Файл: Российский государственный социальный университет практическое задание 3 по дисциплине Общая Психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3

по дисциплине «Общая Психология»

Задатки личности ___________________________________________________

(тема практического задания)

ФИО студента

Матчиева Екатерина Александровна

Направление подготовки

Психология Служебной Деятельности

Группа

ПСД-С-3-Д -21-1


Москва 2022



Содержание


Введение 3

Понятие задатков и их виды в психологии 5

Задатки как тип нервной деятельности и их развитие 8

Заключение 12

Список Литературы 15

Введение

Задатки личности – это физиологические особенности нервной системы человека. Именно, задатки могут помочь сформировать способности к определенным сферам жизнедеятельности.

Нужно сказать, что задатки и способности тесно связаны между собой. Если у человека нет задатков к определенным способностям, которые необходимы для дальнейшей жизнедеятельности, то их он никогда не может развить, потому что нет предрасположенности. Таким образом, можно сказать, что задатки являются предрасположенностью к то или иной деятельности.

Но важно понимать, что задатки в отличии от способностей нельзя развивать в течении жизни, потому что задатки у человека появляются с момента его рождения, так как могут быть передаваться по наследству и иметь генетическую основу.

Например, если мама имела способности играть на пианино, то у ее может быть предрасположенность к тому, что он тоже будет заниматься музыкой и начнет играть на пианино. Но не факт, что ребенок решит свои задатки превращать в способности, потому что он может унаследовать какие-то задатки от отца, которые найдут отклик в его душе.

Таким образом, можно сказать, что задатки могут сыграть роль не только в формировании способности человека к той или иной деятельности, но и помогут определиться с выбором главного дела жизни, которое может стать его будущей профессией.

Итак, задатки занимают не последнее место в жизни каждого человека. В данной работе будет рассматриваться проблема задатков, которая является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. изучая её нетрудно заметить, как задатки влияют на деятельность и поведение человека. Человеческие способности — это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Чем раньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможем развить их или помочь в определении рода занятия. Ведь человек всегда стоит на перепутье дорог с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бы заниматься, что бы это доставляло не только удовольствие, но и приличный доход). И не редко в практической деятельности психолога такие вопросы будут задаваться.

Понятие задатков и их виды в психологии

Задатки с точки зрения психологии являются одним из базовых определений в ходе формирования личности в целом.

В современной психологии под задатками следует усматривать не столько физиологические, сколько психофизиологические свойства, сколько психофизические свойства напрямую связанные с кажем с формированием личности ребенка, в самой ранней фазе жизни.

В вопросе развития задатков у ребёнка важнейшее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Говоря о важности задатков в момент формирования личности стоит понимать, что сами по себе задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности.

Важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.

Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека.

Кроме того, сами по себе задатки как правило подразделяют на следующие виды:

  • общие – обусловлены общим и частным строением и функционированием организма (нервная, желудочная, сердечно-сосудистая система);

  • специальные – отражают работу структур головного мозга, связанных с информационным (зрение, обоняние слух, двигательная функция и другие) и мотивационным отделом (многогранность эмоций, потребности организма);

  • периферический вид задатков основан на работе органов чувств (периферических);

  • сенсорная категория отвечает за силу процессов восприятия, переработку информации, получаемой благодаря различным органам чувств.

Кроме того, задатки могут быть типологическими, основанными на свойствах нервной системы – скорость и прочность образования нейронных связей, легкость образования специализированных клеток (дифференцировка). Предпосылки анатомического типа обусловлены анатомическим строением коры головного мозга, области которой отвечают за строение анализаторов.

Также в зависимости от развивающихся способностей, природную предрасположенность к ним профессиональные психологи классифицируют следующим образом:

  • задатки к одаренности проявляются исключительной памятью, быстрым мышлением, четкостью изложения мыслей;

  • о предрасположенности к музыкальным талантам свидетельствует большое желание узнавать и сочинять мелодии, тяга к пению, игре на музыкальных инструментах;

  • задатки к литературному творчеству заметны по склонности к фантазированию, быстрому сочинению стихов, передаче внутренних чувств особыми словами;

  • предпосылки к технической деятельности проявляются интересом к научным событиям, быстрым изучением технической документации и починкой механизмов;

  • предрасположенность к творчеству распознают по пытливому складу ума, созданию оригинальных методик, умению полностью погружаться в проблему;

  • задатки к занятиям спортом проявляются энергичностью и зрительно-моторной координацией, природной выносливостью и ловкостью, победой в соревнованиях;

  • о склонности к лидерству свидетельствует наличие дара убеждать, уверенно общаться с незнакомыми людьми, умение брать на себя ответственность, правильные суждения.


