Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Казанский авиационнотехнический колледж.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
 систематизировать уже имеющуюся информацию;
 слушать и слышать товарищей.
«СОРБОНКА»
Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных опре- делений, иностранных слов, и т.д. На одной стороне карточки записывается поня- тие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами за- поминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие нагляд- ные объекты.
«РАБОТА В ГРУППАХ»
Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания ре- зультат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.
«ИГРА – ТРЕНИНГ»
Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...
1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполня- ются для достижения игровой цели.
2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыду- щего.
«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»
Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне опре- деленная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у уча- щихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.
«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»
Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслуши- вая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам.
Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища

39
и выставляют ему оценку или просто «+» или «-». На следующий вопрос преподава- теля отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
«ТЕСТЫ»
Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополне- ние; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-со- поставление, тест с развёрнутым ответом и др.
«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»
Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-карту. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью за- полненную интеллект-карту.
«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»
Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно - гу- стой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных об- ластей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2,
3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих - четвертинок делится попо- лам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой от- ветчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу доклад-
чика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитан- ное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы - доложить партнерам прочитанное своими словами
«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»
Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся.Они содержатво- просы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно- ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль пре- подавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблю- дателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.


40
При выборе карточки ребята проходят три этапа:
1 этап – выбор задания (по содержанию)
2 этап – по степени сложности (* - легкое, ** - сложное)
3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)
Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответ- ствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.
6.6. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«МИНИ-ПРОЕКТЫ»
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое ко- личество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуаль- ности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвиже- ние гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возраст- ную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на пер- воначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).
«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»
Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирую- щим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции после- довательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – при- менение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая за- дача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл.
Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.
«МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»
Преподаватель «подталкивает» учащихся к правильному выбору темы иссле- дования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше


41
всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет препода- вателя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
«РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ»
Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.
«В СВОЁМ ТЕМПЕ»
При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяе- мом им самим.
«ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»»
Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
«РЕСТАВРАТОР»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежден- ный» преподавателем.
«РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ»
Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях вклю- чает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осу- ществляется запоминание, на втором - деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями - вы- полнение определенных заданий.
«СОЗДАЙ ПАСПОРТ»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными поняти- ями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучае- мого явления по определенному плану.
«ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, исполь- зуя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

42
Пример:
Вопросительные слова
Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Информация
Преступления
Закон
Статья
Безопасность
Категории
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - пред- положения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «ве- роятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предска- заний» может выглядеть так:


43
6.7. ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО
«ТЕСТ»
Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правиль- ный ответ.
«СВОЯ ОПОРА»
Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – дру- гую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.
Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры - плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.
«КЛАСТЕР»
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ»
Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отра- жают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между по- нятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимо- связей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и ра- ботать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интел- лект-карт следующие:
 Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
 Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
 Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, кар- тинки.
 Каждая ветвь имеет свой цвет.
 Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
 Ветки должны быть изогнутыми.
 Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
понятие

44
 Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешива- лись с соседними ветвями.
Специальные информационные технологии позволяют составлять интел- лект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты уча- щимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст, с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.
«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изу- ченной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»
Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют до- полнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ»
Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изу- ченной темой, указанной преподавателем.
«СИЛОВОЙ АНАЛИЗ»
Прием, который может быть использован для проведения анализа конкрет- ной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:
Сегодняшняя ситуация
Желательная ситуация
Противодействующие факторы
Действия по уничтожению или ослаблению
Поддерживающие силы и факторы
(на что можно опереться)
Действия по усилению
«ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА»
Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противо- речие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует про- блемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги:


45
проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → реше- ние. В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, сам процесс поиска шаг за шагом ведет к решению проблемы.
«ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ»
Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.
Пример: Лабораторная работа «Сравнение февральской и октябрьской революций
1917 года»
Линии сравнения
Февральская революция
1917 года
Октябрьская революция
1917 года
1. Причины и задачи
2. Повод (если есть)
3. Движущие силы
4. Ход революции
5. Характер революции
6. Итоги и значение.
«ПЛЮС – МИНУС»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и ис- торического явления, например: Найти отрицательное и положительное.
6.8.
КОНТРОЛЬ НАД ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»
Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается дру- гим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, ло- гически связный ответ.
«ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС»
Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
«ТИХИЙ ОПРОС»
Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.
«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом

46
учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся подни- мают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
«БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения про- стых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктан- том. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время - примерно по минуте на задание.
Технология проведения: до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде - перево- рачиваются. во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде учащиеся приступают к работе. Ни- каких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. после: работы сдаются преподавателю или применяется вариант самопроверки: а) преподаватель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Учащиеся отмечают знаками «+» и «—» свои резуль- таты; б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся; в) задается норма оценки. Например, из 7 заданий 6 «плюсиков» - отметка
«5», 5 «плюсиков» - «4», не менее трех — отметка «3»;
«РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»
Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно. Но зато про- водите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива.
Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую за- дачу и быстро справиться с ней.
«ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ»
Преподаватель проверяет работы учащихся выборочно.
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулиро- вать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однознач-