Файл: Программа среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование Дисциплина Психология Практическое задание 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Психология
Практическое задание № 2
Выполнил:
Слушатель: Мартынюк Анна Юрьевна
Преподаватель: Мороз Татьяна Сергеевна
ТУЛА 2023
Вариант Б
Задание 1. Заполните таблицу, рассмотрев периоды:
Экспериментальная психология сознания.
В чем сущность гештальтпсихологии и проблема целостного анализа психики?
Что такое феномен бессознательного и психоанализ?
В чем заключается сущность такого направления в психологию, как, бихевиоризм и проблема объективного проявления психики?
Расскажите о вкладе в развитие психологии С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского. Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии.
Деятельностный подход в психологии.
Гуманистическая психология.
Когнитивная психология.
Этап развития психологии (века) | Направление; Основные представители, их вклад | Предмет психологии | Методы исследования |
Экспериментальная психология сознания. | Экспериментальная психология — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки. Вундт ввёл в науку объективное исследование психических явлений по аналогии с другими естественными науками, и показал физиологическую взаимосвязь психики и мозга; тем не менее, объективный подход к психологии Вундт совмещал с интроспекцией – методом, который позднее был признан ненаучным. | Элементы психики связанные с сознанием, их связи и законы | Экспериментальные, интроспекция, анализ результатов творческой деятельности человека и народа в целом, первые тесты. |
Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики | Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин | Учение о целостности психических явлений, личность | Опыт, эксперимент |
Феномен бессознательного и психоанализ | Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Современная теория психоанализа. Такие представители психоанализа, как Альфред Адлер, Жак Лакан, Карен Хорни и Карл Юнг внесли неоценимый вклад в развитие этого направления психологии. Именно их видоизмененная теория классического психоанализа, позволила создать новые методы выявления скрытых свойств психики человека. | Бессознательное | Метод свободных ассоциация, анализ сновидений, интерпретация сопротивления, анализ трансфера, анализ «неловких поступков» |
Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики | Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей. | Поведение | Наблюдение, эксперимент |
Культурно-исторический подход в психологии | Культурно-историческая психология, одна из ведущих школ в рос, психологии и влиятельное направление в мировой психологии, ставящее во главу угла учение о социальной, культурной и исторической природе человеческих форм психики – предметного восприятия, произвольного внимания и памяти, сознания, воли, речевого мышления, а также речи, счёта, письма и т. д. Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович Давид Эмиль Дюркгейм. Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология») | Генетико-моделирующий (формирующий эксперимент) |
Деятельностный подход в психологии | Деятельностный подход в психологии (англ. activity aррroach) – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. Представители: Леонтьев Алексей Николаевич, Рубинштейн Сергей Леонидович. Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. | Предмет, включённый в деятельность. | Тесты, анализ продуктов деятельности, опрос. |
Гуманистическая психология | Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. | Личность, индивидуальность | Психотерапия, интервью |
Когнитивная психология | Когнитивная психология – это психология познания. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер. Предмет когнитивной психологи - модели познавательных процессов. | Познавательные структуры | Микрогенетический метод, метод микроструктурного анализа, метод микродинамического анализа |