта, ставить цель. Обычно это индивидуальные проекты, в подготовке которых помогают родители. Первые проекты простые. Здесь важна возможность самовыражения, что ценно для самооценки младшего школьника Постепенно учитель усложняет задания. Работа над проектом становится групповой.
На этом этапе важно научить детей взаимодействовать в группе, слушать и слышать собеседника, распределять роли.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

129
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: фантастической
(ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической.
В начальной школе прообразом проектной деятельности является использование проектных задач.
Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение ребенка.
Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Итог решения проектной задачи:
Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми.
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
10.2 Исследование, его структура, виды и задачи
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный

130 экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные); групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников
- Мотивация.
- Целенаправленность и систематичность.
- Творческая среда.
- Психологический комфорт.
- Личность педагога.
Приобщая детей к исследовательской деятельности, учитель нацелен на процесс, а не на результат. Главное условие достижения результата — заинтересовать ребенка и вовлечь в атмосферу деятельности.
Выделяют два подхода к обучению: традиционный «ученик изучает новую теорию, решает задачу, получает оценку и ждёт от учителя новой задачи. Предполагается, что у задачи есть единственный правильный ответ, и учитель его знает» и исследовательский «ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы, выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Результат может быть не известен учителю заранее».
Педагог может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. В условиях исследовательского обучения педагог должен уметь находить любые ответы, исследуя разные проблемы и уметь научить этому детей.
Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования) являются основной формой организации