Файл: Причины избрания восточного варианта христианства (византийского православия) Под 986987 годами в летописании Повесть временных лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины избрания восточного варианта христианства (византийского православия)

Под 986–987 го­дами в летописании «Повесть временных лет» говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Свято­славича приходили прозелитические посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем — что сам князь, посоветовавшись с боярами и старца­ми, то есть элитой тогдашнего общества, послал своих послов к волжским бол­гарам, немцам и грекам, разведать, так сказать, об их верах. В этом рассказе видны легендарные черты фольклорного предания. В частности, именно здесь помещены знаменитые слова князя в ответ на проповедь мусуль­манина, запрещавшего употребление алкоголя: «На Руси веселье есть пить».

Киев в самом деле имел контакты и мог выбирать между христианством (причем в двух его ветвях, православии и католичестве), исламом, иудаизмом — религиями, которые представляли могущественные государства той эпохи: соответственно Ви­зантия, Рим, Арабский халифат и Хазария. Выбор был обусловлен, видимо, степенью развития отношений с соответ­ствующей страной и конкретными политическими обстоятельствами. И то и другое говорило в пользу Византии, и окончательное решение Руси, конечно, было неслучайным.

«И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре Василия, после того, как он [Василий] поставил ему условие, чтобы тот крестился и весь народ его страны, а они [русы] народ великий», – Яхъя пишет о договоре византий­ского императора Васи­лия, правившего в то время, и князя Владимира.

Крещение Руси на государственном уровне в 988 г.

Христианство сменило язычество как религиозную систему. Но оно не могло искоренить или заменить разного рода верования и представления, так или иначе связанные с иррациональным и сакральным, — верования не только собственно религиозные, но и магического характера, мифологические, фольклорно-сказочные, осмыслявшие потусторонний мир и посмертную судьбу человека. Этот комплекс идей, образов и практик был связан с повсе­днев­ностью и бытом,
особенно простых людей, далеких от книжной культуры и сложных догматических построений христианского богословия. Лешие и домовые, при­меты и гадания, лечебные и любовные заговоры, заложные покойники и кален­дарные обряды — вот о чем идет речь.

Древнерусский летописец красочно рассказывает о том, как жители Киева в едином порыве согласились сбросить тяготившее их ярмо «поганой» религии и обратились к истинной вере.

Идиллическая картина крещения киевлян вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства.

Сам Владимир крестился ещё в Корсуни. После возвращения из похода он обратил в новую веру своих сыновей и дружину, затем снёс языческие памятники и уничтожил ритуальные места.

Первыми христианство, судя по всему, по предварительной договорённости с князем, приняли представители самых влиятельных земель столицы. Заручившись их лояльностью, Владимир отправил в народ миссионеров. Некоторое время они активно проповедовали среди киевлян, после чего часть населения добровольно приняла крещение. К колеблющемся впоследствии обратился сам князь: по всей видимости, процесс не удовлетворял Владимира, из-за чего он объявлял всех язычников своими личными врагами.

После такого заявления часть населения, не желающая отречься от своей веры, покинула Киев. Часть приняла решение принять крещение.

Процесс крещения русских земель затянулся на долгие десятилетия. Фактически в христову веру обратились лишь жители крупных городов — но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.