Файл: Пояснительная записка по курсу Основы религиоведения Цель факультативного курса Основы религиоведения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
по курсу «Основы религиоведения»
Цель факультативного курса «Основы религиоведения» классе формирование у обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей систему знаний и гуманистического мировоззрения.
Задачи обучения факультативного курса:
1) дать обучающимся системные знания о значении религии, ее истории и роли в обществе;
2) разъяснять учащимся позновательных, культурных и мировоззренческих значении религии.
3) воспитание толерантности;
4) развитие навыков критической оценки религиозной литературы,, информации в СМИ;
5) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;
6) разъяснять опасность идеологий религиозного радикализма и глобальных проявлений экстремизма, терроризма для человека, общества и национальной безопасности, воспитание чувства их невосприятия;
7) воспитание правовой грамотности, уважительного отношения правам и свободам граждан Казахстана
Содержание курса «Основы религиоведения» направлено на реализацию следующих принципиальных положении:
- продвижение таких ценностей, как толерантность, истина, справедливость и доброта является основой мировых религии мирного сосуществования всех народов;
- экстремизм, терроризм и другие формы насилия не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, являются угрозой для человеческой жизни и, соответственно, должны быть отвергнуты;
- образование и средства социального общения являются важными инструментами по развитию сотрудничества и продвижению духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира;
- многообразие религиозных убеждений должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.
В содержании предусмотрены творческие проекты организующие самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. При систематизированном, с необходимым и достаточным составом содержании предмета учащиеся смогут получить полноценное, необходимое в жизни знание о целях и особенностях религий и религиозных объединений, существующих на территории Республики Казахстан, цель и сущность политики
Республики Казахстан по отношению к религии,
У учащихся должны сформироваться духовные ценности своего народа, но они должны иметь представление и о принципах, которые противоречат гуманистическому мировозрению, общечеловеческим ценностям и толерантности.
В целях закрепления полученных знаний особое значение в рамках курса «Основы религиоведения», имеет творческо-проектная работа учеников по интересующим их темам.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы религиоведения», обучающиеся должны знать:
-
основные религиозные понятия и религиозные явления с научной точки зрения; -
историю мировых и традиционных религии; -
сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой; -
Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» -
культурное и духовное наследие аль-Фараби, Ходжа Ахмет Йасауи, Абай, Ыбырай, Шакарим. -
политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе. -
особенности и опасность проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;
Обучающиеся должны уметь:
-
критически анализировать полученную информацию, использовать ее в познании и понимании различных общественных явлений; -
различать экстремистские, террористские организации и течения, уметь противодействовать их деятельности; -
владеть современной информационно-коммуникационной технологией; -
быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам основ религии,
духовного развития;
-
эффективно работать с научной, учебной литератураой и электронными
источниками информации;
-
готовить и презентовать результаты поисковых творческих проектов.
Календарно- тематическое планирование
по предмету «Основы религиоведения» в 9б классе.
2021-2022 учебный год
№ урока п/п | Тема урока | Кол.час | Дата проведения урока | Примечание | |
по плану | по факту | | |||
1 четверть | |||||
Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии. 2 час. | |||||
1 | Значение факультативного курса. Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии. Атеизм, политеизм, монотеизм. | 1 | | | |
2 | Религия, как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. | 1 | | | |
Истоки и исторические формы религии. 5 час. | |||||
3 | Особенности мифологического сознания. Архаические первобытные культы. | 1 | | | |
4 | Религиозные представления древнего Египта, Месопотамии. Зороастризм. | 1 | | | |
5 | Религия стран Средиземноморья, древнего Рима и Греции. | 1 | | | |
6 | Национальные религии Востока | 1 | | | |
7 | Тенгрианство: особенности вероучения и культовой практики. Иудаизм. | 1 | | | |
Мировые религии 12 час. | |||||
8-9 | Буддизм | 2 | | | |
Итого за 1 четверть | 9и час | ||||
2 четверть | |||||
10 | Христианство. Основы вероучения. Библия. | 1 | | | |
11 | Направления христианства. | 2 | | | |
12-13 | Христианство в современном мире. | 1 | | | |
14 | Ислам. | 1 | | | |
15 | Вероучения ислама. | 1 | | | |
16 | Сунниты и шииты.. | 1 | | | |
Итого за 2 четверть | 7 час | ||||
3 четверть | |||||
17 | Шариат. | 1 | | | |
18 | Суфизм. | 1 | | | |
19 | Ислам, наука и культура. | 1 | | | |
Религия в истории и культуре Казахстана 6 час. | |||||
20 | Доисламский период на территории современного Казахстана. Этапы распространения ислама в Казахстане. | 1 | | | |
21 | Влияние ислама на развитие образования, науки, культуры.. | 1 | | | |
22 | Роль ислама в становлении казахской государственности. | 1 | | | |
23 | Распространение христианства в Казахстане. Памятники христианской культуры в Казахстане. | 1 | | | |
24 | Протестантизм, католицизм в Казахстане, региональные особенности. | 1 | | | |
25 | Отношение к религии в советский период. | 1 | | | |
Новые религиозные движения. 3 час | |||||
26 | Понятие, характерные черты и особенности новых религиозных движений | | | | |
Итого за 3 четверть | 10 час | ||||
4 четверть | |||||
27 | Деструктивные культы. | | | | |
28 | Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы | | | | |
Экстремизм и терроризм – угроза миру. 3 час. | |||||
29 | Экстремизм и терроризм. | 1 | | | |
30 | Псевдорелигиозная природа экстремизма и терроризма. | 1 | | | |
31 | Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Республике Казахстан | 1 | | | |
Казахстан – территория межконфессионального согласия. 3 час. | |||||
32 | Законодательство РК о религии. | 1 | | | |
33 | Конфессиональная ситуация в современном Казахстане.. | 1 | | | |
34 | Политика Президента РК Н. Назарбаева в установлении мира и межконфессиального согласия. | 1 | | | |
Итого за 4 четверть | 8 час | ||||
Итого за год | 34 час |