Файл: Лицензирование страховой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.

Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.

Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.

Согласно порядку лицензирования страховой деятельности, получение лицензии обязательно, если компания осуществляет работу по оказанию услуг в сфере личного, добровольного страхования, страхования имущества, ответственности.

В лицензии страховой компании, которую она получила от лицензирующих органов, перечислены виды страхования, в рамках которого страховщику официального разрешено оказывать услуги физ. и юр. лицам. Срок действия подобного разрешения ограничен (если требуется продление, необходима подача новой заявки со сдачей всей требуемой документации).

Нет необходимости получать лицензию некоторым страховым фирмам, которые оказывают услуги исключительно в следующих направлениях:

  • анализ, изучение, прогноз, оценка страховых рисков;

  • установление размеров причиненного ущерба, нанесенного вреда;

  • определение размера денежной компенсации по выданным страховым полисам;

  • оказание консультационной помощи частным лицам, организациям, предприятиям, муниципальным органам;

  • проведение исследований.


Отдельно выделяется работа страховых брокеров и агентов. Лицензия страхового брокера выдается согласно ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела», аналогичное разрешение агентам получать нет необходимости. Брокер выступает в качестве независимого эксперта, который располагает сведениями по различным страховщикам и другим представителям отрасли. Со своими клиентами в области брокерской деятельности работает на основе заключенного договора, представляет их интересны, выполняет поручения.

Важно! Любая страховая деятельность, связанная с оформлением полисов ОСАГО, со страхованием имущества, жизни людей, подлежит лицензированию.

Кто выдает лицензию страховым компаниям?


По условиям лицензирования страховой деятельности, подача заявки на получение соответствующего разрешения осуществляется в Центробанке РФ. Это основной и единственный в стране орган, занимающийся надзором за страховой деятельностью. Осуществляемый страховой надзор позволяет предупредить, обнаружить, пресечь нарушения регламентов, законодательно-нормативных и правовых актов (присутствуют полномочия и по применению мер государственного принуждения к соблюдению закона).

При необходимости, Центробанк РФ приостанавливает действие лицензий, делает их ограниченными, отзывает разрешения у юридических лиц.

По правилам Центробанка РФ, субъектами страховой деятельности являются:

  • организации, оказывающие услуги в сфере страхования;

  • компании, занимающиеся перестрахованием;

  • объединения взаимного страхования;

  • брокеры.

К функциям Центробанка РФ в области лицензирования также относят ведение госреестра субъектов, в котором содержится информация о названиях, руководящем составе, банковских и иных реквизитах, расположении, сведений о выданной лицензии, периоде ее действия

Порядок получения лицензии на страховую деятельность


Лицензия дает право страховщику осуществлять страховую деятельность. Право предоставляется органом надзора – Центробанком России. При выдаче лицензии Центробанк РФ ограничивает возможность ведения профессиональной страховой деятельности для компании-заявителя только на определенной территории.

Требования и условия


Перед подачей заявления, подготовкой документов страховщик-соискатель лицензии должен проверить свою деятельность на соответствие основным требованиям (при их несоблюдении в выдаче разрешения будет отказано):



  • официальная регистрация юридического лица в России;

  • наличие уставного капитала, размер которого регламентирован Центробанком РФ (для каждого вида страхования устанавливается индивидуально);

  • полное исполнение законодательно установленных нормативных отношений между собственными средствами страховой компании и предполагаемыми размерами полученных страховых премий;

  • исполнение ограничений по параметрам уровня ответственности по перечню предполагаемых рисков.

Куда обращаться?


Ранее страховой надзор осуществлялся Федеральной службой страхового надзора (ФССН), но ее деятельность в 2011 году была упразднена, в результате чего все функции по выдаче лицензий на страхование имущества, жизни, ответственности и т. д. были переданы Центробанку РФ. Заявление и собранную документацию соискатели обязаны предоставить в местные региональные отделения этого органа.

Список необходимых документов и стоимость


Перечень требуемой документации, которую должен подготовить соискатель:

  • заявление;

  • чек об оплате госпошлины;

  • устав;

  • решение руководства компании об утверждении устава;

  • информация об учредителях;

  • документация, подтверждающая наличие уставного капитала в определенном законодательством размере (согласно предоставляемым в будущем услугам по страхованию);

  • сведения о руководящем составе компании-соискателя;

  • документация, которая подтвердит происхождение, законность имущества, которое соискатель вносит в уставной капитал;

  • постановление о проведении внутреннего аудита;

  • документация, подтверждающая соответствие компании-соискателя требованиям, которые предъявляются законодательством организациям, претендующим на получение лицензии;

  • бизнес-план, который был утвержден на учредительном совещании.

Срок действия лицензии


При оформлении заявки на лицензию, соискатель может выбрать, какой тип разрешения он будет получать: временный или с неограниченным сроком действия. В первом случае есть возможность запросить разрешение, которое будет действовать ограниченный срок (например, 3 месяца, 1 год и т. д.). Во втором случае документ выдается со сроком действия 3 года. По истечению этого времени требуется провести процедуру переоформления.