ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лицензирование страховой деятельности
Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.
Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.
Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.
Согласно порядку лицензирования страховой деятельности, получение лицензии обязательно, если компания осуществляет работу по оказанию услуг в сфере личного, добровольного страхования, страхования имущества, ответственности.
В лицензии страховой компании, которую она получила от лицензирующих органов, перечислены виды страхования, в рамках которого страховщику официального разрешено оказывать услуги физ. и юр. лицам. Срок действия подобного разрешения ограничен (если требуется продление, необходима подача новой заявки со сдачей всей требуемой документации).
Нет необходимости получать лицензию некоторым страховым фирмам, которые оказывают услуги исключительно в следующих направлениях:
-
анализ, изучение, прогноз, оценка страховых рисков; -
установление размеров причиненного ущерба, нанесенного вреда; -
определение размера денежной компенсации по выданным страховым полисам; -
оказание консультационной помощи частным лицам, организациям, предприятиям, муниципальным органам; -
проведение исследований.
Отдельно выделяется работа страховых брокеров и агентов. Лицензия страхового брокера выдается согласно ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела», аналогичное разрешение агентам получать нет необходимости. Брокер выступает в качестве независимого эксперта, который располагает сведениями по различным страховщикам и другим представителям отрасли. Со своими клиентами в области брокерской деятельности работает на основе заключенного договора, представляет их интересны, выполняет поручения.
Важно! Любая страховая деятельность, связанная с оформлением полисов ОСАГО, со страхованием имущества, жизни людей, подлежит лицензированию.
Кто выдает лицензию страховым компаниям?
По условиям лицензирования страховой деятельности, подача заявки на получение соответствующего разрешения осуществляется в Центробанке РФ. Это основной и единственный в стране орган, занимающийся надзором за страховой деятельностью. Осуществляемый страховой надзор позволяет предупредить, обнаружить, пресечь нарушения регламентов, законодательно-нормативных и правовых актов (присутствуют полномочия и по применению мер государственного принуждения к соблюдению закона).
При необходимости, Центробанк РФ приостанавливает действие лицензий, делает их ограниченными, отзывает разрешения у юридических лиц.
По правилам Центробанка РФ, субъектами страховой деятельности являются:
-
организации, оказывающие услуги в сфере страхования; -
компании, занимающиеся перестрахованием; -
объединения взаимного страхования; -
брокеры.
К функциям Центробанка РФ в области лицензирования также относят ведение госреестра субъектов, в котором содержится информация о названиях, руководящем составе, банковских и иных реквизитах, расположении, сведений о выданной лицензии, периоде ее действия
Порядок получения лицензии на страховую деятельность
Лицензия дает право страховщику осуществлять страховую деятельность. Право предоставляется органом надзора – Центробанком России. При выдаче лицензии Центробанк РФ ограничивает возможность ведения профессиональной страховой деятельности для компании-заявителя только на определенной территории.
Требования и условия
Перед подачей заявления, подготовкой документов страховщик-соискатель лицензии должен проверить свою деятельность на соответствие основным требованиям (при их несоблюдении в выдаче разрешения будет отказано):
-
официальная регистрация юридического лица в России; -
наличие уставного капитала, размер которого регламентирован Центробанком РФ (для каждого вида страхования устанавливается индивидуально); -
полное исполнение законодательно установленных нормативных отношений между собственными средствами страховой компании и предполагаемыми размерами полученных страховых премий; -
исполнение ограничений по параметрам уровня ответственности по перечню предполагаемых рисков.
Куда обращаться?
Ранее страховой надзор осуществлялся Федеральной службой страхового надзора (ФССН), но ее деятельность в 2011 году была упразднена, в результате чего все функции по выдаче лицензий на страхование имущества, жизни, ответственности и т. д. были переданы Центробанку РФ. Заявление и собранную документацию соискатели обязаны предоставить в местные региональные отделения этого органа.
Список необходимых документов и стоимость
Перечень требуемой документации, которую должен подготовить соискатель:
-
заявление; -
чек об оплате госпошлины; -
устав; -
решение руководства компании об утверждении устава; -
информация об учредителях; -
документация, подтверждающая наличие уставного капитала в определенном законодательством размере (согласно предоставляемым в будущем услугам по страхованию); -
сведения о руководящем составе компании-соискателя; -
документация, которая подтвердит происхождение, законность имущества, которое соискатель вносит в уставной капитал; -
постановление о проведении внутреннего аудита; -
документация, подтверждающая соответствие компании-соискателя требованиям, которые предъявляются законодательством организациям, претендующим на получение лицензии; -
бизнес-план, который был утвержден на учредительном совещании.
Срок действия лицензии
При оформлении заявки на лицензию, соискатель может выбрать, какой тип разрешения он будет получать: временный или с неограниченным сроком действия. В первом случае есть возможность запросить разрешение, которое будет действовать ограниченный срок (например, 3 месяца, 1 год и т. д.). Во втором случае документ выдается со сроком действия 3 года. По истечению этого времени требуется провести процедуру переоформления.