Файл: Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие

по дисциплине «Интегрированный подход в формировании социальных компетенций у младших школьников и дошкольников».

Тема: «Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте».

  1. Вопросы для письменного ответа.

  1. Мотивационно-потребностная сфера младших школьников.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения в структуре личности занимает одно из ведущих мест, пронизывая направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.

В отечественной психологии проблемой мотивации достижения занимались Ю.М. Орлов, Р.С. Вайсман, М.Ш. Магомед-Эминов, Т.А. Саблина, В.И. Степанский, Е.Б. Горчакова и др. Мотивация достижения младших школьников изучалась М.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной, В.Грабал, Г.В. Литвиновой и др.

Развитие личности ребенка происходит под влиянием внешних и внутренних условий. Внешними условиями становления структуры мотивации достижения в младшем школьном возрасте выступают ведущая деятельность и типы коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися, референтность которого обусловлена социальной ситуацией развития. Учебная деятельность является общественно значимой для младших школьников, реально оцениваемой; и развитие мотивации достижения успеха или мотивации избежания неудачи будут по-разному влиять на овладение данной деятельности, являющейся ведущей для данного возраста.\

Мотивационно-потребностная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности.

Содержание мотивационно-потребностной сферы у младшего школьника:

1) сохраняются потребности из дошкольного детства:

  • потребность в игре;

  • потребность в движении, которая часто мешает сосредоточиться на уроке (как следствие – большая активность на перемене, соответственно учитель как воспитатель должен уметь организовать перемену);

  • потребность во внешних впечатлениях, на основе которой развиваются потребности, связанные с учебной деятельностью, и прежде всего – познавательная потребность.

Таким образом, потребность во внешних впечатлениях становится движущей силой развития в начале обучения.


В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться, причем – учиться на «отлично». Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.

2) формируются новые мотивы – мотивы учебной деятельности.

  1. Виды учебных мотивов.

Младший школьный возраст – возрастной период, менее изученный, чем дошкольное детство и отрочество. Наиболее полные данные мы имеем относительно интеллектуального развития младших школьников, его зависимости от системы обучения в начальных классах. О личностном развитии и, в частности, развитии мотивации сведений меньше.

В отечественной психологии стали классическими работы, выполненные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Божович и М. В. Матюхиной. В них показан широкий спектр учебных мотивов, присущих младшим школьникам.

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов:

  • познавательные мотивы;

  • социальные мотивы учения;

  • мотивы достижения.

Познавательные мотивы.

К ним относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения.

Отмечено, что учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в структуре учебной мотивации младших школьников, что в первые два года обучения в начальных классах учебная мотивация интенсивно развивается, но примерно с 3-го класса наступает перелом в отношении к учению.

Д. Б. Эльконин считал адекватными учебным задачам и важным компонентом учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, за которыми стоят познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

Социальные мотивы учения.

Данные мотивы представляют широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в институт, долг и др.) и узколичные мотивы.

В младшем школьном возрасте важны такие широкие социальные мотивы учения, как мотив долга перед учителем и ориентация на будущее (мотив самоопределения, выбора будущей профессии).

  1. Формирование у младших школьников мотивационных достижений.

Изучение мотивации и ее формирование - это два аспекта процесса воспитания мотивационной сферы интегральной личности учащегося, раскрытия его реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого ученика и класса в целом. В то же время в процессе формирования мотивации раскрываются новые резервы.

Сама формация является целеустремленной, если учитель сравнивает результаты с начальным уровнем, предшествовавшим формированию, и с теми планами, которые были изложены.

Основываясь на анализе психолого-педагогических исследований (В. Максимов, Ф. Савина, С. Рубинштейн, И. Шапошников, Г. Щукина), отношение школьников к обучению во многом зависит от стабильности их познавательных интересов. В связи с этим ведущим мотивом обучения являются познавательные интересы обучающихся. В то же время выделяются ситуативные, относительно стабильные и достаточно стабильные познавательные интересы. Поэтому естественно, что педагогические инструменты, предлагаемые исследователями, в основном фокусируют внимание учителей на формировании устойчивых познавательных интересов в процессе образовательной деятельности.

Обучение, как и любая деятельность, основано не только на захватывающих, любопытных формах, но и на сложных, недоступных проблемах. Как говорит народная мудрость, «корень обучения горький, а его плоды сладкие», поэтому формирование мотивации основано не на эмоциях, чувствах, а в умах школьника. В связи с этим ученые (В. Ильин, Ю. Бабанский и др.) предлагают наряду с использованием рекреационных элементов для формирования позитивной мотивации для обучения, инициирования познавательных интересов, создавать условия, которые способствуют пониманию у учащихся необходимости в знаниях, подчеркивая их общественное и личное значение.

