Файл: Протокол 3 от 12. 01. 2021 г. Согласовано заместитель директора по увр с. Н. Соболевских 13. 01. 2021 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Переваловская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла ________________Г.И. Алкина Протокол №3 от 12.01.2021 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР_____________ С.Н. Соболевских 13.01.2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ _____________ А.Н.Непряхина Приказ №15/1-ОД от 13.01.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Человек.Общество.Мир» 10 КЛАСС
Разработчики программы: учитель истории Шумилова И.В.
2020-2021 уч.год
-
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны знать/ понимать:
-
сущность принципиальных подходов изучения глобальных проблем человечества, выявлять способы и перспективы их решения; -
полученную информацию в соответствии с собственным личным опытом, вырабатывать способность самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. -
алгоритм осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности; уметь: -
применять полученные знания и навыки на практике.
-
Содержание учебного курса
Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось. Условность и реальность исторического времени
Перспективы цивилизации: уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения; глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания
Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях: диалог цивилизаций; конфликт и противостояние цивилизаций; типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции).
Попытки выработки цивилизационных универсалий: «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими; «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности Нарастание цивилизационных кризисов: глобальная Африка; демографический кризис и дряхление западной цивилизации; экологические кризисы; геополитический кризис(США как супердержава и строительство новой Европы)
Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё: активизация национального и религиозного факторов, «принуждение к миру» (США); ориентация на собственные силы (Китай);российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).
Основные тенденции цивилизационного развития: принципиальная возможность сохранения цивилизации; международный терроризм; поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.
-
Тематическое планирование учебного курса
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
Введение – 2 часа | ||
1 | Вводное занятие. «Загадка 3тысячелетия» | 1 |
2 | Условность и реальность исторического времени | 1 |
Перспективы цивилизации: (3 часа). | ||
3 | Перспективы цивилизации | 1 |
4 | Перспективы цивилизации | 1 |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 |
Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях (4 часа). | ||
6 | Диалог цивилизаций | 1 |
7 | Конфликт и противостояние цивилизаций | 1 |
8 | Типы межцивилизационных проблем ( Запад – Восток) | 1 |
9 | Типы межцивилизационных проблем (Север – Юг) | 1 |
Попытки выработки цивилизационных универсалий (4 часа). | ||
10 | «Право сильных» | 1 |
11 | «Право сильных» | 1 |
12 | «Право слабых» | 1 |
13 | «Право слабых» | 1 |
Нарастание цивилизационных кризисов: (4 часа). | ||
14 | Глобальная Африка | 1 |
15 | Демографический кризис и дряхление западной цивилизации | 1 |
16 | Экологические кризисы | 1 |
17 | Геополитический кризис. | 1 |
Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё: (5 часов). | ||
18 | Активизация национального и религиозного факторов. | 1 |
19 | Принуждение к миру (США) | 1 |
20 | Движение «анти-» | 1 |
21 | Ориентация на собственные силы (Китай) | 1 |
22 | Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). | 1 |
Основные тенденции цивилизационного развития: (7 часов). | ||
23 | Принципиальная возможность сохранения цивилизации | 1 |
24 | Международный терроризм | 1 |
25 | Международный терроризм | 1 |
26 | Международный терроризм | 1 |
27 | Поиск координированных усилий | 1 |
28 | Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации | 1 |
29 | Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации | 1 |
Заключительные занятия. (5 часов). | ||
30 | Итоговое повторение | 1 |
31 | Итоговое повторение | 1 |
32 | Итоговое повторение | 1 |
33 | Защита проекта | 1 |
34 | Защита проекта | 1 |
Итого | | 34 |
Приложение к программе элективного курса 10 класс
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Человек.Общество.Мир.» 10 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Отрабатываемые элементы | Проблемные моменты, требующие особого внимания | ||||
План | Факт | |||||||
Введение (2 часа). | ||||||||
1. | 02.09 | | Вводное занятие. «Загадка 3тысячелетия» | Когда начало новейшего времени. 2000 год. Экономическая и информационная эсхатология. | Выявление признаков системности общества и проявлений динамичности общественного развития | |||
2. | 09.09 | | Условность и реальность исторического времени | Уяснить и обосновать природу «исторической реальности», саму возможность и необходимость исторического способа существования | ||||