Как и у любого психологического свойства у задатков есть вполне конкретная функция, а именно проявление способностей со стремлением к их дальнейшему развитию и трансформацию конкретно в сами способности.

Задатки как тип нервной деятельности и их развитие

В предыдущей части работы мы разобрались, что врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности. Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и как правило являются задатками. Но любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов таких как: сила ила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения.

Конечно же все эти моменты напрямую, оказывают влияние на образование способностей.

Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.

Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

В свое время в рамках своих исследований И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления.

Теперь, пожалуй, стоит углубиться в способы развития задатков у вашего ребенка в случае необходимости.

Чтобы достичь высоких результатов на поприще выбранной деятельности, задатки важно развивать вовремя, иначе они атрофируются, этому есть реальные свидетельства. Например, дети, выжившие в лесу или долго пребывавшие в логове зверей, были лишены элементарных человеческих способностей, а задатки к ним исчезли навсегда.

Таким образом получается, что для развития профессионализма в ракурсе выбранного дела, им нужно заниматься регулярно и всерьез. Важно беспрекословно верить в силу своих возможностей, не страшиться постановки высоких целей, исключив низкую самооценку своего труда.

Ученым в сфере психологии давно уже стали известны лучшие возрастные промежутки для развития той или иной деятельности.

1. для усвоения родной речи – возраст от 1 до 3 лет;

2. для развития движений – дошкольный возраст;

3. для усвоения народного языка – 5-летний возраст;

4. для развития математических способностей – 15-летний возраст

Говоря, например о методах развития нестандартного мышления стоит понимать, что, например, для выполнения привычных вещей правша должен использовать левую руку. Можно также изменить привычный маршрут на работу и домой, это простимулирует мозг для поиска новых решений.

А развивать сенсорику лучше с детства, на этапе первых трех лет, когда наблюдаются быстрые темпы роста мозга ребенка. Детям подойдут сенсорные игры, стимулирующие самые важные чувства – осязания и звука, вкуса и обоняния, зрения.

Так в процессе игры нужно будет попросить ребенка назвать предмет, а потом с закрытыми глазами описать его особенности – внешний вид, особенности запаха, вкуса, звучания. Взрослым лучше обратиться к способу ориентирования в пространстве без помощи зрения, научиться определять тип вещи наощупь.

Не стоит забывать также, что развитие пространственной памяти считается важным навыком, помогающим экономии времени в быту, лучшей ориентации в окружающем мире. Детей с помощью игровой методики учат ориентироваться в функциональных возможностях собственного тела, распознавать направления в пространстве, определять положение предмета по отношению к другим вещам. Для взрослых актуален поиск новых маршрутов – на работу, в магазин, на прогулку. Обязательное условие – возвращаться той же дорогой.

Важнейшим параметром в полноценной жизни и формировании личности ребенка является общение, а для общения и разговора пользуются способом неподготовленного диалога, побуждая ребенка к задаванию вопросов. Взрослым стоит практиковать использование новых речевых оборотов, нестандартных ситуаций общения. Например, стандартную фразу «привет» или «спасибо» произносить каждый раз на другом языке. Можно также брать на себя роль инициатора общения с незнакомым человеком, задавая необычные вопросы.

Говоря о развитии многогранной и здоровой личности ребенка, не стоит также забывать о развитии творческих задатков. Таких методик множество, важно подобрать соответствующий возрасту обучаемого вариант. Детям подходят наглядные и комбинированные игры, развивающие индивидуальность ребенка. Взрослым психологи советуют изменить взгляд на мир – взяться за новое дело, попробовать себя в разных ролях, даже при отсутствии таланта. Например, переставить мебель в комнате, привычное блюдо сдобрить необычным ингредиентом, приобщиться к пению или рисованию, написанию стихов.

