Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
По дисциплине: Предпринимательское право.
ТЕМА: Процедура наблюдения в делах о банкротстве
Научный руководитель:
Кандидат юридических наук
доцент
Москва
2022 г.
Содержание
Введение 3
Банкротство и его признаки. Подготовка дела о банкротстве 5
Процедура наблюдения. Правовое положение временного управляющего 12
Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов 15
Заключение 20
Библиографический список использованной литературы 22
Введение
В современной России правовой институт несостоятельности (банкротство) переживает процесс своего воссоздания. Результаты исследований правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России до 1917 г. свидетельствуют о его весьма высоком уровне, даже по сравнению с современными зарубежными аналогами. Российское законодательство той поры, наряду с традиционными процедурами конкурсного производства, регламентировало, также, и иные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности. Современные аналоги таких реабилитационных процедур получили свое развитие с началом реформ законодательства о банкротстве США 1978 г.1 Если говорить о нашем советском прошлом, то нужно сказать, что институт банкротства был на тот период времени практически неприменим, так как в условиях административно-командной системы управления экономикой, допускалась деятельность заведомо убыточных предприятий.
Основы современного института банкротства были заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Затем основы правового регулирования несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нашли закрепление в Гражданском кодексе РФ. С 1 марта 1998 г. данные отношения регулировались Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Следует сразу отметить, что по мере развития законодательства о несостоятельности растет и число процедур банкротства. Так, если Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение, то Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержал положения уже о четырех процедурах банкротства – наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
В действующем Федеральном законе от 27 сентября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) закреплены уже известные процедуры банкротства – наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура – финансовое оздоровление.
В рамках курсовой работы очень трудно рассмотреть все вышеуказанные процедуры банкротства, поэтому я остановлюсь на процедуре наблюдения в делах о банкротстве.
Данная процедура представляет собой определенный интерес.
Во-первых, при проведении процедуры наблюдения анализируется финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. На основании данного анализа и определяется действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Кроме того, анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Во-вторых, именно при проведении процедуры наблюдения должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, а также ряд других важных решений, которые будут рассмотрены позже.
Банкротство и его признаки. Подготовка дела о банкротстве
Прежде чем, перейти к рассмотрению процедуры наблюдения, необходимо во-первых, определиться, что такое банкротство, а во-вторых установить какие действия должны предшествовать процедуре наблюдения.
В соответствии с действующем законодательством несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, само по себе банкротство — это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство — это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.
Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.
Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются. Вместе с тем в подписанном председателем правительства РФ плане антикризисных действий есть поручение правительству до июля 2010 г. внести в Госдуму проект, устанавливающий реабилитационные процедуры в отношении граждан-должников.
Если говорить о признаках банкротства, то нужно сразу отметить, что законодатель по-разному определил их для граждан и юридических лиц (ст. 3 Закона о банкротстве). Так, гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Таким образом, в основу признаков банкротства гражданина положен принцип неоплатности, т.е. превышение кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества2.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе неплатежеспособности. Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет либо внебюджетные фонды, если он не выполняет это в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.
В соответствии с действующим законодательством для рассмотрения дел о банкротстве установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными судами, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника3.
В деле о банкротстве могут участвовать различные лица, например представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов, но основными участниками этого процесса, конечно, являются сам должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и т.д.). Именно они обладают правом инициации процесса банкротства, т.е. обращения в суд с соответствующим заявлением.
Следует также отметить, что при определенных обстоятельствах сам должник вправе, а иногда и обязан обратиться в арбитражный суд.
В первом случае, должник вправе заявить о предвидении банкротства, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время он окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Во втором случае, должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность и др. В указанных случаях заявление должно быть направлено в арбитражный суд не позднее месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
В самом заявлении должника должны содержаться, в частности, следующие сведения:
- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
- размер задолженности по обязательным платежам;
- иные суммы задолженности (например, по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан);
- обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;
- сведения о принятых к производству судами исковых заявлений к должнику, об исполнительных и иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
- сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
- другие необходимые сведения.
Вместе с тем следует помнить, что объявление о банкротстве, заявленное руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, может быть ложным (фиктивное банкротство). В соответствии с действующим законодательством, фиктивное банкротство может повлечь наступление административной (ст. 14.24 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 197 УК РФ).
Если говорить о правовом положении кредиторов, то оно зависит от вида кредитора. Законодатель в первую очередь выделяет конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам. К конкурсными кредиторам не относятся уполномоченные органы, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда или имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Конкурсные кредиторы наделены довольно большим объемом правомочий. В частности, они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, являются участниками собрания кредиторов с правом голоса4.
В зависимости от того, кто выступил инициатором процесса банкротства, различают, соответственно, кредиторов-заявителей и всех остальных (не инициирующих дело о несостоятельности). Кроме того, по порядку удовлетворения требований различают очередных и внеочередных кредиторов.
Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением, которое подписывается кредиторами, объединившими требования.
В заявлении кредитора должны быть, в частности, указаны:
- размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов,пеней);
- обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, срок исполнения такого обязательства.
Заявление конкурсного кредитора может быть основано на объединении задолженности по разным обязательствам:
- вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;
- доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;
- наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.
В соответствии со ст.2 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих, а арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.