Файл: Отчет По производственной практике специальность 40. 02. 02 Правоохранительная Выполнил студент гр.pdf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
22 3. средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4. специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5. электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6. светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами
1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7. служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 -
7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8. световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9. средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10. средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
11. водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части
1 настоящей статьи;
12. бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13. средства защиты охраняемых объектов
(территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14. средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
23 3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия
2.5 Порядок ведения номенклатуры особой важности, совершенно секретных, секретных дел
В целях правильного формирования дел, систематизированного хранения особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных документов и оперативного их поиска составляется номенклатура особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел.
Учет входящих секретных документов, подготовленных секретных документов (внутренних секретных документов), отпечатанных и исходящих секретных документов производится в книгах и журналах (карточках) учета.
При получении корреспонденции проверяются целостность упаковки и оттисков печатей, при вскрытии пакетов - соответствие указанных на них учетных номеров номерам, присвоенным документам, количество листов в приложении, количество экземпляров.
Если конфиденциальных документов много, а в организации создана служба безопасности и в каждом структурном подразделении, включая службу делопроизводства, организованы участки для ведения конфиденциального делопроизводства, то необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Номенклатура конфиденциальных дел разрабатывается службой безопасности, которой поручена организация конфиденциального делопроизводства, централизованно.
24
Номенклатура дел оформляется как сводная по организации. В структурные подразделения, непосредственно осуществляющие работу с конфиденциальными документами, направляются выписки из утвержденной сводной номенклатуры конфиденциальных дел, в которых закрепляется систематизация заголовков только тех дел, к документам которых предоставляется доступ сотрудникам соответствующего подразделения. Это необходимо сделать под собственноручную подпись сотрудников, т.к. номенклатура конфиденциальных дел и выписки из нее представляют собой еще и форму реализации разрешительной системы доступа к конфиденциальной информации.
В технологии и алгоритме разработки номенклатуры конфиденциальных дел нет никаких особенностей, за исключением организационной основы – принципа централизованной разработки и реализации разрешительной системы доступа (сверху вниз). Об этом необходимо помнить и службе делопроизводства, на которую помимо разработки «открытой» номенклатуры дел иногда могут возложить составление номенклатуры конфиденциальных дел. Это не всегда правильно, т.к. провести систематизацию конфиденциальных документов и установить сроки их хранения в номенклатуре дел могут только квалифицированные специалисты, которые системно организуют работу со всеми видами тайны, имеют доступ ко всем конфиденциальным документам, умеют в любом бизнес-процессе выделять состав, виды и разновидности конфиденциальных документов, разрабатывают перечни конфиденциальной документированной информации (опять-таки с учетом видов тайны), хорошо знают все направления деятельности организации, риски несанкционированного доступа к информации и документам, умеют управлять ими и предотвращать
25
(в том числе и с помощью организационных методов, к которым относится разработка номенклатуры дел).
3. Деятельность МО МВД России "Северобайкальский"
3.1 Предварительное расследование преступлений в форме дознания, меры пресечения по отношению к подозреваемому, роль адвоката
Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.
Таким образом, предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в ходе которой осуществляется собирание и проверка доказательств по всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела. В Российской Федерации предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания
Дознание как форма предварительного расследования является уголовно-процессуальной деятельностью, которая осуществляется в лице уполномоченных на это государственных органов для того, чтобы установить личности, которыми было совершено преступление или другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения исхода определенных уголовных дел.
26
На основании временного признака данный вид деятельности — это начало производства предварительных расследований и первоначальный этап расследования преступления, который необходим для того, проведения работниками органов дознания оперативно-розыскных и неотложных следственных действий.
Данный вид дознания должен быть проведен в течении месяца со дня, когда возбудили уголовное дело и до дня, когда был составлен обвинительный акт. Этот срок может быть продлен прокурором (при необходимости), который осуществляет надзор за тем, как производится дознание, до одного месяца (на основании 3 части 223 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ). Когда это необходимо (включая случаи, связанные с тем, как производится судебная экспертиза), срок дознания может быть продлен и до полугода районным или городским прокурором, а также военным прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, которые связаны с тем, как исполняется запрос правовой помощи, направленный в порядке, предусмотренным на основании
453 статьи Уголовно-процессуального кодекса, срок дознания прокурор субъекта РФ или военный прокурор может продлить до 1 года.
Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.
В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить
27 допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.
Во время предварительного расследования следователь или дознаватель имеют право избрать ограничительную санкцию, кроме заключения под стражу, залога, домашнего ареста, запрета определенных действий. Избранием мер пресечения, связанных с ограничением свободы, арестом и залога денежных средств, наделен исключительно суд. Основания для выбора санкций — наличие достаточных доказательств, что фигурант может:
Продолжить заниматься преступной деятельностью.
Скрыться от органов предварительного следствия, дознания, суда.
Угрожать участникам уголовного дела, свидетелям.
Воспрепятствовать производству.
Уничтожить улики, доказательства, подтверждающие вину.
В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями: получение предметов, документов или иной информации; проведение опросов лиц (при условии их согласия); истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании
3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим
Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
28
В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.
Согласно п. 1 ст. 45 УПК РФ, адвокаты имеют право на участие в производстве в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, т.е. защищать их интересы в отношении подозреваемой или обвиняемой стороны. Участие защитника в уголовном процессе осуществляется на основании соглашения, заключенного им с клиентом.
Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии органа дознания или дознавателя краткие консультации, задавать с разрешения органа дознания или дознавателя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия.
3.2 Пресечение, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства
Пресечение преступлений - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений, на стадии их приготовления или покушения либо совершения последующих эпизодов в преступной деятельности в отношении конкретных лиц. Недопущение наступления общественно опасных последствий на этих стадиях также является важной криминологической
29 задачей правоохранительной деятельности государственных органов путем проведения оперативно-розыскных и следственных действий.
Выявление и расследование преступлений - виды правоохранительной деятельности. Выявить преступление - значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие
(бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается
(квалифицируется) в качестве преступного.
Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно, как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган
(чаще всего это полиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. Это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов.
Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего
30 напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д.
В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному - разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего - оперативно- розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.
Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.
Расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу - предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия.
В ходе расследования преступления подготавливаются и оформляются материалы, необходимые для передачи дела в Суд.
3.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
31
Оперативно-розыскная деятельность
- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1.
Опрос.
2.
Наведение справок.
3.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
4.
Проверочная закупка.
5.
Исследование предметов и документов.
6.
Наблюдение.
7.
Отождествление личности.
22 3. средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4. специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5. электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6. светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами
1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7. служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 -
7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8. световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9. средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10. средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
11. водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части
1 настоящей статьи;
12. бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13. средства защиты охраняемых объектов
(территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14. средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
23 3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия
2.5 Порядок ведения номенклатуры особой важности, совершенно секретных, секретных дел
В целях правильного формирования дел, систематизированного хранения особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных документов и оперативного их поиска составляется номенклатура особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел.
Учет входящих секретных документов, подготовленных секретных документов (внутренних секретных документов), отпечатанных и исходящих секретных документов производится в книгах и журналах (карточках) учета.
При получении корреспонденции проверяются целостность упаковки и оттисков печатей, при вскрытии пакетов - соответствие указанных на них учетных номеров номерам, присвоенным документам, количество листов в приложении, количество экземпляров.
Если конфиденциальных документов много, а в организации создана служба безопасности и в каждом структурном подразделении, включая службу делопроизводства, организованы участки для ведения конфиденциального делопроизводства, то необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Номенклатура конфиденциальных дел разрабатывается службой безопасности, которой поручена организация конфиденциального делопроизводства, централизованно.
24
Номенклатура дел оформляется как сводная по организации. В структурные подразделения, непосредственно осуществляющие работу с конфиденциальными документами, направляются выписки из утвержденной сводной номенклатуры конфиденциальных дел, в которых закрепляется систематизация заголовков только тех дел, к документам которых предоставляется доступ сотрудникам соответствующего подразделения. Это необходимо сделать под собственноручную подпись сотрудников, т.к. номенклатура конфиденциальных дел и выписки из нее представляют собой еще и форму реализации разрешительной системы доступа к конфиденциальной информации.
