ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
Ташкентский Государственный Педагогический Университет имении Низами.
Самостоятельная работа
По социальной психологии на тему «Различные течения в Буддизма»
Проверила: Исмаилова Б.Т
Выполнила: Камолиддинова Ж.А,
студентка группы ПС-402
Содержание
Введение.
Понятие и определение хинаяны и махаяны.
Четыре неизмеримых состояния ума.
Две истины.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Большинство современных традиционных религий Востока относятся к типу политеистических религий.
Большинству восточных религий сегодня присущ национальный характер, их последователями являются определенные народы и вне этих народов миссионерская деятельность не ведется.
Буддизм зародился в VI в. до н. э. в Индии как оппозиционное по отношению к брахманизму течение. Его основателем считается легендарный принц Сиддхартха Гаутама из рода шакья, который пришел к Просветлению после семилетних поисков истины и познал путь избавления от страданий. Поэтому он стал именоваться Буддой, что означает «Просветленный». Некоторые буддийские представления взяты из Вед без изменений (например, идея о карме и вращающемся колесе Сансары), некоторые подверглись радикальному переосмыслению («дхарма»).
В начале своего развития буддизм был скорее этическим учением и лишь через длительное время приобрел черты религии с культом, особыми ритуалами и специальными служителями.
В начале нашей эры в буддизме выделились два направления: Хинаяна («Малая колесница»), предполагающая путь спасения только через монашество; махаяна («Большая колесница»), допускающая возможность спасения и для мирян. В процессе приспособления к местным культурным и религиозным традициям в рамках буддизма возникают новые течения и школы, расходящиеся с первоначальным учением: ламаизм, дзен, амидаизм, нитирэнизм и многие другие. Для всех общим остается отрицание высшего Бога-Творца (иногда буддизм называют «атеистической религией»), почитание Будды и стремление к достижению «нирваны», как цели освобождения от бега по кругу перевоплощений.
Цель работы – рассмотреть основные направления буддизма.
1. Понятие и определение хинаяны и махаяны
Термины Хинаяна (Малая колесница, Умеренная колесница) и Махаяна (Великий проводник, Обширная машина) впервые появились примерно во 2-м веке нашей эры, о Сутрах Праджняпарамита (Сутрах о далеко идущем различающем осознании, Сутрах о совершенстве мудрости).
Эти сутры относятся к ранним текстам махаяны, и там эти термины использовались, чтобы подчеркнуть превосходство их учения по объему и глубине над предыдущими буддийскими школами.
Хотя значения этих терминов связаны с точкой зрения махаяны и присутствуют исключительно в текстах махаяны, на самом деле они различны. Термин хинаяна стал собирательным термином для восемнадцати буддийских школ, из которых до сих пор сохранилась только одна - тхеравада. Махаяна также охватывает несколько школ. Индо-тибетская традиция рассматривает и обсуждает систему философских принципов хинаяны, ссылаясь на вайбхашику и саутрантику (раздельное мнение о буддийском совете, когда стороны разошлись), которые принадлежат к сарвастиваде, одной из восемнадцати школ. Но так как некоторые школы хинаяны появились позже, чем махаяна, невозможно назвать ранний хинаянский буддизм и махаянский буддизм поздним.
В настоящее время традиция Тхеравады распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Еще одна из восемнадцати хинаянских школ - дхармагупта - широко распространена в Центральной Азии и Китае. Китайская монашеская традиция следует за монашескими правилами дисциплины (Виная в палийском каноне) школы Дхармагупты. Кроме того, махаяна распространилась в Индонезию, хотя сейчас ее там нет. Поэтому также неправильно называть хинаянский южный буддизм и махаянский северный буддизм.
Школы хинаяны и махаяны в общих чертах описывают как способ достижения очищенного состояния архата (освобожденного существа) для шраваков (слушателей учений Будды) и пратьекабудд (постигать) и путь достижения состояния будды для бодхисаттв. Таким образом, они, по сути, переплетаются в чем-то и чем отличаются.
Архат - Святой Монах своими усилиями достиг Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.
Бодхисаттва (Будда) - это тот, кто породил в себе намерение стать Буддой, чтобы иметь возможность приносить пользу миру.
Существуют значительные различия во взглядах хинаяны и махаяны на архатов и будд. Обе школы согласны с тем, что архаты или освобожденные существа более ограничены
, чем будды или просветленные существа. Последователи Махаяны определяют это различие с точки зрения двух групп арахни: эмоциональное предотвращение освобождения и затемнение познания, предотвращение всеведения. Они верят, что только архаты свободны от прошлого, а Будда свободен от двух омрачений. В хинаяне такого разделения нет, оно свойственно только махаяне.
Обе традиции утверждают, что для достижения освобождения и просветления необходимо приобрести знание об отсутствии невозможной души (души как отдельной энергии, несущей наше Я и после смерти), или «самоотверженности» (Я есть самостоятельно). На санскрите, на котором написано большинство библейских текстов сарвастивады и махаяны, отсутствие самоанатмы называется на пали языком библейских текстов тхеравады - анатта. Школы хинаяны утверждают, что отсутствие невозможной души (или Атмана), которая не затронута, неделима, отделена от тела и разума и может знать себя, присуща не всем явлениям, а только отдельным людям. Осознав отсутствие такой души только у отдельных людей, можно стать архатом или буддой. Это зависит от того, насколько велик накопленный положительный потенциал, или так называемая заслуга, карма, добро и т. д. Так как будды развивают просветляющую цель бодхичитты (пробужденное сознание, просветление посредством добрых дел), они обладают большей положительной силой, чем Архаты.
Согласно Махаяне, Будды знают об отсутствии невозможной души не только в отдельных людях, но и во всех явлениях. Они называют это не пустотой. Индийская школа махаяны не согласна с этим, вы понимаете пустотность явлений архатов. Последователи махаянской школы Мадхьямака-Прасангики отвечают на этот вопрос утвердительно. Однако четыре тибетские традиции по-разному интерпретируют точку зрения. Некоторые считают, что архаты и будды понимают пустоту явлений по-разному, а другие утверждают, что они одинаковы. Некоторые говорят, что архаты знают пустоту меньшего количества явлений, чем будды; другие считают, что это не так. Но здесь мы не будем вдаваться во все детали этих различий.
Обе традиции утверждают, что стадии продвижения к очищенному состоянию (бодхи) архата или будды включают прохождение пяти уровней развития ума, так называемые «пять путей»: путь творения (накопления); способ применения (подготовка); способ наблюдения (зрение); способ привыкания (медитации); и способ прекращения практики (путь без обучения). Как архаты, так и бодхисаттвы, достигшие пути видения, становятся арьями - существами высокого достижения и получают знания о шестнадцати аспектах Четырех благородных истин.
И хинаяна и махаяна согласны с тем, что, следуя по пути видения, что арья-архаты (слушатели голоса) и арья-бодхисаттва освобождаются от случайных беспокоящих эмоций, в то время как на пути зависимости они избавляются от автоматически возникающих беспокоящих эмоций. Первый тип беспокоящих эмоций основан на изучении взглядов любой из индийских небуддийских философских школ, второй естественно возникает у всех, даже у животных. Беспокойные эмоции, от которых избавляются, являются частью списка психических факторов. Каждая из школ хинаяны перечисляет различные умственные факторы, а махаяна перечисляет свои собственные, и определения многих факторов различны в разных традициях.
И Хинаяна, и Махаяна также соглашаются, что следование этим пяти путям влечет за собой практику тридцати семи факторов, ведущих к очищенному состоянию, Бодхи, то есть к состоянию Архата или Будды. Тридцать семь факторов просветления включают в себя четыре непосредственных места памяти, восемь ветвей пути Арья (восьмеричный благородный путь) и т. д.; они все очень важны. В ануттарайога-тантре они представлены тридцатью четырьмя руками Ямантаки, его телом, речью и умом, а также дакинами в мандале тела Ваджрайогини. Тридцать семь - это стандартный набор практик, но характеристики каждой практики в традициях хинаяны и махаяны часто отличаются.
В традиции хинаяны нет подробного толкования путей бодхисаттвы. Махаяна объясняет, что арии-ботисаттвы достигают просветления, проходя через десять уровней развития ума, или бхуми, которые отсутствуют на пути архатов.
И Хинаяна, и Махаяна согласны с тем, что путь бодхисаттвы к просветлению занимает больше времени, чем достижение архатства буддистом. Однако только махаяна говорит о формировании двух систем, на которых основано просветление - два накопления - в течение трех неизмеримо длинных эонов (жизней). Шраваки (люди, изучающие буддизм) могут достичь архатства за три жизни. В течение первой жизни шравака становится тем, кто входит в поток, в следующей он возвращается один раз, а в третьей жизни, в состоянии невозврата, он достигает освобождения и становится архатом. Для многих это довольно привлекательно. И много пугает).
В хинаяне и махаяне существуют различия в методах достижения просветления. Их называют десятью ментальными путями. Или состояния ума.
В Махаяне считается, что только Бодхисаттвы, а не шраваки, практикуют десять далеко идущих состояний ума или совершенств, потому что, с точки зрения этой традиции, основой этих состояний ума является цель пробуждения сознания. Или Бодхичитта.
Однако, согласно Тхераваде, десять состояний ума основаны на отречении - решимости быть свободным - поэтому бодхичитте нет необходимости практиковать их; они становятся причиной освобождения.
Таким образом, тхеравада утверждает, что как бодхисаттвы, так и шраваки практикуют десять состояний ума. Но шраваки и бодхисаттвы практикуют эти десять состояний ума не только с разными мотивирующими целями, но и с разной степенью глубины. Таким образом, каждое из десяти состояний ума делится на три уровня или стадии: простой, средний и высший. Пример высочайшего уровня практики щедрости: в своей прошлой жизни, когда Будда был бодхисаттвой, он питал свою плоть голодной тигрицей.
2. Четыре неизмеримых состояния ума
Список состояний ума тхеравады и махаяны немного отличается.
Список Махаяны:
- щедрость
- этическая самодисциплина
- терпение
- радостное усердие
- умственная стабильность
- различающее осознание
- умение в средствах
- устремленная молитва
- укрепление
- глубокое осознание.
Список Тхеравады не содержит умственной стабильности, мастерства в средствах, устремленной молитвы, укрепления и глубокого осознания. Вместо этого он добавляет:
- отречение
- верность твоему слову
- определение
- любовь
- равное обращение.
И хинаяна, и махаяна учат практике четырех неизмеримых состояний ума: любви, сострадания, радости и равного обращения. Обе традиции определяют любовь как желание других быть счастливыми и иметь причины для счастья, а сострадание - как желание других быть свободными от страданий и их причин. Однако Хинаяна не развивает эти неизмеримые состояния посредством рассуждений - например, что каждое существо когда-то было нашей матерью и так далее. Скорее, это учит нас постепенно распространять любовь от тех, кого мы уже любим, к другим - все больше и больше.
Школы хинаяны и махаяны по-разному определяют неизмеримую радость и равное обращение. Хинаяна бесконечной радости понимает радость счастья других без зависти и желания расти; Махаяны верят, что это желание других - радость бесконечного просветления.