Файл: Методические рекомендации по порядку проведения анализа различных видов по учебному предмету Русский язык. Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Планы языкового анализа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.2. Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету

Практическая работа № 4
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Задание:

  1. Изучите прилагаемый к практической работе материал:

  1. методический видеоматериал:

  • Как сделать урок воспитывающим? (ссылка на видеоролик: https://edsoo.ru/Kak_sdelat_urok_vospitivayuschim_.htm);

  • Современный урок русского языка: от теории к практике (ссылка на видеоролик: https://edsoo.ru/Russkij_yazik.htm).

  1. методические материалы в текстовом формате:

  • Методические рекомендации по использованию учителем литературы алгоритма работы при написании итогового сочинения;

  • Методические рекомендации по порядку проведения анализа различных видов по учебному предмету «Русский язык». Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Планы языкового анализа;

  • Критерии выявления уровня литературного развития обучающихся;

  • Методическое пособие «Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования»;

  • Методические рекомендации по организации работы с информацией, представленной в виде схемы, таблицы, на уроке русского языка.

  1. спроектируйте одно учебное занятие на основании примерной рабочей программы и УМК по предмету (русский язык или литература на выбор) в соответствии с указанными требованиями.


Требования к содержанию учебного занятия:


  1. Цели и задачи учебного занятия.

  2. Планируемые результаты обучения.

  3. Краткое учебное содержание.

  4. Виды организации учебной деятельности.

  5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

  6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.



Тема занятия: Корень слова. (5 класс)

Однокоренные слова изучается в 4 классе в разделе «Морфема. Орфография. Культура речи», а также тема «Корень слова» представлена во 2 части учебного пособия Т.А. Ладыженской и др. в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Данная тема является пятой в этом разделе, на изучение отводится 1 урок.

(Русский язык. Т.А. Ладыженская и др. в 2-х ч., М. : Просвещение, 2018.


Цели и задачи учебного занятия.

Обучающая

  • Напомнить понятие о корне слова как о морфеме (актуализация знаний).

  • Совершенствовать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов.

  • Формировать навыки разграничения в словах корней-омонимов, совпадающих по звучанию, но различных по лексическому значению.


Развивающая

  • Развитие наблюдательности и логического мышления.

  • Развитие орфографической зоркости.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.

  • Развивать интерес к предмету через проведение урока-путешествия.
    Воспитательная

  • Способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

  • Воспитание интереса к здоровому образу жизни посредством формы урока-путешествия, влечения к туризму.

  • Здоровьесбережение – воспитание интереса к активному отдыху.


Основное содержание темы, термины и понятия:

  • Анализ языковых единиц: выделение корня слова.

  • Знание лингвистических понятий: морфема, корень слова, однокоренные слова.

  • Владение навыками выделения корня слова, подбора однокоренных слов.

  • Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.


Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • формирование мотивации учения;

  • осознание возможностей самореализации;

  • стремление к совершенствованию;

  • формирование коммуникативной компетенции.


Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

Умение:

  • находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном тексте;

  • обобщать полученную информацию.


Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по  плану урока;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.


Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Вид: урок – путешествие.

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология: ИКТ, игровая.

Оборудование для урока: интерактивная доска, система интерактивного тестирования посредством электронных ресурсов, листочки с заданиями.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


УДД


1.Вступительное слово учителя

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


Организационный момент:

Приветствие.
Учитель предлагает продолжить увлекательное путешествие по стране «Морфемика».

Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут актуализировать знания по теме урока и правильно выполнить задания на уроке.

-На столах у вас лежат карточки с ребусами

Вопрос учителя:

- Почему данная морфема называется корнем? - Сформулируйте цель урока, для чего нужно знать, что называется корнем слова, почему вы должны уметь правильно находить его?


Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Решают ребус и делают вывод:

1 ученик у доски

- Корень слова. Ответы учеников:

- Данная морфема называется корнем, потому что в нём заключено лексическое значение слова.

- Необходимо верно выделять корень слова для того, чтобы определять орфограммы корня и правильно писать слова.


Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.


Целеполагание.


3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
4. Объяснение нового материала


Для повторения материала прошлого урока учитель предлагает обучающимся поиграть в игру «Продолжи предложение»


  1. Морфемика – это…

  2. Морфемы – это…

  3. Слова состоят из следующих морфем…

  4. Что такое окончание и какое значение оно имеет?

  5. Что такое основа слова?


Далее учитель предлагает обменяться листочками с соседом по парте и сверить свои ответы, поставив напротив ответа знаки + и -.

На доске записано слово турист. Вопросы учителя для изменения формы данного слова Учитель записывает формы слова:
Туристов-туристом.

Вопрос: Что вы с вами сейчас записали?

Слово учителя: Молодцы ребята. Багаж знаний у вас неплохой, пора отправляться в путь. Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами!

Раскрываем первый секрет – подсказка №1 - «Я, как морфема, очень важна! СлОва не может быть без меня!»

Задание для раскрытия 1 секрета - записать словосочетания, отметить главное слово: удачный поход, ходить по горам, переходить через реки, восходить на вершины.

Задание – выписать главные слова. Отметить состав слов.

Вопрос: А теперь представьте, что корень в этих словах исчез. Что останется?

Вопрос: - Можно ли без корня понять значение слова?

Вопрос: Значит корень – значимая часть слова?

Давайте вместе сформулируем 1 секрет о корне.

2.Раскрываем 2 секрет – необходимо выпонить задание КОРНЯ. Он приготовил новую подсказку:«Есть у слова корень, ветви и листва, Ствол как смысл, которым наша речь жива». О чем идёт речь?

Опережающее задание: Найдите лекс. значение слова «ходить».

Вопрос: В какой морфеме заключено общее лекс. знач.

-Как называются слова с одинаковым корнем?

Давайте сформулируем 2 секрет КОРНЯ.

Выполним задание: подберите однокоренные слова к словам на слайде.

-Почему эти слова назвали однокоренными?

Игра «Третий лишний».

3. Раскрываем 3 секрет.

Подсказка: «Есть у слова формы, а есть родня, Корень вам поможет найти лишь она».

- Как найти корень в слове? О какой родне идет речь в подсказке?

Работа с упражнением. (тренировка+проверка)

Сформулируем 3 секрет.

4. А вот и 4 секрет корня:

Подсказка: Одной или разных частей речи словаПомогут вам корень найти всегда.

Задание: Подбери однокоренные слова. Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

-Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

-Каков же 4 секрет корня?


Обучающиеся записывают ответы на листочках, обмениваются и проверяют ответы, указывая друг другу ошибки.

Далее каждый обучающийся делает вывод, о том в какой степени он овладел материалом.

1.(раздел науки о языке, который изучает состав слова)

2 ответ: значимые части слова;

3 ответ: приставка, корень, суффикс, окончание, основа);

4-значимая изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложениях и словосочетаниях;

5- часть слова без окончания.
Ученики сверяют свои ответы

Ответ учеников: формы слова.

Ученики высказывают своё мнение по поводу подсказки.


Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.


Ответ учеников: окончания, суффиксы, приставки

Ответ: Нет.

Ответ: Да.
Ученики:

Корень – это главная значимая часть слова
Ответы и предположения учащихся.(лексическое значение)
-В корне.


-Однокоренные слова.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Предполагаемый ответ: у слов одинаковый корень и одно и то же лексическое значение

Ученики высказывают своё мнение по поводу подсказки.

-Нужно подобрать однокоренные слова

Учащиеся выполняют задания.

Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Ученики высказывают своё мнение по поводу подсказки.

Существительные, прилагательные, глаголы

Однокоренные слова могут быть одной или разными частями речи


Коммуникативные:

  • уметь предлагать и отста-ивать свою позицию.



Регулятивные:

  • уметь объяснить правиль-ность выполнения действия.



Интеллектуальные:

  • уметь анализировать дейст-вия товарища.



Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов


5.Физминутка.

Цель этапа: обеспечение здоровьесбережения и безопасности обучающихся, психологический комфорт.


Слайды презентации + музыкальное сопровождение.

Обучающиеся выполняют движения под музыку.


Регулятивные: уметь соотносить правильность выполнения действия со словестной инструкцией и пра-вильно оценить действия.


6. Закрепление пройденного материала

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.


Далее учитель предлагает ученикам проверить полученные знания (секреты КОРНЯ)


Обучающиеся самостоятельно дают ответы


Познавательные:

  • анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.


 Регулятивные:

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы.


Личностные:

  • способность самооценки своих действий


7. Подведение итогов. Рефлексия


Учитель задаёт вопросы учащимся и предлагает заполнить карточки, поставив напротив утверждения знаки + или-


Ответы на вопросы:

Чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?


Познавательные:

  • рефлексия способов и усло-вий действия; контроль и оценка процесса и результа-тов деятельности.


Личностные:

  • самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.


Коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать речь других.


  1. Домашнее задание.


Выучить правило, стр. 14, упр. 397.





Познавательные:

  • уметь самостоятельно рабо-тать с учебником, ориенти-роваться в своей системе знаний.


Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Цель: 

  • проверить орфографические , навыки морфемного, формировать навыки самоанализа, определить уровень сформированности умений определять способ образования слов, выполнять морфемный разбор, определять орфографическую зоркость.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться применять правила написания гласных и согласных в приставках и корнях, владеть терминологией, методами проверки


Коммуникативные: 

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;


Регулятивные: 

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;


Познавательные: 

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования контрольной работы;


Личностные: 

  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля.


Задание 1

Вопрос: Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ корень − абсолютно второстепенная морфема

__ в корне заключается основной смысл слова

__ в слове не может быть больше одного корня

__ однокоренные слова − слова с одинаковыми корнями


Задание 2

Вопрос: Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ однокоренные слова всегда относятся к одной и той же части речи

__ корень может стоять в начале слова

__ разные корни могут быть похожи внешне

__ чтобы определить в слове корень, нужно подобрать к слову однокоренные слова


Задание 3

Вопрос: Отметьте однокоренные слова.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) водитель

2) водный

3) водяной

4) водовоз

Задание 4

Вопрос: Отметьте слова, которые не являются однокоренными, а являются формами одного и того же слова.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) отцу

2) отцам

3) отцовский

4) отцами

Задание 5

Задание: Отметьте однокоренные слова.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) рот

2) ротик

3) воротник

4) ротище

Задание 6

Вопрос: Какой корень будет в слове «население»?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) -сел-

2) -насел-

3) -селен-

4) -населен-

Задание 7

Вопрос: Какой корень будет в слове «будильник»?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) -буд-

2) -буди-

3) -будил-

4) -будильник-

Задание 8

Вопрос: Выберите слово, в котором два корня.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) леопард

2) медведь

3) бегемот

4) шимпанзе

Задание 9

Вопрос: Выберите слово, в котором нет суффиксов.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) столик

2) вестник

3) бублик

4) бантик

Задание 10

Вопрос: Посмотрите на ряд слов. Сколько групп однокоренных слов в этом ряду? Ответ укажите числом.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.