В системе психолого-педагогических условий формирования когнитивных интересов и потребностей младших школьников, по словам А. Савченко, классифицируются:

  • обогащение содержания образования лично ориентированным интересным материалом, обеспечение его эмоциональности;

  • утверждение гуманного отношения учителя к ученикам;

  • формирование и развитие обучающихся, адекватная самооценка и стремление к саморазвитию;

  • ответственное отношение к обучению, чувство долга;

  • введение в учебный процесс инновационных технологий для развития творческих способностей и усвоения учащимися путей самостоятельного поиска образовательной и познавательной информации;

  • развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления школьников в процессе их обучения;

  • удовлетворение необходимости общения со всеми участниками образовательного процесса (учителями, одноклассниками, родителями, социальными педагогами, психологами и т.д.).


Учитель предстает перед ребенком одновременно как реальный взрослый, с которым строятся отношения любви, принятия, доверия, и идеальный взрослый, образцами действия и мыслей которого ребенок готов овладеть.

Для младшего школьника содержание обратной связи относительно своих успехов, старания будет являться стимулом либо препятствием к ориентированной на достижение деятельности, т.к. ребенок этого возраста является наиболее чувствительным к любому воздействию взрослых.

Поскольку мотивация достижения успеха - это стремление качественно выполнить деятельность или поддержать уже достигнутый уровень, она не только определяет ценности предмета деятельности, но и определяет ценностное отношение индивида к себе как личности, как субъекту какой-либо деятельности. Следовательно, отношения, которые развиваются у ребенка со средой под влиянием оценки учителя, становятся опосредующим звеном в развитии мотивации достижения.

Таким образом, учебная деятельность младших школьников в первую очередь обусловлена внутренними мотивами, которые направляют когнитивную потребность ребенка непосредственно на субъект деятельности и внешними мотивами, которые способствуют самоутверждению и исполнению обязанностей.

  1. Практическое задание.

    1. Проведите анализ предложенной ситуации, выделите причины поведения воспитателя и дайте рекомендации в ее разрешении:

«Воспитательница заставляла детей съедать всю еду с тарелок. Она так упорствовала в своем стремлении «накормить» детей, что часто вызывала у них рвоту». После того как мама сила не кормить дочь насильно, воспитательница после обеда отвела девочку в туалет и запихала ей в трусы несъеденную девочкой котлету».

Причины поведения воспитателя:

а) непонимание воспитателем своеобразия психического развития детей;

б) непонимание воспитателем индивидуальных особенностей детей;

в) авторитарный стиль руководства воспитателя, требовательное и холодное отношение к детям;

г) возможно, в детстве воспитательница пережила сложную ситуацию, из-за которой у нее теперь есть детская травма. Пользуясь своим положением – находясь выше воспитанников – она вымещает свою злость на них.

Рекомендации в разрешении ситуации:

а) Так как воспитатель игнорирует просьбы родителей не заставлять детей есть насильно, им необходимо обратиться к заведующей детского сада, объяснить ситуацию и то, что она происходит систематически.


б) Родителям предложить показать детей детскому психологу. Дать им советы, которые необходимо соблюдать при приеме пищи ребенка не только в детском саду, но и дома.

    1. Проведите анализ предложенной ситуации, выделите причины поведения учителя и дайте рекомендации в ее разрешении:

Девочка Оля, 7 лет, пришла из школы и плакала весь вечер по поводу того, что педагог назвала ее «нахалкой». Ночью Оля беспокойно спала, и наутро у нее поднялась температура. В школу девочка не пошла. Оказалось, что Оля захотела в туалет во время экскурсии и сообщила об этом своей учительницы. Реакция педагога на возникшие затруднения (девочку нужно было послать с взрослым) выразились в одном слове в адрес девочки: «Нахалка».

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, что он при этом испытывает: вину раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду унижение. Именно от того, какие эмоции испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Эта ситуация совсем не является наказанием, так как Оля не была виновата.

Причины поведения учителя в следующем:

а) непонимание учителем своеобразия психического развития детей;

б) непонимание учителем индивидуальных особенностей детей;

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха. По сути, это то же, что физическое наказание. Дети младшего школьного возраста воспринимают его как своеобразное словесное битье.

Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, кто их оценивает и как их оценивает.

Рекомендации по разрешению ситуации:

  1. Подойти к учителю и выяснить ситуацию именно с ним. Информация, которую ребенок доносит до родителей, не всегда может соответствовать действительности. Дети могут быть необъективны в своих оценках.

  2. Если разговор не дал результатов необходимо обратиться к администрации образовательного учреждения. Далее надо совместно определить, имело ли место нарушение прав ребенка или только факты нарушения педагогической этики. В случае, если обнаружится, что за нарушениями этики следовало применение методов психического насилия, то закон предусматривает определенные меры воздействия на учителя. Чаще всего общение с директором является заключительным этапом разбирательств родителей и школы.

  3. Если беседы с администрацией не разрешили сомнения родителя, то родитель имеет право написать жалобу на имя директора школы. В ответе на жалобу директор школы в письменном виде разъяснит, какие меры были приняты, чтобы ситуация нарушения этики учителем не повторялась.