Файл: 17. Психологическая характеристика темперамента и характера человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, широким кругом друзей и знакомых. Такие люди словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Они легко поддаются влиянию, в общении предпочитают уступать роль лидера другим. Для экстравертов также характерна необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонность к распространению сплетен и слухов.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты и то, только при попытке других бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь. Их отличает сдержанность, наличие 8 твердых убеждений, принципиальность, а также упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Александр Евгеньевич Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип

2. Циклоидный тип

3. Лабильный тип. 

4. Астеноневротический тип. 

5. Сензитивный

6. Психастенический тип. 

7. Шизоидный тип. 

8. Эпилептоидный тип

9. Истероидный тип

10. Неустойчивый тип. 

11. Конформный тип. 

(на выбор Леонгард или Кличко
Влияние общения взрослого с ребенком на становление основных черт характера ребенка.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые, систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.


Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений.

Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Водунов, У. Норманин и др.):

1. самоуверенность — неуверенность;

2. согласие, дружелюбие — враждебность;

3.сознательность — импульсивность;

4. эмоциональная стабильность — тревожность;

5. интеллектуальная гибкость — ригидность.
Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

общительность — замкнутость,

доминантность (лидерство) — подчиненность,

оптимизм — пессимизм,

совестливость — бессовестность,

смелость — осторожность,

впечатлительность — «толстокожесть»,

доверчивость — подозрительность,

мечтательность — практицизм,

тревожная ранимость — спокойная безмятежность,

деликатность — грубость,

самостоятельность — конформизм (зависимость от группы) и т.п.

В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к:

1. другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)

2. своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.);

3. самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);

4. вещам (аккуратность, бережливость).

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду, прежде всего, сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.).

В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т.д.), а также преобладание настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человек сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преобладание трудностей (решительность, целеустремленность).
Какие требования и особенности поведения в процессе взаимодействия осуществляются, чтобы формировались определенные черты характера) трудолюбие, упосртво, ознакомление с литературными произведениями, образец и прочее)

Для формирования определенных черт характера необходимо: благоприятная среда



Целенаправленное положительное подкрепление, которое создает у ребенка ощущение успеха

Тренировка волевой сферы (приобщение в семье к учебной и трудовой деятельности) – цель и контроль ее достижения со стороны взрослого

Нравственные убеждения

Личный пример, приобщения к культурным достижениям, игровое взаимодействие, беседы

Следует отметить, что для гармоничного развития характера ребёнка недостаточно только искусственных воздействий на его личность. Чтобы пример милосердия, чуткости, честности, порядочности был усвоен, ребёнок должен получать искреннюю любовь и принятие, без которых его личность не может развиваться. Кроме того, эффективность семейного воспитания определяется единством выдвигаемых требований к поведению ребёнка, адекватность системы поощрений и наказаний, благоприятная неконфликтная обстановка в отношениях с родственниками, интерес к ребёнку и удовлетворению его потребностей.