Файл: Занятие 4 Обучающийся Остапенко Людмила Васильевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Остапенко Людмила Васильевна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

  Это раздел возрастной педагогики. 3aнимaeтcя исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трёх лет

 Соответственно, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет.

2.

Дошкольная педагогика

 

 Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти.

 Дети от 4 до 6 лет

3.

Специальная педагогика

 

 Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения

 

4.

Социальная педагогика

 

 Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)

 Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах.

5.

Коррекционная педагогика

 

 Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

 

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

   Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

 Слабослышащие и глухие люди.

6.2  Тифлопедагогика

 

 Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

 Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов.

6.3  Олигофренопедагогика

 

 Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

 Умственно-отсталые люди.

6.4        Логопедия

 

 Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

 Лица с отклонениями в речевых способностях.


Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

 управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков

1.

 восприятие новых знаний и получение умений

2.

 организация эвристической и исследовательской деятельности

2.

 ознакомление обучаемых с новыми заданиями

3.

 проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения

3.

 познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

4.

 управление процессом перехода от теории к практике

4.

 практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

5.

 разъяснение целей и задач обучения

5.

 приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6.

 собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

6.

 самоконтроль, самодиагностика достижений

7.

 анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация







8.

управление процессом познания научных закономерностей и законов








На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

 

 

Воспитание на основе потребностей человека 

 В.П. Созонов

 Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализовываться, быть нужным в социальном обществе

 Происходит воздействие на эмоциональную сферу личности и на сознание ребенка

  -Организация разнообразной творческой деятельности
-Формирование благоприятного нравственно-психического климата
-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья
-Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы
-Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации
-Стать примером для воспитанников


2.

 

 

 Системное построение процесса воспитания

 В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

 Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

 -Воздействие на личность и сознание

-Эффективен только при системном процессе воспитания

 -Формирование патриотизма

-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям

-Развитие личности и творческой самореализации

3.

 

 

 Воспитание ребенка как человека культуры

 Е.В. Бондаревская

 Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей

 Индивидуальный подход

-Воздействие на личность и сознание

 Формирование и психологической и культуры личности

-Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей


 

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                

Трудовое воспитание

 

 

 воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;
приобщение к общечеловеческим ценностям

2.                

Экологическое воспитание

 

 

 развитие ценностного отношения к природе;

формирование чувства прекрасного;

3.                

Патриотическое воспитание

 

 

 воспитание патриотизма и любви к Родине;
освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства

4.                

Эстетическое воспитание

 

 

 привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

формирование психологической и мыслительной культуры личности

5.       

Нравственное воспитание

 


 воспитание законопослушного гражданина общества;


6.                

Физическое воспитание

 

 

 формирование навыков здорового образа жизни;
выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.                

Умственное   воспитание

 

 

 освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
формирование умений и навыков мыслительных операций

8.                

Правовое воспитание

 

 

 воспитание законопослушного гражданина общества;


Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации. Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи



п/п

Наименования

методов воспитания



п/п

Смысловое

наполнение метода



п/п

Приём реализации воспитательного воздействия

1

Убеждение

1

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

1

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.

2

Пример

2

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

2

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3

Упражнение

3

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным.

3

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4

Поощрение

4

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

4

Воспитатель говорит воспитаннику:  «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5

Наказание

5

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.

5

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.

6

Внушение

6

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.

6

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