Файл: Возрастные особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст это возрастной период от 3 до 7 лет до школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это возрастной  период от 3 до 7 лет («до школы»), важный этап развития ребёнка, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка.

В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра. С помощью игры происходит развитие ребенка, появляются психические новообразования, формируется личность

Дошкольный возраст - период активного развития познавательных процессов. Познавательная активность ребенка основана на противоречии между имеющимися знаниями, умениями, навыками и новыми познавательными задачами, ситуациями. Т.е. ребёнку необходимо трансформировать уже имеющийся опыт в новой практической деятельности, проявив самостоятельность и творческое отношение.

В данном возрасте для детей актуальна дружба, которая характеризуется обоюдной симпатией.

Л. С. Выготский считал, что для ребенка довольно важно общение, сотрудничество с взрослыми, которое определяет место ребенка в системе человечных отношений.

В этом возрасте характерны активные отношения ребёнка с взрослыми и сверстниками, а также включение его в целую систему коллективов.

В этом возрасте активно формируются личностные качества. Личность ребёнка имеет огромное значение в системе ценностей и отношений со сверстниками и взрослыми. Стимулом для формирования системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и значимых отношений.

В старшем дошкольном возрасте возникают следующие новообразования: произвольность психических процессов (внимание, память, восприятие и т.д.), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать), личностная и интеллектуальная рефлексия.

У старших дошкольников активно развиваются все психические процессы, а также умения самостоятельно контролировать и оценивать свое поведение и деятельность.

Развитие волевой регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста одна из  задач в плане их подготовки к обучению в школьной ситуации. Советский психолог Д.Б. Эльконин утверждал, что контроль поведения ребенка формируются за счет произвольности его действий, решений и поступков. Группа ученых, в частности Л.И. Божович и А.Н. Леонтьев, сходятся во мнении о важнейшей роли воли и произвольности во всестороннем развитии личности ребенка. То есть формирование у ребенка произвольной деятельности говорит о переходе на новый уровень развития.

Таким образом, волевая регуляция поведения приводит к тому, что постепенно у старших дошкольников формируется произвольность в поведенческих поступках и реакциях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что волевая регуляция поведения и произвольность являются важными феноменами, приобретаемыми человеком в старшем дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте ещё одной особенностью является слабость воли, это обусловлено физиологическими особенностями дошкольников, кроме того,  в этом возрасте ещё нет большого опыта достижения целей и преодоления трудностей.  Также в этом возрасте дети отличаются высокой эмоциональной чувствительностью. Любая деятельность дошкольников обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём размышляют, что делают, - вызывает у них довольно сильное эмоционально отношение. В этом возрасте дети ещё не умеют контролировать свои чувства, сдерживать их внешние проявления, поскольку дети довольно непосредственны, искренни в выражении своих чувств. Следует также отметить, что эмоциональная чувствительность дошкольников может выражаться в проявлениях импульсивности и эмоциональной неустойчивости. Со временем, по мере роста и развития ребёнка, у него развиваются навыки саморегуляции и появляется способность контролировать свои чувства, а также сдерживать негативные проявления.

К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка возникает новый кризис-«Кризис 7 лет». Данный период характеризуется взрослением ребёнка, переходом его на новый социальный уровень. Так как ребёнок в 7 лет, как правило, идёт в школу, у него появляется новая социальная роль «ученик». Это очень важный период. Ребёнок к этому возрасту должен обладать множеством знаний и умений, позволяющих ему успешно включиться в учебную деятельность. Кроме того, в этом возрасте ребёнок должен уметь слушать педагога и выполнять его инструкции, а также сдерживать импульсивные проявления поведения на уроке с помощью волевых усилий.

Дошкольный возраст, в целом, - это сенситивный период для усвоения социальных и нравственных норм поведения. В данном возрасте ребенок уже психологически готов к пониманию смысла норм поведения, а также их ежедневному выполнению.



Таким образом, дошкольный возраст является значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, а также стремления занять определенный социальный статус в обществе. Под руководством авторитетных взрослых, дошкольник приобретает новые качества и навыки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития.