Файл: Организация социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.rtf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Правовые основы предоставления государственной социальной помощи
Глава 2. Особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.2 Организация помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.3 Дети как отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы"2 регулирует определенную денежную выплату лицам, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.
Система законодательства, регулирующая вопросы социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в Российской Федерации, предусматривает другие социальные законы в этой сфере.
Впервые в истории отечественной юриспруденции было введено понятие тяжелая жизненная ситуация в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ3, однако данный институт недостаточно регламентирован нормами в сфере социального законодательства, и требует дальнейшего изучения.
социальный помощь денежный дети
Глава 2. Особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
2.1 Понятие и правовая регламентация трудной жизненной ситуации
Понятие «трудной жизненной ситуации», которое было дано ранее в статье 3 Федерального закона № 195 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» было сформулировано следующим образом: «трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно». Исходя из данного определения, перечень ситуаций, которые можно было отнести к категории трудной жизненной ситуации носил открытый характер. Отсюда следует, что согласно ст. 3, ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность индивида, преодолеть самостоятельно которую он не может, дает ему право на получение соответствующих мер социальной поддержки, гарантируемых государством. Список категорий граждан, получающих соответствующие услуги социальной помощи очень обширен и мобилен по своему составу.
Как привило незнание гражданами, попавшими в ТЖС, своих прав в этой сфере, негативно влияет на оказание им полагающейся по закону социальной помощи.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
1, трудная жизненная ситуация – это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Еще одно определение «трудной жизненной ситуации» предоставляется в Национальном стандарте Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст. «Трудная жизненная ситуация - ситуация, серьезно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам таким как: инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно».
Определение «трудная жизненная ситуация» (ТЖС), как правило, объединяет факторы и условия, относящиеся в основном к материальным или физическим ограничениям.
Гражданин или семья может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим обстоятельствам:
1) Частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и, или передвижению в связи с преклонным возрастом женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, болезнью и, или инвалидностью;
2) Сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;
3) Семейное неблагополучие, конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и, или родителей;
4) Наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
5) Наличие в семье инвалидов и, или детей-инвалидов;
6) Признание гражданина, или семьи малоимущим (малоимущей) в установленном порядке;
7) Отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;
8) Ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.
Среди локальных нормативно правовых документов дающих определение Тяжелой жизненной ситуации – в законе «О социальном обслуживании населения в Томской области»1 ТЖС называется такая ситуация, которая объективно нарушает «…жизнедеятельность гражданина (безработица, вынужденная миграция, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».
В другом документе регионального значения – Законе о социальном обслуживании г. Москвы2 ТЖС определяется как «…совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно …».
2.2 Организация помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
Государство оказывает помощь своим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Государство определило субъектов, которые имеют право на социальную помощь. Они указаны в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, предоставляется:
1) Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
2) Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
4) Инвалиды;
5) Дети-инвалиды;
6) Инвалиды войны;
7) Участники Великой Отечественной войны.
Для помощи, гражданам, которые попали в ТЖС, существуют органы, в которые они могут обратиться:
-
УСЗН – (Управление социальной защиты населения); -
МФЦ – (Многофункциональный центр).
В этих органах дадут разъяснения гражданину или гражданам, обратившимся за помощью, и сообщат какие нужно собрать документы для получения социальной помощи.
В порядке предоставления государственной социальной помощи предусмотрено законодательством Российской Федерации:
Исполнение функций органа соцзащиты по предоставлению государственной услуги обеспечивают муниципальные служащие и иные специалисты органа соцзащиты (далее - специалисты).
При предоставлении государственной услуги органы соцзащиты осуществляют взаимодействие с:
Министерством труда и социальной защиты населения (в целях направления заявок на необходимые денежные средства для осуществления выплат посредством писем, телефона и электронных средств связи);
Территориальными органами записи актов гражданского состояния по районам и городам (в целях получения сведений об умерших гражданах посредством списков);
Структурными подразделениями Сбербанка России и иных кредитных организаций (в целях перечисления ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) получателям, получения сведений о неоплате посредством платежных поручений, списков получателей, реестров неоплаты в электронном виде и на бумажных носителях);
Филиалами федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (в целях доставки получателям ЕДВ, получения сведений о возвратах, посредством платежных поручений, списков получателей, на числительных машинограмм, отчетов, реестров возврата в электронном виде и на бумажных носителях).
Для предоставления государственной услуги обращаться в другие органы и организации не требуется.
Общий срок принятия решения о назначении ЕДВ или об отказе в назначении ЕДВ не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для получения ЕДВ, указанных в пункте 5 настоящего Административного регламента.
Сроки предоставления государственной услуги.
Общий срок направления уведомления о принятии решения о назначении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в предоставлении ЕДВ не должен превышать двух рабочих дней после принятия решения.
Время прохождения отдельных административных процедур составляет:
Прием и регистрация документов - 20 минут;
Проверка права заявителя на получение ЕДВ и формирование личного дела – один рабочий день;
Принятие решения о назначении (отказе в назначении) ЕДВ – один рабочий день;
Назначение ЕДВ – один рабочий день;
Формирование выплатных документов на ЕДВ и передача их выплатникам – один рабочий день;
Изменение выплатных реквизитов получателя ЕДВ – один рабочий день;
Принятие решения о прекращении выплаты ЕДВ - один рабочий день;
Выдача документов – 15 минут.
Максимальное время выдачи уведомления о назначении ЕДВ составляет 5 минут.
Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на ЕДВ не должно превышать 15 минут.
Максимальное время ожидания в очереди для получения документов не должно превышать 15 минут.
Максимальное время ожидания в очереди на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 10 минут.
Максимальное время приема должностными лицами составляет 20 минут.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с указанием способа получения и реквизитов, необходимых для получения (почтовый адрес, индекс или реквизиты счета в структурном подразделении Сбербанка России). В том случае, если свою долю ежемесячной денежной выплаты один из родителей желает получать отдельно, то принимается заявление от каждого родителя;
-
Паспорт; -
свидетельство о рождении (предоставляется родителями); -
свидетельство о браке (предоставляется супругой (супругом); -
удостоверение ветерана боевых действий; -
справка от уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти (в котором погибший военнослужащий проходил службу: военный комиссариат, ФСБ, ГУВД) о гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, представляются:
- Опекунами или попечителями, в случае подачи ими документов от имени недееспособного гражданина;
- Решение суда и удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, и паспорт;
- Доверенными лицами в случае подачи заявления от имени доверителя - простая письменная доверенность и паспорт;
- Для социальных работников – удостоверение социального работника и паспорт;
- При смене фамилии, имени, отчества родителей - свидетельство о браке или о разводе, или свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества.
Заявление и прилагаемые документы должны быть четко и разборчиво написаны (напечатаны) синими или черными чернилами (пастой), в тексте документа не допускаются подчистки, приписки и наличие зачеркнутых слов, нерасшифрованные сокращения, исправления, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица. Исполнение документов карандашом не допускается.
Прилагаемые документы должны быть надлежащим образом оформлены и содержать все установленные для них реквизиты: наименование и адрес организации, выдавшей документ, подпись уполномоченного лица, печать организации, выдавшей документ, дату выдачи документа, номер и серию (если есть) документа, срок действия документа (если есть), основание выдачи. Документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание, в документах фамилии, имена, отчества граждан должны быть указаны полностью.