Файл: Реферат по дисциплине Безопасность жизнедеятельности по теме Психологические основы выживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «ТГТУ»

Институт автоматики и информационных технологий

кафедра «Информационные системы и защита информации»
РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

по теме: «Психологические основы выживания»
Выполнил: студент


Тамбов

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ


Выживание – это искусство остаться в живых. Наука выживания – это совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях без ущерба для здоровья человека.

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других – снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.

Главный враг – это паника. Во время паники в страхе люди могут совершать нелепые и порой опасные для себя и окружающих поступки, не могут осознанно принять меры к самоспасению и взаимопомощи. Главное, оказавшись в экстремальной ситуации сохранить здравый рассудок и не принимать не обдуманных решений. Главное помнить - цена ошибки – жизнь.


1 Психология поведения людей в ЧС


Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

Психологическая готовность. Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.


Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается сердцебиение «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов - «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы - «опустились руки или колени подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно - сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.


Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.


Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

2 Способы психологической защиты при террористическом акте

2.1 Виды психологической защиты


Психологическая защита делится на социально-группы и индивидуально личности.

Защита социально-группа определяется наличием информационного потока внутри и между формальными и неформальными группами, в которых между действием физических лиц, групповых норм, требований и системы санкций. Она включает в себя защиту определенной группе.

Индивидуальный и средства индивидуальной защиты — это степень личной безопасности индивиде. Она обеспечивает комплексную защитные механизмы личности страты логии поведения и взаимодействия с другими людьми и делится на три основных групп являются: межличностные защиты, психическая саморегуляция и защиты.

Межличностные психологическая защита является деятельность того, чтобы сохранить его целостность путем изменения характера внешнего взаимодействия.

Есть несколько типов защиты от внешних воздействий. Их подраздел, по уровню информированности, количество субъектов защиты по отношению к объективной реальности.

- Уровень информированности выделяют преднамеренное и непреднамеренное за борт. Умышленное защита осуществляется на сознательном уровне, в соответствии с целями и намерениями тех, на кого влияет. Индивидуальный влияние определенных внешних раздражителей и обстоятельств сознательной органов выбирает определенный тип защитного поведения, направленного на ситуации один-решения. Непреднамеренная защита является поведение, связанное с ассимиляцией стереотипа.



- По числу субъектов, защищающих индивидуальные и групповые, изолированных на борту. Средства индивидуальной защиты связан с защитным поведением одного человека, защита группа предполагает защитный группового поведения как субъекта взаимно взаимодействующих. В этом случае, целая группа людей, действующих по единому плану, их поведение строится на основе общего согласия.

- По отношению к объективной реальности выделить генеральный и избрании оборонительную стратегию. С общей стратегии осуществляется по критичности личности по отношению к совокупности внешних воздействий. В случае селективной защиты идентичность является фиксированной на определенном воздействии объекта и вырабатывает специфическую реакцию на него.

В процессе социализации образуют различные стратегии поведения, как дизайна, так и пассивным. Конструктивное поведение действия по устранению травматическую ситуацию, результатом которой является адекватное восприятие реальности. Пассивность, включает полет, избегая травматическую ситуацию, в результате чего человек имеет иллюзорный чувство безопасности, не давая себе в стабильности реальности.

В зависимости от степени участия индивидуального поведения делится на подавлении вас тиснения из сознания негативных стимулов, избегая тревожные ситуации (например, в фэнтезийном мире), поиск информации, реализация прямого общественная действий по решению проблемы.

Поведение может быть сформирована в ответ на конкретной ситуации, в данном случае SLU-это не должно повториться в будущем. Тем не менее, это может быть долгосрочным, устойчивым, стереотипные, повторяется много раз. В зависимости от цели его поведения можно разделить в зависимости от ориентации себя или других.

На значимость результатов делится на регулирование поведения свои эмотивных условий или восстановления межличностных отношений. Поведение форму, могут быть гибкими, в состоянии изменить в обмен на в зависимости от ситуации, и может быть выполнен в виде стереотипов, чтобы быть жесткость.

Поведение Стратегия формируется в результате взаимодействия системы интеллектуальной, эмоциональных и поведенческих сферах психики. На уровне познавательного значения ситуации определяется для человека. Если это вызвано внешними обстоятельствами, оно рассматривается как неизбежное. Человек может чувствовать личную ответственность за ситуацию, на винить себя в ее внешности. Тем не менее, он не видит никакой конструктивной выход из ситуации, или
значимость оценок для самого травмы ситуации, глядя на положительный выход из него. В случае, когда реакция ответственности за возникновение этой ситуации лежит вместе с остальными, а затем разрешить это становится их прерогативой.

На уровне эмоциональной сферы понял возможность человеческого единения контролирует свои эмоции. Здесь решающую роль играет степень личной эмоциональной значимости чрезвычайной ситуации, опыт успешно решены, аналогичная ситуация в прошлом, готовность человека к его возникновению. От этих факторов зависит от эмоционального восприятия инцидента, может варьироваться от самосохранения до состояния истерии или пассивности, бездеятельности.

Поведенческая реакция человека зависит от познавательной оценки ситуации (в результате размышлений о событии) и ее эмоциональное восприятие. Осознание критический момент зависит от нескольких факторов:

  • характеристики личности;

  • физическая и социальная среда;

  • Наличие информации;

  • собственные когнитивные структуры реальности.

Есть два типа познавательной оценки:

Основная - что можно ожидать от стрессора - угроза или благо;

Вторичная - оценка собственных ресурсов и возможностей, чтобы решить проблему.

По их словам, формируется определенная стратегия поведения. Развитие механизмов для урегулирования ситуации. В результате изменений оценку ситуации, заставляет вас чувствовать себя хорошо.

Есть несколько основных типов взаимодействия в конфликтных ситуациях: сотрудничество, конкуренция, компромисс, избегание и адаптации. Наиболее эффективной стратегией поведения считаются партнерство, которое позволяет преодолеть конфликт с наименьшими потерями для всех участников. Кроме того, в зависимости от степени эффективности является компромиссом, который определяется успешное завершение конфликтной ситуации с минимальным ущербом самых различных сторон конфликта. Соперничество подразумевает урегулирование конфликта в пользу одной из сторон, и в ущерб другой. Стратегии в возрасте до избежание непродуктивны, потому что они не существуют, способ выхода из конфликтной ситуации, но только растянуть его длине услуг ной времени или вообще не допускается.

Межличностные защиты могут быть реализованы в различных формах, процесс разрешение травмирующей ситуации - оставить высылку (высылке), замок управления (управления), , маскировки, информацию. Эти формы являются одинаковыми в случае воздействия личности на человека, влияние развлекательных мероприятий и средств массовой информации на личность.