Тема 1. Перспективы цивилизации: (3 часа). | ||||||||
3. | 16.09 | | Перспективы цивилизации | Философия «конца», футурологическое эссе Обзор трагического настоящего и угрожающая картина ближайшего будущего. | Выделение характеристик общества как динамичной системы: наличие и взаимосвязь структурированных элементов, характеризующих общество как систему, способность к изменениям, саморазвитию. | |||
4. | 23.09 | | Перспективы цивилизации | Философия «конца», футурологическое эссе Обзор трагического настоящего и угрожающая картина ближайшего будущего. | ||||
5. | 30.09 | | Глобальные проблемы человечества | Необходимость выработки планетарного сознания | ||||
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях (4 часа). | ||||||||
6. | 07.10 | | Диалог цивилизаций | Взаимовлияние народов и культур оптимизация отношений с индивидом через взаимосвязь с общественным производством как по поводу Производства | Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. | |||
7. | 14. 10 | | Конфликт и противостояние цивилизаций | Выбор цели развития социально-экономической системы противостояние богатых цивилизованных стран («Золотого миллиарда») и остального мира | ||||
8. | 21.10 | | Типы межцивилизационных проблем ( Запад – Восток) | Проблема межкультурного отношения в современном мире | ||||
9. | 11.11 | | Типы межцивилизационных проблем (Север – Юг) | Проблема межкультурного отношения в современном мире | ||||
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий (4 часа). | ||||||||
10. | 18.11 | | «Право сильных» | Процесс генерации сущностей для создания всё более совершенного человеческого сообщества. | Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается. Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ | |||
11. | 18.11 | | «Право сильных» | Процесс генерации сущностей для создания всё более совершенного человеческого сообщества. | ||||
12. | 25.11 | | «Право слабых» | Влияние на общее развитие культуры. Цивилизационная универсалия. |
| | | | Существенное, по сравнению с этническими общностями, влияние на общее развитие культуры. | |
13. | 02.12 | | «Право слабых» | Влияние на общее развитие культуры. Цивилизационная универсалия. Существенное, по сравнению с этническими общностями, влияние на общее развитие культуры. | |
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов: (4 часа). | |||||
14. | 09.12 | | Глобальная Африка | Структура универсалий цивилизации Африки, роль религии и европейского влияния в африканских государствах, Африка – самый молодой регион мира | Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается. Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ |
15. | 16.12 | | Демографический кризис и дряхление западной цивилизации | Понятие «демографический кризис». Теория Мальтуса. Демографические проблемы: содержание и способы решения, западной цивилизации; дряхление населения западной и дальневосточной цивилизаций; резкий рост населения (демографический взрыв) | |
16. | 23.12 | | Экологические кризисы | Природные причины экологических кризисов: кризисы региональные и кризисы глобальные. Человечество - одна из причин региональных и глобального экологических кризисов | |
17. | 09.01 | | Геополитический кризис. | Мировой кризис: последствия и перспективы геополитический кризис, третья мировая война. США как супердержава Строительство новой Европы |
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё: (5 часов). | |||||
18. | 10.01 | | Активизация национального и религиозного факторов. | Анализ взаимоотношений религиозного и национального факторов в современных социальных взаимоотношений | Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается. Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ подходы к анализу общественного развития. Сравнение формационного и цивилизационного подходов. Структура российского общества: основные те нденции развития. |
19. | 13.01 | | Принуждение к миру (США) | Агрессивность внешнеполитической активности США на Ближнем Востоке, в Азии и Восточной Европе, принципы взаимодействия с государствами III мира | |
20. | 20.02 | | Движение «анти-» | Антифашизм, радикальные и ультралевые движения. | |
21. | 27. 01 | | Ориентация на собственные силы (Китай) | Регулирование внешнеэкономической деятельности в Китае Реформы внешней торговли в Китае Правовая база внешнеэкономической деятельности КНР на современном этапе ВТО и Китай: условия присоединения и последствия Вступление КНР в ВТО Внешняя торговля КНР после вступления в ВТО | |
22. | 03.02 | | Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). | Россия особая мультиэтническая цивилизация. раскол культур и социальных отношений “дрейфующее общество” в океане современных цивилизационных миров Дуализм общественного бытия в России генотип социального развития мессианский тип русского человека | |
Тема 6. Основные тенденции цивилизационного развития: (7 часов). | |||||
23. | 10.02 | | Принципиальная возможность | Путь сохранения цивилизации – изменение представлений человека о себе | Создание условий для |