Файл: 1. Обобщенная характеристика возможных террористических действий на объектах железнодорожного транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
закладки. Установка их требует от террориста предварительного проникновения на объект. Закладки могут быть: очевидные или закамуфлированные. Закладки второго типа могут маскироваться под любой обычный предмет (огнетушитель, видеокассета, магнитофон, мешок сахара и т.д.).
Почтовые отправления
. ВУ, закамуфлированные под привычный предмет (письмо, посылка, пакет, книга портфель и т.д.). Взрыв происходит во время открытия. Могут доставляться по почте, рассыльным, а также подкидываться.
Транспортные ВУ
такилииначе, связанныестранспортом. Могут устанавливаться: под средства передвижения; по маршруту движения (например, случай с командующим ВВ МВД генералом А. Романовым); в транспортное средство.
3. Борьба с терроризмом на транспорте

Борьба с терроризмом на транспорте представляет собой процесс предотвращения возникновения террористических угроз, содействие разрешению противоречий в различных сферах жизни общества. Способы борьбы должны иметь активный и агрессивный характер и быть направлены прежде всего на предотвращение террористических актов на транспорте.

Терроризм на транспорте является одним из самых опасных видов террористической деятельности, он существует в крайне важной для функционирования общества транспортной инфраструктуре. Сложность и разнообразие явления терроризма на транспорте сегодня требуют комплексного переосмысления феномена на основе системного подхода, который предполагает углубленное исследование, в частности, организационных, правовых и духовных информационных моделей по борьбе с терроризмом.

На основе анализа подходов, описанных в литературе по вопросу современного терроризма, было выявлено, что современный терроризм представляет собой системное явление общества и является реализацией идеологии экстремизма. Особенно опасным терроризм на транспорте является именно потому, что приводит к огромному количеству жертв.

Содержательный анализ составляющих компонентов терроризма на транспорте позволяет выбрать основные существенные черты этого явления.

Терроризм на транспорте является своего рода технологическим терроризмом, опасность которого направлена на производственные объекты и объекты жизнеобеспечения общества, имеющие высокий уровень риска, нарушение или уничтожение которых может повлечь за собой серьезные последствия, связанные с массовой гибелью людей.


Выделяют следующие виды терроризма на транспорте, каждый из которых характеризуется особыми отличительными признаками:

- терроризмнажелезнодорожномтранспорте,

- воздушныйтерроризм, автомобильныйтерроризм,

- терроризмнаобъектахречноготранспорта,

- морскойтерроризм, терроризм трубопроводного транспорта,

- терроризмвгородскомобщественномтранспорте (метро, автобус, другие виды общественного транспорта),

- потенциальновозможные типы, которые появляются в результате быстрого развития новых видов связи, например, виртуальной, пространственной, которые также могут быть объектами террористических атак.

Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями.

Нарушение движения транспорта может привести к серьезным последствиям, губительным как для национальной экономики, так и для общества в целом. Кроме того, всегда существует вероятность преодоления террористами любой оборонительной системы. Исходя из вышеназванных факторов, становится очевидной потребность в принятии новой стратегии по борьбе с терроризмом, которая будет опираться на многослойную систему, включающую в себя чередование различных защитных мер.

Борьба с терроризмом на транспорте осуществляется на разных уровнях:

- международном,

- региональном,

- национальном,

- общественном,

- личном.

НамеждународномуровнеонавыражаетсявтесномсотрудничестверазведывательныхиправоохранительныхоргановРоссийской Федерации и ее субъектов, а также в борьбе с терроризмом во всем мире на основе ряда существующих международных конвенций.

Региональное сотрудничество представляет собой деятельность общественных организаций различных регионов по проведению совместных контртеррористических операций, осуществлению совместных программ и обеспечению всесторонней помощи друг другу по рассматриваемому вопросу.


На государственном уровне противодействие терроризму реализуется различными субъектами: государственными учреждениями (в том числе спецслужбами, правоохранительными органами, вооруженными силами и т. д.), общественными объединениями и гражданами. Именно участники государственного уровня по борьбе с терроризмом на транспорте принимают на себя всю основную тяжесть противодействия.
4. Последствия взрывов в метрополитене

Метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. За последние пятнадцать лет в результате терактов в метрополитенах различных стран мира погибло более полутора сотен мирных жителей. Двенадцати исполнителям и организаторам преступлений вынесены смертные приговоры, в России на пожизненное заключение осуждены три террориста. Расследования половины преступлений пока не принесли результатов.
Взрыв в метро гораздо опаснее, чем на открытом воздухе. В замкнутом пространстве взрывной волне некуда уходить, и она причиняет гораздо больше вреда. Перепад давления при взрыве может нанести серьезные травмы десяткам людей. Кроме того, в замкнутом пространстве гораздо больше источников для вторичных осколков и поражающих элементов, которые также причиняют множество ранений. Иногда более опасной, чем сам взрыв, становится следующая за ним паника и давка.
По этим и многим другим причинам метрополитен является режимным объектом, на котором применяются особые меры по обеспечению безопасности. Большое число камер наблюдения, сотрудников правоохранительных органов и жесткие правила поведения вроде бы должны оперативно нейтрализовать подозрительных пассажиров. Тем не менее, на практике, теракты в метро являются едва ли не самым сложным для предотвращения и дальнейшего расследования масштабные преступления.
Теракты в метро знаменательны, прежде всего, тем, что они редко остаются без важных изменений, обычно носящих законодательный характер.
В Японии после терактов была запрещена деятельность секты "Аум Сенрике". В Москве в начале двухтысячных был усилен паспортный контроль и ужесточены правила регистрации.
После терактов в лондонском метро в США, Японии и некоторых других странах стали применяться системы фотографирования лиц всех пассажиров при регистрации билетов с помощью системы камер с высокой разрешимостью.
Фотоснимок лица каждого пассажира поступает в компьютерную базу данных полицейского управления. В случае, если к поездам будет приближаться человек, внесенный в "черные списки", система немедленно подаст сигнал в полицию, которая задержит подозреваемого.
Первой серьезной законодательной инициативой после взрывов на "Лубянке" и "Парке Культуры" стало намерение Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в ближайшие дни разработать поправки в уголовное законодательство, предусматривающие, что совершившие теракт, повлекший массовую гибель людей, не должны иметь права на помилование.



