Файл: Использованием икт в профессиональной деятельности учителя информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКУ «УО МР «Кизилюртовский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Султанянгиюртовская СОШ №2»


Доклад на муниципальном этапе на тему:

«Использованием ИКТ в профессиональной деятельности учителя информатики»
(выступление на конференции)

Подготовила: Раджабова Зайнаб Джабраиловна,

учитель информатики

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ №2».
2015 год

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.


Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.

Возможным выходом из этой ситуации является изучение и применение информационных компьютерных технологий (ИКТ). В связи с этим я выбрала свою методическую тему: «Развитие самостоятельнойпознавательной деятельности и творческих способностей учащихся путем освоения и использования средств ИКТ»
Различные изменения в нашей общественно–политической жизни вызывают изменения в сфере просвещения, где учитель – основное рабочее звено. Учитель находится в постоянном поиске эффективных путей совершенствования процесса обучения, а следовательно и самообразованием. Моя тема по самообразованию «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Исходя из вышесказанного, я представляю свою систему работы.

  • Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, игровая технология, метод проектов

  • Формы организации учебного процесса: Урочные (занятия с использованием средств мультимедиа, групповая, индивидуальная работа, работа в паре). Внеурочные (внеклассная работа по предмету).

  • Виды уроков: комбинированный; урок – презентация; интегрированный; урок - игра; урок – виртуальная экскурсия.

  • Методы: практический; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый.

  • Методы контроля: устный контроль и самоконтроль; письменный контроль и самоконтроль; самоконтроль с использованием ИКТ.

  • Средства: традиционные; средства информационных технологий.


Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, процесс образования неразрывно связан с наукой и с жизнью. Эту связь осуществляет учитель информатики через направления своей деятельности:

  • Диагностика личностных и познавательных особенностей учащихся.

  • Организация мониторинга результативности образовательного процесса

  • Инновационная деятельность учителя.

  • Повышение профессионального мастерства

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Следовательно, и учителю выдвигаются новые требования. Учитель должен быть исследователем, гуманистом, творцом.

Рассмотрим по подробнее из чего же состоит методическая лаборатория: Работа по созданию УМК ; Научно-методическая деятельность ; Диагностическая деятельность; Воспитательная работа ; Внеклассная работа по предмету; Калейдоскоп творческих находок (работа со слайдами).

Для отслеживания результативности образовательного процесса необходимо проведение нулевых (входных), промежуточных и итоговых срезов разработанных мною в виде практических контрольных работ и тестов по темам и разделам согласно календарно-тематического планирования.

С целью осуществления контроля в полном объеме использую интерактивное оборудование и информационные системы (тестовые оболочки, программы-тренажеры, электронные пособия)

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения (работа со слайдами).

Хотелось немного рассказать об информационно - коммуникативных технологиях, их месте в учебном процессе и значении.

Цель: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве школы средствами ИКТ.

Задачи:

  • стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем активного участия ребенка в учебно-воспитательном процессе (ученик – не объект, а субъект педагогического взаимодействия);

  • способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

  • визуализация учебного материала;

  • интеграция с другими учебными предметами;

  • повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

  • разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

  • стимулирование воображения школьников;

  • способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.


Пути реализации: Создание на уроке обстановки, способствующей стимулированию познавательной деятельности школьников, которая способствовала бы глубокому пониманию изучаемого материала, повышала бы мотивацию учения школьников, стимулировала бы воображение школьников, развитие творческого подхода.

Виды учебных занятий, на которых можно эффективно использовать новые информационные технологии: беседа, видеолекция, решение задач, тестирование (контроль и самоконтроль), виртуальная экскурсия, защита проектов, внеклассная деятельность.

Место ИКТ в учебном процессе: Мотивационный этап. Актуализация опорных знаний учащихся. Сопровождение объяснения учителя. Самостоятельное информационно-обучающее пособие. Контроль, оценка ЗУН.

Функции учителя в процессе обучения с использованием ИКТ:

  • Организация учебного процесса внутри класса.

  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест и т.д.

  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи .

  • Подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием.

Компоненты ИКТ в учебном процессе: Технический, Программный, Методический, Информационный (объяснение по слайдам)

Преимущества использования ИКТ :

  • Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • Усиление мотивации учения

  • Улучшение качества обучения и воспитания, повышение информационной культуры учащихся;

  • Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • Демонстрация возможностей компьютера, не только как средства для игры.

(демонстрация использования экрана на треноге в компьютерном классе)

Заключение: В завершении хочется сказать слова Ушинского: «Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом». Какое бы будущее не пророчили образованию, но оно не мыслимо без роли учителя. Поэтому меняется время, меняются взгляды на роль учителя, преподавателя в системе образования. Чтобы остаться востребованным и идти в ногу со временем учителю необходимо постоянно вести работу по совершенствованию своего педагогического мастерства, творчества.