Заключение

В своей работе я рассмотрела такое понятие как задатки в личности человека и влияние этих задатков на саму личность.

Во введение чётко разведены два понятия задатков и способностей хотя, как видно из работы они тесно связаны между собой. Подводя итоги над работой можно сказать, что задатки — это врождённые особенности личности, которые впоследствии ребёнок либо превращает в свои способности, либо они остаются в зачаточном состоянии до того момента пока сама личность не примет решение об их развитии.

Так же в отличие от способностей и задатки влияют и на характер и темперамент человека вне зависимости от того будут ли они в последствии превращены в способности. Также следует чётко понимать, что способности можно развить так как для них уже в самом организме существуют задатки. Таким образом если у ребёнка есть задатки к занятиям художественной гимнастики, то с большой долей вероятности это можно превратить в способности к занятию художественной гимнастики в случае желания самого ребёнка.

Следует также понимать что раннее развитие задатков может здорово помочь в последствии человеку в его профессиональном пути потому что вовремя развитые задатки могут стать способностями которые впоследствии преобразуются в профессию который у человека лежит душа А значит мы не получим эмоционального выгорания на этапе работы личности и повысим производительность труда.

Таким образом я думаю, что я достаточно полно объяснила разницу между задатками и способностями в бытовом житейском языке.

Но поскольку данные работа является научной всё-таки остановимся на понятии задатков в психологии.

Изучая все возможные интернет и печатные источники могу сказать, что в психологии задатки — это природные особенности личности, которые дают о себе знать при первой пробе на практике в процессе жизнедеятельности.

Также следует отметить, что психологи выделяют четыре группы задатков:

Общие, специальные периферические и сенсорная категории задатков каждый из них достаточно полно, а раскрытые в реферате выше поэтому не вижу смысла на них останавливаться в заключении.

Также в процессе исследовательской работы мною выявлено что существует непосредственная связь между задатками и нервной системой человека так как зависимости от скорости формирования нервной системы напрямую зависит скорость формирования того или иного задатка, который впоследствии можно превратить способность.

Интересным открытием данной работы стало то что задатки классифицируются по группам для того чтобы впоследствии стать способностями для той или иной трудовой деятельности так например для того чтобы быть одарённым нужно обладать хорошей памятью И быстрым мышлением в работе подробно раскрыта каждая группа и для чего она предназначена эту интересную информацию можно прочитать выше.

Для чего задатки нужны человеку мы разобрались также в работе поднимается вопрос о том каким образом развивать задатки для того, чтобы они превратились впоследствии способности.

И так начнём для того чтобы превратить любой задаток в способность у маленькой несформированной личности необходимо предлагать ребёнку все возможные занятия которые будут развивать его задаток но следует помнить что концентрация ребёнка до 3 лет крайне мала а это значит что необходимо подбирать различные виды деятельности для того чтобы ребёнок не испытывал усталость впоследствии игры А значит не потерял интерес к тому чем он занимается.

Однако у каждого задатка есть свой временной период так, например для развития математических способностей личность следует развивать начиная с 15 лет ранее данный процесс будет являться неэффективным если мы хотим, чтобы просто интерес превратился именно в способность ребёнка к математике.

Подходя к завершению изучаемой темы могу сказать что данная тема достаточно актуальна и интересно В текущей ситуации так как сейчас очень развита техника но тем не менее всё равно человеческий ум ещё долго будет заменять машинный А значит имеет смысл развивать задатки своего ребёнка как можно раньше для того чтобы он достиг большего профессионализма в последствии в своей работе.

Материала по изучаемой теме не хватает для того чтобы полноценно произвести анализ ноль исходя из того что Я нашла для изучения интересным могу сказать что тема раскрыта достаточно широко в рамках тех знаний которые есть сейчас.

Список Литературы




1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2016. (Серия «Мастера психологии»).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М. 2014, 2014 г.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 2020.

4. Александров Ю.И. Психофизиология. М.: Гардарики, 2015.

5. Сайт: http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/98064/24/Tarasova-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

6. Сайт: https://healthperfect.ru/zadatki-v-psihologii.html