5. Статистика актов незаконного вмешательства на объектах и транспортных средствах железных дорог и метрополитена
За 2014 год на сети ОАО «РЖД» зарегистрировано 1293 акта незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, сообщила пресс-служба компании.
Среди них отмечены случаи с признаками террористического характера, в том числе 121 сообщение об угрозах совершения террористических актов.
Также произошло 337 наложений посторонних предметов на рельсы, 62 случая раз оборудования железнодорожных путей и 496 случаев разукомплектования средств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
В течение прошлого года на объектах железнодорожного транспорта зафиксировано 9 случаев обнаружения взрывчатых веществ, 1114 бесхозных подозрительных предметов. Изъято 41 единица огнестрельного оружия, 2357 патронов различного калибра, 132 взрывоопасных предмета.
В результате принятых мер совместно с органами внутренних дел на транспорте за различные противоправные действия, в том числе с признаками террористического характера, задержаны 497 человек, возбуждено 172 уголовных дела.
На сети железных дорог с использованием ранее установленных технических средств охраны правоохранительными органами выявлено и предотвращено 861 преступление. За административные правонарушения задержаны 19585 человек и 37, находившихся в розыске; обнаружено 70 бесхозных подозрительных предметов.
27 июня 1997 - взрыввскоромпоезде Юность (Москва - Петербург). Врезультатетеракта 5 человекпогибли, 13 ранены.
25 сентября 2001 -
из-заснятыхнеизвестными 25 метроврельсовогопутинаперегонеМечетенская-Атаман (130 километровюго-восточнееРостова-на-Дону) произошёлсходсрельсовпассажирскогопоезда 191Ростов-Баку. Ранены 16 человек.
3 сентября 2003 -
подрывэлектропоезда«Кисловодск-МинеральныеВоды»наперегоне Подкумок-Белый уголь. Дистанционно управляемые взрывные устройства были заложены на железнодорожном полотне на расстоянии 6 метров друг от друга. Взрывы были инициированы устройством, которое было прикреплено террористами к днищу вагона поезда. Суммарная мощность взрывов составила 15 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта 7 человек погибли, около 80 ранены. По данным следствия, заказчиком теракта являлся чеченский террорист Доку Умаров. 
5 декабря 2003 -

в Ессентуках близ центрального вокзала в одном из вагонов пригородного поезда «Кисловодск-Минеральные Воды» сработало взрывное устройство. Погибли 47 человек (из них на месте - 44), более 180 ранены. По данным следствия, теракт совершила смертница из террористической группировки Басаева «Риядус-салихийн».
18 декабря 2003 -
наперегоне Ищерская-Стодеревская (Северо-Кавказская железная дорога, Наурский район) под локомотивом грузового поезда № 2503 сработало взрывное устройство. Пострадавших нет.
6 февраля 2004 -
взрывмощностью 4 кгвтротиловомэквиваленте, осуществлённыйтеррористом-смертникомвпоезденаперегонемеждустанциями«Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Погибли 42 человека, около 250 ранены. Взрывное устройство привёл в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения. Ответственность за теракт взял на себя лидер некоей военизированной группировки «Газатон Мурдаш» Лом-Али Чеченский.
11 марта 2004 -
вМадридетеррористамиподорваны 4 пригородныхпоезда, врезультате чего погиб 191 человек, 2050 были ранены.
12 июня 2005 -
на 153-м километре железной дороги на участке Узуново -Богатищево Московской железной дороги произошёл подрыв поезда «Грозный-Москва». Срельсовсошлишестьвагонов. Замедицинскойпомощьютогдаобратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребёнок, были госпитализированы.
11 июля 2006 -
завосемьминутс 18.23 вечерапрогремелисемьвзрывовввагонахпервогоклассапригородныхпоездовблиз Мумбаи. Погибли 188 человек, 817 получили ранения.
13 августа 2007 -
врезультатеподрыважелезнодорожногополотна (официальнаяверсия) произошла авария поезда «Невский экспресс» сообщением Москва -Санкт-Петербург. Мощность взрывного устройства составила до 2 кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.
27 ноября 2009 -
крушениескоростногопоезда«Невскийэкспресс»попричинетеракта (официальнаяверсия). Врезультатепроисшествияпогибли 28 человек (срединихгосударственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины), более 98 были ранены.
2 февраля 2010 -