Файл: Организация социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.rtf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Правовые основы предоставления государственной социальной помощи
Глава 2. Особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.2 Организация помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.3 Дети как отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
">http://www.allbest.ru/
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Российский Государственный Гуманитарный Университет"
Гуманитарный Колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения
на тему: Организация социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты государственной социальной помощи
1.1 Основные подходы к определению понятия социальной помощи
1.2 Правовые основы предоставления государственной социальной помощи
Глава 2. Особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.1 Понятие и правовая регламентация трудной жизненной ситуации
2.2 Организация помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.3 Дети как отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная социальная обстановка в Российской Федерации очень противоречива и много аспектна. Имеет место быть нестабильность в экономике, растет дифференциация населения по доходам, увеличивается накаленность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, резко проявляются тенденции неблагополучия.
Становится особенно важным в настоящее время преодолеть послекризисный спад уровня жизни на основе роста ВВП и повышения эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что повлечет за собой снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности его социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособных граждан.
В условиях растущей глобализации, интеграции стран в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи общества необходимо идти к стандартам уровня качества жизни, заложенным во Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения и других документах.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной помощи населению и обеспечения социальной безопасности.
Тема исследования «Организация социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию» является очень актуальной и социально значимой, так как в настоящее время в нашей стране имеется большое число незащищенных слоев населения: малоимущие семьи, многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами, пожилые, одинокие пожилые, ветераны, инвалиды, лица без определенного места жительства и многие другие, которым необходима помощь разного рода ивида в зависимости от конкретной трудной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин.
Вопросы оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, затрагивались в рамках исследований Т.В. Деркачевой, Г.Б. Челноковой, О.А. Митина и др. Особенности организации социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, рассматривались в трудах М.О. Буяновой, В.П. Галаганова, К.Н. Гусова, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.Е. Мачульской М.Ю. Федоровой и других авторов. Однако в последние годы государственное регулирование в этой сфере претерпело значительные изменения и требует нового научного осмысления.
Объектом исследования являются нормативные правовые акты, касающиеся предмета настоящего исследования, а именно организация социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Предметом исследования стали отношения в сфере оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Цель работы заключается в исследовании организация социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- Определить основные подходы к определению социальной помощи;
- Описать правовые основы предоставления государственной социальной помощи;
- Дать определение понятия и правовую регламентацию трудной жизненной ситуации;
- Раскрыть вопросы организации помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- Рассмотреть детей как отдельную категорию, которые могут попасть в ТЖС.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты государственной социальной помощи
1.1 Основные подходы к определению понятия социальной помощи
Многие ученые в социальной сфере дают свое понимание социальной помощи, а также и разделяют свои мнения по отношению к социальной помощи. Так, к примеру, английский философ Т. Гоббс придерживался следующей позиции относительно государственной социальной помощи: “Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как было бы жестокостью со стороны кого- либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно так же было жестокостью со стороны суверена – государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности”1.
Немецкий правовед Р. фон Моль, французский историк, писатель Л. Блан рассматривали государство как гарант определенного уровня жизни субъекта, а экономические условия жизни – как составную часть государственной политики2. Следовательно, роль государственных органов в социальной помощи должна быть активной, преобладающей.
Но есть ученые, которые против социальной политики, такие как английский священник, демограф Т. Мальтус. В своей работе “Очерк о народонаселении”3 он выдвинул теорию, согласно которой существование бедности зависит от чрезмерного увеличения народонаселения. Получается, что в бедности виноваты сами бедные. Система государственной помощи поощряет рост населения, что увеличивает и рост бедности.
Английский философ Г. Спенсер также выступал против социальной помощи социально-уязвимым слоям населения как непредусмотрительным, небережливым и не заботящимся о собственном благосостоянии членам общества. Социальная помощь рассматривается им как социальное действие, нарушающее естественное развитие общества и ослабляющее его. Бедность, по Спенсеру, – закономерное явление, результат естественного отбора. Она исключает наименее приспособленных людей из социальной жизни. Поэтому помощь бедным бесполезна и ослабляет силу группы. Однако Спенсер признавал необходимость мер по реабилитации нуждающихся в семейно-родственных рамках и дружеском кругу1.
Наши научные деятели также вложили свой вклад в систему научных подходов к роли, месту государства и общества в социальной помощи.
Так, В.И. Герье впервые в российской науке рассматривал теорию общественной благотворительности как самостоятельный комплекс взглядов на процесс помощи. Он защищал приоритетность государственной помощи, считая, что государственное финансирование социальной поддержки должно осуществляться не только из федерального бюджета, но и за счет “расширения финансовой автономии общин”, предоставления муниципалитетам в выборе подходов социальной помощи2.
В наше время есть способы сочетания государственной и негосударственной помощи в форме благотворительности, но следует отметить, что в каждой стране степень участия государства в социальной помощи была и остается различной. Это зависит от модели социальной политики, степени развития гражданского общества, национальных особенностей и традиций помощи, социокультурного уровня населения.
Так в России присутствуют, как государственные органы социальной помощи, так и различные благотворительные фонды, которые осуществляют свою деятельность на основе законодательной базы РФ.
1.2 Правовые основы предоставления государственной социальной помощи
Российская Федерация как правовое государство определяет понятие государственной социальной помощи не иначе как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров1.
Указанный закон устанавливает определенные принципы, на основе которых оказывается социальная помощь нуждающимся в ней гражданам. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность (ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Она основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Другим Законом, непосредственно связанным с темой исследования, является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Данный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении жителям Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
2 определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"1 устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"2 регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"1 устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.