В технологии и алгоритме разработки номенклатуры конфиденциальных дел нет никаких особенностей, за исключением организационной основы – принципа централизованной разработки и реализации разрешительной системы доступа (сверху вниз). Об этом необходимо помнить и службе делопроизводства, на которую помимо разработки «открытой» номенклатуры дел иногда могут возложить составление номенклатуры конфиденциальных дел. Это не всегда правильно, т.к. провести систематизацию конфиденциальных документов и установить сроки их хранения в номенклатуре дел могут только квалифицированные специалисты, которые системно организуют работу со всеми видами тайны, имеют доступ ко всем конфиденциальным документам, умеют в любом бизнес-процессе выделять состав, виды и разновидности конфиденциальных документов, разрабатывают перечни конфиденциальной документированной информации (опять-таки с учетом видов тайны), хорошо знают все направления деятельности организации, риски несанкционированного доступа к информации и документам, умеют управлять ими и предотвращать
25
(в том числе и с помощью организационных методов, к которым относится разработка номенклатуры дел).
3. Деятельность МО МВД России "Северобайкальский"
3.1 Предварительное расследование преступлений в форме дознания, меры пресечения по отношению к подозреваемому, роль адвоката
Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.
Таким образом, предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в ходе которой осуществляется собирание и проверка доказательств по всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела. В Российской Федерации предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания
Дознание как форма предварительного расследования является уголовно-процессуальной деятельностью, которая осуществляется в лице уполномоченных на это государственных органов для того, чтобы установить личности, которыми было совершено преступление или другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения исхода определенных уголовных дел.
26
На основании временного признака данный вид деятельности — это начало производства предварительных расследований и первоначальный этап расследования преступления, который необходим для того, проведения работниками органов дознания оперативно-розыскных и неотложных следственных действий.
Данный вид дознания должен быть проведен в течении месяца со дня, когда возбудили уголовное дело и до дня, когда был составлен обвинительный акт. Этот срок может быть продлен прокурором (при необходимости), который осуществляет надзор за тем, как производится дознание, до одного месяца (на основании 3 части 223 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ). Когда это необходимо (включая случаи, связанные с тем, как производится судебная экспертиза), срок дознания может быть продлен и до полугода районным или городским прокурором, а также военным прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, которые связаны с тем, как исполняется запрос правовой помощи, направленный в порядке, предусмотренным на основании
453 статьи Уголовно-процессуального кодекса, срок дознания прокурор субъекта РФ или военный прокурор может продлить до 1 года.
Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.
В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить
27 допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.
Во время предварительного расследования следователь или дознаватель имеют право избрать ограничительную санкцию, кроме заключения под стражу, залога, домашнего ареста, запрета определенных действий. Избранием мер пресечения, связанных с ограничением свободы, арестом и залога денежных средств, наделен исключительно суд. Основания для выбора санкций — наличие достаточных доказательств, что фигурант может:
Продолжить заниматься преступной деятельностью.
Скрыться от органов предварительного следствия, дознания, суда.
Угрожать участникам уголовного дела, свидетелям.
Воспрепятствовать производству.
Уничтожить улики, доказательства, подтверждающие вину.
В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями: получение предметов, документов или иной информации; проведение опросов лиц (при условии их согласия); истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании
3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим
Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
28
В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.
Согласно п. 1 ст. 45 УПК РФ, адвокаты имеют право на участие в производстве в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, т.е. защищать их интересы в отношении подозреваемой или обвиняемой стороны. Участие защитника в уголовном процессе осуществляется на основании соглашения, заключенного им с клиентом.
Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии органа дознания или дознавателя краткие консультации, задавать с разрешения органа дознания или дознавателя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия.
3.2 Пресечение, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства
Пресечение преступлений - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений, на стадии их приготовления или покушения либо совершения последующих эпизодов в преступной деятельности в отношении конкретных лиц. Недопущение наступления общественно опасных последствий на этих стадиях также является важной криминологической
29 задачей правоохранительной деятельности государственных органов путем проведения оперативно-розыскных и следственных действий.
Выявление и расследование преступлений - виды правоохранительной деятельности. Выявить преступление - значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие
(бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается
(квалифицируется) в качестве преступного.
Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно, как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган
(чаще всего это полиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. Это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов.
Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего
30 напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д.
В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному - разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего - оперативно- розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.
Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.
Расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу - предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия.
В ходе расследования преступления подготавливаются и оформляются материалы, необходимые для передачи дела в Суд.
3.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
31
Оперативно-розыскная деятельность
- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1.
Опрос.
2.
Наведение справок.
3.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
4.
Проверочная закупка.
5.
Исследование предметов и документов.
6.
Наблюдение.
7.
Отождествление личности.