Файл: Содержание и структура культуры здоровья личности педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Содержание и структура культуры здоровья
личности педагога.
Культура здоровья педагога – компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.
В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:
1. Устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);
2. Профессиональная компетентность в области ЗОЖ;
3. Владение здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).
Несмотря на то, что каждый учитель является зрелой личностью, он сталкивается с такими явлениями, как педагогический криз, эмоциональное истощение и профессиональное выгорание. В связи с этим каждому учителю можно и нужно пытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому
педагогу.
1.1. Структура культуры здоровья личности педагога. Культура здоровья учителя - это категория личностных и профессиональных качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни школьников. «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в сознании общества, тем выше потенциал развития самого общества» Первостепенные задачи любого школьного учреждения -укрепление здоровья и физическое развитие учащихся, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма. Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно больной учитель не может обучить и воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества. Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что - «профессиональное здоровье педагога –основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема». В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-образовательной работы в школах. Большая часть рабочего дня педагога протекает в эмоционально напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоциональная насыщенность деятельности, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов». Исследования показывают, что в последнее время среди учителей школьных учреждений возросло число заболеваний нервной системы заболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. Основными факторами риска педагога являются: -значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; - повышенное психоэмоциональное напряжение; -большой объем интенсивной зрительной работы; -высокая плотность эпидемических контактов. Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение». У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями являются важными компонентами успеха педагога. Здоровье педагога–эффективность его профессиональной деятельности –здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Здоровье педагога-это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих учеников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным настроением и здоровьем для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии. Можно сказать здоровый педагог –это залог творческого и интересного занятия. Когда школа работает как единый механизм, когда между педагогами и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в такой школе интересно находиться, тогда он становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья. Формирования профессионального здоровья педагогов -это комплексная система укрепления и сохранения здоровья педагогов, направленная на формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны профессионального здоровья педагогов, а именно психического, социального, физического, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов: •педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов (1 группа) •педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена синдрому эмоционального выгорания (2 группа) •педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома эмоционального выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3 группа) Здоровье педагога –это тандем физического и эмоционального благополучия. «Будьте здоровы!» -говорят люди друг другу. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства –больному человеку все это не нужно! Неблагополучное состояние здоровья современного педагога уже даже не требует доказательств в виду явной очевидности. Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Имеются особенно распространенные среди педагогов болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, но есть в его деятельности и своя специфика: •во-первых, педагогическая профессия –профессия здоровьеразрушающая; •во-вторых, в современном обществе наблюдается кризис педагогической профессии –молодежь все реже «идет в педагогику» возрастной ценз среднего педагога стремительно увеличивается. Примерно через 12 лет работы отношение к профессии становится менее критичным. Профессионал часто перестает беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в преподавании, менторство, даже иногда брюзжание, в методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость, создается психологическая напряженность во взаимодействии с детьми и окружающими. А это вредно т.к. порождает психосоматические заболевания и усиливает проявления хронических болезней. Кроме всего прочего, недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать свое здоровье –приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты и санатории. Перегрузки в педагогической деятельности –привычное дело, а после избыточной работы нужно полноценно восстановиться. Но бесплатно в санаторий не отправят, значительно зарплату не увеличат и нагрузку не снизят. Кроме нас самих, никто о нас не позаботится. И тут возникает проблема: педагоги зачастую не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы». Но раз вы устаете уже сейчас, что будет через год, через два? Ситуация стремительно летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня! Обработав статистические данные по заболеваемости, сотрудники института В.М. Бехтерева профессию педагога отнесли к «группе риска» и обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания: •сердечно-сосудистые; •желудочно-кишечные; •нарушения опорно-двигательного аппарата; •болезни крови; •нарушение функций щитовидной железы. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Он может быть вызван неадекватной социальной и материальной оценкой его труда с жестким режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций. Один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а ругой усмехнется, скажет: «Могло быть и хуже».
-
Стресс: характеристика, физиологический механизм возникновения, симптомы, причины стресса.
Необходимо подчеркнуть огромную роль и ответственность, а, следовательно, значимость фигуры педагога, с которого и начинается в образовательном учреждении весь здоровьесберегающий процесс. Перефразируя афоризм о друге – «Скажи, воспитатель, как ты относишься к своему здоровью, и я скажу, как ты будешь относиться к своим детям и к своим воспитанникам». Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, представлены во многих профессиограммах. И если сравнить их – заметим, что такие качества как здоровье и жизнестойкость занимают последние места в перечне качеств, необходимых педагогу, а в некоторых профессиограммах и вовсе отсутствуют.
Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует профессиональная подверженность нервным срывам, стрессам, синдрому эмоционального сгорания. По данным ученых Манчестерского университета, вероятность получить то или иное психическое расстройство в результате стресса у педагога составляет 7,5 балла (по десятибалльной шкале). У трети педагогов показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами. Также уязвимы у педагога голосовые связки (заболеваемость голосовых органов составляет около 62%).
Следует отметить, что у педагога не сформирована культура отношения к своему здоровью. К сожалению, многие «уходят с головой в работу», не заботясь о своем здоровье. Но ведь больному педагогу значительно труднее организовать и провести занятие в спокойном и нужном темпе; «держать руку на пульсе науки»; обучать увлекая и увлекать обучая. Здоровье педагога (и физическое, и психическое, и социальное) является определяющим фактором здоровья детей, поскольку именно он непосредственно взаимодействует с ребенком.
Учитывая вышеизложенное остановимся более подробно на таком феномене как стресс. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Медик по образованию, биолог с мировой известностью, директор Института экспериментальной медицины и хирургии в Монреале на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса.
Физиологические симптомы: 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли; 2. Повышение или понижение артериального давления (АД); 3. Учащенный или неритмичный пульс; 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование); 5. Нарушение свободы дыхания; 6. Ощущение напряжения в мышцах; 7. Повышенная утомляемость; 8. Дрожь в руках, судороги; 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний; 10. Повышенная потливость; 11. Снижение иммунитета, частые недомогания; 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела.
Эмоциональные симптомы: 1. Беспокойство, повышенная тревожность; 2. Подозрительность; 3. Мрачное настроение; 4. Ощущение постоянной тоски, депрессия; 5. Раздражительность, приступы гнева; 6. Эмоциональная "тупость", равнодушие; 7. Циничный, неуместный юмор; 8. Уменьшение чувства уверенности в себе; 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью; 10. Чувство отчужденности, одиночества; 11. Потеря интереса к жизни; 12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой.
Интеллектуальные признаки стресса: 1. Преобладание негативных мыслей; 2. Трудность сосредоточения; 3. Ухудшение показателей памяти; 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы; 5. Повышенная отвлекаемость; 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе; 7. Плохие сны, кошмары; 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях; 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого; 10. Нарушение логики, спутанное мышление; 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения; 12. Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия.
Поведенческие признаки стресса: 1. Потеря аппетита или переедание; 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий; 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь; 4. Дрожание голоса; 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье; 6. Хроническая нехватка времени; 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями; 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность; 9. Антисоциальное поведение; 10. Низкая продуктивность деятельности; 11. Нарушение сна или бессонница; 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя.
Существует две формы реакции на стресс, внешне очень различные, но сходные по отношению к конечному результату.
1. Первая из них – тормозная реакция–характеризуется:
- заторможенностью двигательной активности,
- трудностью восприятия и запоминания новой информации,
- невозможностью переключить внимание даже при подсказке со стороны,
- неспособностью выполнить простые действия.
Основными эмоциями являются страх, беспомощность на фоне вялости и апатии, безразличие к возможным последствиям. Человек как бы замирает, пассивно пережидая неприятность, а исправить ситуацию должен кто-то другой, со стороны.
2. Другая, внешне противоположная реакция, получила название импульсивной. Внешне человек:
- проявляет максимум активности,
- находится в постоянном движении,
- суетлив,
- многословен,
- хватается за выполнение одновременно различных дел, но ни одно из них не доводит до конца,
- мысли скачут, часто застревая на несущественных мелочах.
- настроение крайне неустойчивое, возбуждение сменяется агрессией.
Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивидуума.
1. Организационные факторы.
Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка – задание, которое следует завершить за конкретный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь.
Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным. Например, молодой педагог выдвигает ряд инициатив или предлагает свою помощь в каком-либо деле, однако администрация по каким-то причинам (может быть, из-за «перестраховки», не знания возможностей, компетентности нового специалиста) не поддерживает его активность.
2. Ролевые конфликты.
Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, директор дошкольного учреждения требует, чтобы воспитатель уделяла больше времени родителям воспитанников во время вечерней прогулки, когда детей забирают домой. В то же время заместитель директора указала педагогу на то, что не следует беседовать с родителями, так как дети не должны оставаться без присмотра.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания.
Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.
Конфликт может возникнуть и из-за неопределенности ролей. Неопределенность ролей возникает, когда педагог не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать. Например, поручая педагогу составить какой-либо отчет, руководитель должен дать четкий алгоритм, касающийся его содержания и критерии оценки.
3. Неинтересная работа.
Исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, следует указать, что взгляды на понятие «интересная работа» у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересным или скучным для других.
4. Личностные факторы.
Частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. Следует отметить, что положительные жизненные события, например повышение по службе или значительное увеличение дохода, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, или даже больший.
5. В дополнение к этим факторам отметим, что стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.
3. Способы профилактики и преодоления чрезмерного стресса.
Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».
2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела