Файл: Nepos, Cornelius, ок. 99 ок. 24 гг до н э., римский эрудит, историк и биограф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕПОТ, КОРНЕЛИЙ;
Nepos, Cornelius, ок. 99 — ок. 24 гг. до н. э., римский эрудит, историк и биограф.
О жизни Корнелия Непота сохранилось мало сведений. Известно, что родился он около 109 г. до н.э. на севере Италии в одном из городков Паданской равнины в семье, принадлежавшей к всадническому сословию. Лучшие годы его прошли в Риме среди столичных поэтов, писателей, издателей книг. Близкими друзьями Непота были знаменитые литераторы тех лет - его земляк, поэт-веронец Гай Валерий Катулл, великий оратор и писатель Марк Туллий Цицерон, кропотливый антикварий и владелец лучшей рукописной мастерской Тит Помпоний Аттик.
Литературная репутация самого Непота выглядит не столько блестящей, сколько добротной и устойчивой. Цицерон полушутя-полусерьезно назвал его к одном из писем «бессмертным» (К Аттику, XVI, 5); Катулл с уважением отзывался о его историческом труде; Геренний Север, любитель литературы, живший в эпоху Траяна, разыскивал его портрет для своей домашней библиотеки; христианский писатель IV в. Иероним именовал его знаменитым историческим писателем.
Благодаря одному письму Марка Туллия Цицерона известно, что Корнелий имел сына, скоропостижно умершего в первой половине ноября 44 года до н. э.
Непот часто ссылается на свои источники, однако он редко обращался прямо к ним. Он не был критичным или дотошным исследователем, и у него можно найти исторические ошибки. Он пишет простым языком, но порой вставляет риторические украшения и архаизмы. Хотя язык Непота, как и достоверность его сведений, критиковали еще в древности (Квинтилиан, Плиний Старший).
Почти все произведения Непота потеряны, но несколько намёков на них сохранились в работах других авторов. От большинства творений Непота остались одни названия. «Аттические ночи» Авла Геллия имеют особое значение в этом отношении.
-
Хроника (лат. Chronica)
Самым ранним историческим произведением стали Хроники (Chronica), написанные примерно в 54 г. до н. э., в 3 книгах, от которых остались лишь разрозненные отрывки. Это были синхронистические таблицы, сопоставляющие важнейшие события истории Греции и Рима начиная с мифического правления Сатурна.
(воплощение всеобщей истории)
В «Аттических ночах» Авла Геллия и в посвятительном стихотворении Катулла поминается непотова Хроника - Всеобщая История в 3-х книгах:
Ты безделки мои считал за дело
В годы те, когда первым среди римлян
Судьбы мира всего вместить решился
В три объемистых и ученых тома ...
-
Exempla, собрание рассказов
написанные после 44 г. по крайней мере в 5 книгах (frg. 12 Peter =frg. 21 Marshall) - представляли собой новый для Рима жанр - тематически выстроенный сборник анекдотов. Вероятно, они - как позднее произведение Валерия Максима - в каждом случае делились на греческую и римскую часть.
-
Письма Цицерону (лат. De Vita Ciceronis)
Считается, что книга была написана после смерти консула, государственного деятеля и оратора Цицерона. По словам Робертса, "его дружба с Цицероном и Аттиком и его доступ к их переписке сделали бы эту работу особенно ценной для нас".
-
Жизнь Катона Старшего
Полная биография Катона Цензора, из которой Авл Геллий черпает анекдот о Катоне (IX.8).
-
Повесть о разрушении Трои (лат. Daretis Phrygii de excidio Trojae historia) Дарета Фригийского (перевод на латынь с предисловием Непота)
Сохранившаяся латинская прозаическая повесть сопровождается предисловием Корнелия Непота, обращенным к Саллюстию Криспу, где Непот сообщает о находке истории и переводе её на латинский язык. Современные учёные считают предисловие мистификацией, а саму повесть сочинённой в V или VI веках, причём её автор, вероятно, не знал греческого.
-
О знаменитых людях (лат. De viris illustribus)
Самое интересное для нас сочинение Непота называлось «О знаменитых людях». Прямые упоминания о нем встречаются у Авла Геллия (II в. н. э.), грамматика Харизия (IV в. н. э.) и комментатора «Энеиды» Сервия (IV в. н. э.). Этот объемистый сборник состоял не менее чем из 16 книг (Харизий цитировал 15 и 16 книги), содержавших биографии выдающихся людей, сгруппированные по сериям. Таким образом, книги были разделены на категории (государственные деятели, командиры, философы и т. д.) и собраны в пары: римляне и иностранцы.
Очевидно, отдельные книги представляли собой жизнеописания знаменитых полководцев, историков, поэтов, грамматиков, ораторов и т. д. Непот пишет о человеке по схеме «рождение — семья — детство — образование» и завершает его пороками, добродетелями и делами. Во всяком случае Светоний пользовался данными Непота о поэтах и грамматиках (Теренц, I; Грам. 4), а сам Непот в жизнеописании Диона (гл. 3) ссылается на свою книгу о греческих историках. Поскольку в рукописях дошедших до нас жизнеописаний встречаются письма Корнелии, матери Гракхов, можно предположить, что была книга, посвященная выдающимся женщинам.
Особенности
-
Произведения Непота не совпадали с традиционными направлениями отечественной историографии. Первым среди римлян, по выражению Катулла, создал он всемирную, т. е. греко-римскую, историю, предшественницей которой может считаться лишь Всеобщая История грека Полибия. Небольшой объем этого сочинения, уместившегося в 3-х книгах, намекает на облегченный характер ученого труда, ориентированного, видимо, на широкую публику. Популяризаторская тенденция просматривается также в жанре «Примеров» и в жизнеописаниях знаменитых людей. -
Кроме того, Гайгер утверждает первенство Непота в изобретении парных, греческих и римских, биографических серий. Заглянув в жизнеописания Ганнибала (гл. 13) и Диона (гл. 3), читатель может убедиться и сам, что параллельно с книгой об иноземных полководцах у Непота была книга о римских военачальниках, а книге о римских историках, в которую входили две уцелевшие биографии, соответствовала книга об историках греческих. По такому же парному принципу строились, очевидно, все 16 (или более) книг непотовых жизнеописаний. -
Оригинальную особенность Непота исследователь также видит в том, что объектом его изображения стали герои классического свободного города-государства, а не цари и полководцы эллинистической эпохи, поглощавшие ранее внимание историков. В конечном счете анализ немецкого историка завершается предположением, что биографические книги Непота послужили прямым образцом для Сравнительных Жизнеописаний Плутарха, заимствовавшего у римского предшественника как парное построение сборника, так и состав его героев.