Файл: Nepos, Cornelius, ок. 99 ок. 24 гг до н э., римский эрудит, историк и биограф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕПОТ, КОР­НЕ­ЛИЙ; 

Ne­pos, Cor­ne­lius, ок. 99 — ок. 24 гг. до н. э., рим­ский эрудит, исто­рик и био­граф.

О жизни Корнелия Непота сохранилось мало сведений. Извест­но, что родился он около 109 г. до н.э. на севере Италии в одном из городков Паданской равнины в семье, принадлежавшей к всадническому сословию. Лучшие годы его прошли в Риме среди столичных поэтов, писателей, издателей книг. Близкими друзьями Непота были знаменитые литераторы тех лет - его земляк, поэт-веронец Гай Валерий Катулл, великий оратор и писатель Марк Туллий Цицерон, кропотливый антикварий и владелец лучшей рукописной мастерской Тит Помпоний Аттик.

Литературная репута­ция самого Непота выглядит не столько блестящей, сколько доб­ротной и устойчивой. Цицерон полушутя-полусерьезно назвал его к одном из писем «бессмертным» (К Аттику, XVI, 5); Катулл с уважением отзывался о его историческом труде; Геренний Север, любитель литературы, живший в эпоху Траяна, разыскивал его портрет для своей домашней библиотеки; христианский писатель IV в. Иероним именовал его знаменитым историческим писателем.

Благодаря одному письму Марка Туллия Цицерона известно, что Корнелий имел сына, скоропостижно умершего в первой половине ноября 44 года до н. э.

Непот часто ссы­ла­ет­ся на свои источ­ни­ки, одна­ко он ред­ко обра­щал­ся пря­мо к ним. Он не был кри­тич­ным или дотош­ным иссле­до­ва­те­лем, и у него мож­но най­ти исто­ри­че­ские ошиб­ки. Он пишет про­стым язы­ком, но порой встав­ля­ет рито­ри­че­ские укра­ше­ния и арха­из­мы. Хотя язык Непота, как и досто­вер­ность его сведе­ний, кри­ти­ко­ва­ли еще в древ­но­сти (Квин­ти­ли­ан, Пли­ний Стар­ший).

Почти все произведения Непота потеряны, но несколько намёков на них сохранились в работах других авторов. От большинства творений Непота остались одни названия. «Аттические ночи» Авла Геллия имеют особое значение в этом отношении.

  • Хроника (лат. Chronica)

Самым ран­ним исто­ри­че­ским про­из­веде­ни­ем ста­ли Хро­ни­ки (Chro­ni­ca), напи­сан­ные при­мер­но в 54 г. до н. э., в 3 кни­гах, от кото­рых оста­лись лишь раз­роз­нен­ные отрыв­ки. Это были син­хро­ни­сти­че­ские таб­ли­цы, сопо­став­ля­ю­щие важ­ней­шие собы­тия исто­рии Гре­ции и Рима начи­ная с мифи­че­ско­го прав­ле­ния Сатур­на.
  (воплощение всеобщей истории)

В «Аттических ночах» Авла Геллия и в посвятительном стихотворении Катулла поминается непотова Хроника - Всеобщая История в 3-х книгах:

Ты безделки мои считал за дело

В годы те, когда первым среди римлян

Судьбы мира всего вместить решился

В три объемистых и ученых тома ...

  • Exempla, собрание рассказов

написанные после 44 г. по крайней мере в 5 книгах (frg. 12 Peter =frg. 21 Marshall) - представляли собой новый для Рима жанр - тематически выстроенный сборник анекдотов. Вероятно, они - как позднее произведение Валерия Максима - в каждом случае делились на греческую и римскую часть.

  • Письма Цицерону (лат. De Vita Ciceronis)

Считается, что книга была написана после смерти консула, государственного деятеля и оратора Цицерона. По словам Робертса, "его дружба с Цицероном и Аттиком и его доступ к их переписке сделали бы эту работу особенно ценной для нас".

  • Жизнь Катона Старшего

Полная биография Катона Цензора, из которой Авл Геллий черпает анекдот о Катоне (IX.8).

  • Повесть о разрушении Трои (лат. Daretis Phrygii de excidio Trojae historiaДарета Фригийского (перевод на латынь с предисловием Непота)

Сохранившаяся латинская прозаическая повесть сопровождается предисловием Корнелия Непота, обращенным к Саллюстию Криспу, где Непот сообщает о находке истории и переводе её на латинский язык. Современные учёные считают предисловие мистификацией, а саму повесть сочинённой в V или VI веках, причём её автор, вероятно, не знал греческого.

  • О знаменитых людях (лат. De viris illustribus)

Самое интересное для нас сочинение Непота называлось «О знаменитых людях». Прямые упоминания о нем встречаются у Авла Геллия (II в. н. э.), грамматика Харизия (IV в. н. э.) и комментатора «Энеиды» Сервия (IV в. н. э.). Этот объемистый сборник состоял не менее чем из 16 книг (Харизий цитировал 15 и 16 книги), содержавших биографии выдающихся людей, сгруппированные по сериям. Таким образом, книги были разделены на категории (государственные деятели, командиры, философы и т. д.) и собраны в пары: римляне и иностранцы.

Очевидно, отдельные книги представляли собой жизнеописания знаменитых полководцев, историков, поэтов, грамматиков, ораторов и т. д. Непот пишет о человеке по схеме «рождение — семья — детство — образование» и завершает его пороками, добродетелями и делами. Во всяком случае Светоний пользовался данными Непота о поэтах и грамматиках (Теренц, I; Грам. 4), а сам Непот в жизнеописании Диона (гл. 3) ссылается на свою книгу о греческих историках. Поскольку в рукописях дошедших до нас жизнеописаний встречаются письма Корнелии, матери Гракхов, можно предположить, что была книга, посвященная выдающимся женщинам.

Особенности


  1. Произведения Непота не совпадали с традиционными напра­влениями отечественной историографии. Первым среди римлян, по выражению Катулла, создал он всемирную, т. е. греко-римскую, историю, предшественницей которой может считаться лишь Всеоб­щая История грека Полибия. Небольшой объем этого сочинения, уместившегося в 3-х книгах, намекает на облегченный характер ученого труда, ориентированного, видимо, на широкую публику. Популяризаторская тенденция просматривается также в жанре «Примеров» и в жизнеописаниях знаменитых людей.

  2. Кроме того, Гайгер утверждает первенство Непота в изо­бретении парных, греческих и римских, биографических серий. Заглянув в жизнеописания Ганнибала (гл. 13) и Диона (гл. 3), чи­татель может убедиться и сам, что параллельно с книгой об иноземных полководцах у Непота была книга о римских военачальниках, а книге о римских историках, в которую входили две уцелевшие биографии, соответствовала книга об историках греческих. По такому же парному принципу строились, очевидно, все 16 (или более) книг непотовых жизнеописаний.

  3. Оригинальную особенность Непота исследователь также видит в том, что объектом его изображения стали герои классического свободного города-государства, а не цари и полководцы эллинисти­ческой эпохи, поглощавшие ранее внимание историков. В конечном счете анализ немецкого историка завершается предположением, что биографические книги Непота послужили прямым образцом для Сравнительных Жизнеописаний Плутарха, заимствовавшего у римского предшественника как парное построение сборника, так и состав его героев.