Файл: 17. Психологическая характеристика темперамента и характера человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

В заключение следует еще раз отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. с. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой.


Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.
Особенности индивидуального подхода к детям с различным типом темперамента.

Нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, потому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, что не возможно вследствие врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

У каждого ребенка, достигшего трех лет, становится заметным ведущий тип темперамента, так как именно в этом возрасте дети учатся держать под контролем свои эмоции и более понятно их выражает.

Мы говорим, что нет чистых типов темперамента, с другой стороны необходимо учитывать темп деятельности, скорость выполнения заданий, успешность выполнения тех или иных видов деятельности от этих свойств нервной системы которые лежат в основе типов темперамента и реагирование на успешную и неуспешную деятельность, что и характеризует детей с различными типами темперамента: меланхоликов, холериков сангв. флегм (Скоробогатова)
Ребенок-сангвиник является СИЛЬНЫМ, УРАВНОЕШЕННЫМ, ПОДВИЖНЫМ.

(пример такого темперамента – Винни-Пух. Этот герой всегда позитивный, активный, легкий в общении. Ему интересно практически все, он легко может приспосабливаться к любому окружению, а также обладает способностью разрешать конфликты. Движения у ребенка – сангвиника будут уверенными, точными, речь выразительной, живой, а также в ней обязательно будут присутствовать жесты и мимика. В кругу одногодок такой ребенок всегда будет лидером.
Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «Доверяй, но проверяй». Милый ребенок-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет.

- необходимо стремиться вырабатывать у ребенка устойчивые интересы; - учите ребенка проявлять упорство, терпение, а также доводить все начатые дела до конца; - рассказывайте ребенку, что выполняя задания, он не должен это делать небрежно и поверхностно;  Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.  Контролируйте его действия и поступки.  Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.  Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.  Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.  Формируйте устойчивость интересов ребёнка.  Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость комулибо помочь.  Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.  По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.  поддерживать формально-деловые отношения.


Дети-флегматики являются сильными, уравновешенными, инертными. Отличным примером данного типа темперамента у малыша является мультипликационный герой сова из мультфильма «Винни-Пух». Спокойная «копуша», которая не переносит спешки. Каждое ее дело выполняется неторопливо, со смыслом, надежными методами, с расстановкой. Такому ребенку свойственно на протяжении долгого времени спокойно делать и делать одно и то же дело, нисколько не утомляясь. Это дитя будет целенаправленно двигаться вперед, преодолевая каждое препятствие. Принятых решений менять он не станет, его нереально переубедить. Такие дети невероятно устойчивы к окружающим их раздражителям. Они практически всегда необыкновенно сдержаны и кажутся мало эмоциональными, но если они к кому-то привязываются, ни за что не предадут. Свойства возраста у флегматиков формируются на протяжении достаточного долгого времени, да и то с большим трудом, но зато качественно и навсегда. Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, флегматик сам рассчитает своё время и сделает дело.  Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.  Не торопите ребенка.  Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.  Хвалите флегматика за скорые действия.  Приучайте ребёнка - флегматика к движениям, занимайтесь гимнастикой.  При формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; обязательно контролировать выполнение задания, стимулировать и «подгонять», держать активный контакт и заинтересовывать; активизировать инициативу;  Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.  Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.  Уважайте его внутренний покой.


Дети-холерики являются сильными и неуравновешенными, с преобладанием возбуждения. Отличным примером данного типа темперамента является маленький поросенок Пятачок. Всегда жизнерадостный, колоритный и очень яркий. Холерики слишком подвижны, их можно завести с полуоборота, их энергия никогда не иссякает, а шалости не имеют границ. Дети-холерики – это настоящие борцы и задиры, несмотря на жизненные трудности и падения, они поднимаются и продолжают двигаться к заданной цели, если им это действительно нужно. Но случается и такое, что они оставляют то, что начали, ради другого, более интересного дела. По натуре холерики настоящие командиры, которые часто создают конфликты с ровесниками, хотя жить без друзей не могут. Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела. Некоторые рекомендации по воспитанию холерика: - Направьте его бурную энергию в правильное русло. Поддерживайте его полезные увлечения, - Учите обдумывать все предстоящие решения и оценивать собственные возможности. - Воспитывайте в них качества настойчивости и сдержанности, учите их обладать собой, гасить в агрессивные эмоции еще в зачатке!  Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.  Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости.  Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.  У ребенка должны быть трудовые обязанности.  Обучая и воспитывая ребенка-холерика, должны “не усмирять” его темперамент, а мудро направлять развитие врожденных особенностей, чтобы при холерическом темпераменте малыш рос в меру гибким, компромиссным и достаточно сдержанным.  Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.  Приучайте ребенка к правилам, этике общения.  Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю - ты это умеешь».  Разговаривайте с ребенком о его поведении.  Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.  Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.  Научитесь предвидеть выброс сил холерика.  Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию. Родители, педагоги воспитывая ребенка-холерика, должны “не усмирять” его темперамент, а мудро направлять развитие врожденных особенностей, чтобы при холерическом темпераменте малыш рос в меру гибким, компромиссным и достаточно сдержанным.


Дети-меланхолики – это довольно слабые дети. Например, ослик Иа-Иа является ярким примером детей с таким темпераментом. Дети меланхолики являются весьма чувствительными и ранимыми, хотя очень добрыми и отзывчивыми. Их можно легко отвлечь, но они слишком быстро поддаются усталости. На громкие звуки такие дети реагируют достаточно чутко. Часто плачут из-за того, что их обидели, даже невзначай. Они пугливы, особенно они боятся новшеств, изменений в обстановке и даже новых знакомств. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ». Ребенок меланхолик застенчив, робок, нерешителен, поэтому: - Будьте с ним ласковыми и мягкими. Не требуйте, а просите. Поддерживайте их и одобряйте. - Нацеливайте их исключительно на выполнимые задания, помогайте им их выполнять. - Поддерживайте их самостоятельность, помогите преодолеть свою неуверенность и застенчивость. Также помогите им избавиться от страха и никогда нарочно их не запугивайте.  Придерживайтесь принципа постепенности.  На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.  нежелательно критиковать в присутствии других детей, лучше — наедине;  Взрослым детям помогать действиями и советом.  Развивайте общение ребенка.  Поддерживайте положительные эмоции ребенка.  Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.  Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.  Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.  Уважайте внутренний мир ребенка.
ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО У РЕБЕНКА ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА (на выбор – это или то, что выше описано)

Тип темперамента

Особенности работы на занятиях

Холерик

Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать « с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятий, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.