Файл: Основы теории мультипликатора.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





РЕФЕРАТ


по макроэкономике

Основы теории мультипликатора



Мультипликатор (Multiplier)
Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения. Различают:

- мультипликатор инвестиционных расходов;

- мультипликатор правительственных расходов;

- мультипликатор потребительских расходов;

- мультипликатор денежного предложения;

- налоговый мультипликатор.[с.775, 5]


Инвестиционный мультипликатор


концепция мультипликатор экономика

Инвестиционный мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.

Мультипликатор расходов (Expenditure multiplier) Мультипликатор расходов - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов.

В закрытой экономике Мультипликатор расходов = 1 / Предельная склонность к сбережениям.

Мультипликатор чистых налогов (Net tax multiplier )

Мультипликатор чистых налогов - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз конечная сумма прироста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит первоначальную сумму изменения чистых налогов. Сокращение чистых налогов означает либо сокращение налоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению.

Мультипликатор чистых налогов = мультипликатор расходов - 1.

Экспортный мультипликатор (Export multiplier)

Экспортный мультипликатор - отношение прироста национального дохода, вызванного экспортом, к приросту самого экспорта.

Эффект мультипликатора (Multiplier effect )

Эффект мультипликатора - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

Допустим, например, что инвестиции возросли на 100 млн. $. Если, благодаря этому, совокупный объем производства увеличится на 300 млн. $, то говорят, что в данной экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение выпуска составило бы 400 млн. $, то мультипликатор был бы равен 4.


Почему мультипликатор всегда больше 1?


Предположим, что из не использовавшихся до сих пор ресурсов мы взялись соорудить лесопилку за 1000 $. Благодаря нашей затее, нанятые для этого дела плотники и лесорубы получат 1000 $ дополнительного дохода. Что же дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 2/3, то 666,67 $ они потратят на покупку новых товаров и услуг. В свою очередь, производители новой продукции 2/3 полученной суммы, что равно 444,44 $, израсходуют на собственное потребление (2/3 от 2/3 от 1000 $). Очевидно, процесс будет непрерывно продолжаться так, что каждый новый раунд расходы составят 2/3 от расходов, совершенных в предыдущий раз.

Эта бесконечная цепь так называемых вторичных потребительских расходов вызвана лишь тем, что мы, всего только один раз, осуществили инвестиции в размере 1000 $. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что суммарный прирост расходов в экономике стремится к бесконечной, однозначно определенной величине. С помощью несложной арифметики мы можем даже ее рассчитать:
1000,00 долл. или 1 х 1000 долл.

+ +

666,67 2/3 х 1000

+ +

444,44 (2/3)2 х 1000

+ = +

296,30 (2/3)3 х 1000

+ +

197,53 (2/3)4 х 1000

3000 долл. х 1000 3 х 1000 долл.
Расчет показывает, что если МРС = 2/3, то мультипликатор равен 3: он включает в себя единицу первоначальных инвестиций и 2 единицы дополнительных вторичных потребительских расходов.

Аналогично, можно показать, что при МРС=3/4 мультипликатор равен 1+ 3/4 + (3/4)2 + (3/4)3 + … = 4, а при МРС=1/2 мультипликатор равен 2.

Таким образом, величина мультипликатора непосредственно зависит от предельной склонности к потреблению. Те же самые результаты можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению (МРС). Если МРС = 3/4, то МРС = 1/4, и мультипликатор, соответственно, равен 4. Если МРС = 1/х, то мультипликатор равен х.

Очевидно, что мультипликатор представляет собой величину, обратную предельной склонности к сбережению и вычисляется по формуле.

Изменение объема производства = --------х изменение объема инвестиций

= ----------х изменение объема инвестиций.

Другими словами, чем больше величина вторичных расходов, тем больше сам мультипликатор.

Итак, мы можем сделать вывод: действие мультипликатора заключается в том, что инвестиции порождают дополнительное потребление и сбережения. Но это только часть общей картины. Далее мы рассмотрим, как благодаря действию мультипликатора в экономике происходят изменения совокупных расходов и утечек из этих расходов. [с. 492, 4]

Простейшая модель мультипликатора
Модель мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции являются постоянной величиной. Действие рыночного механизма состоит в том, что в ответ на изменение потребления или инвестиций происходит соответствующее изменение объема производства, так что между ними поддерживается равновесие. Равновесный уровень совокупного объема производства в модели определяется точкой пересечения функций сбережений и инвестиций, или, что то же самое, точкой пересечения линии «потребление плюс инвестиции» с линией 45О.

Если объем производства временно превышает свой равновесный уровень, производители сталкиваются с тем, что количество выпускаемой ими продукции оказывается больше, чем объем продаж, а запасы готовой продукции непроизвольно увеличиваются. Следовательно, производителям становится выгодно сократить объем производства и, соответственно, занятости настолько, сколько необходимо для восстановления равновесия. В длительном периоде существует только одно значение равновесного объема производства, и достигается оно тогда, когда объем сбережений, который желают иметь домашние хозяйства, совпадает с величиной, которую планируют инвестировать предприятия.

Таким образом, в упрощенной кейнсианской модели мультипликатора ведущую тему в экономике играют инвестиции, а потребление «танцует под их дудку». Инвестиции определяют уровень производства, а сбережения представляют собой просто часть располагаемого дохода. В результате объем производства растет или падает до тех пор, пока размер желаемых сбережений не совпадет с планируемым уровнем инвестиций.

Инвестиции оказывают мультипликативный эффект на объем производства. Когда происходит изменение объема инвестиции, выпуск практически сразу увеличивается на равную величину, но в дальнейшем, после того, как получатели дохода будут тратить свой дополнительный доход, возникает целая последовательность новых, вторичных расходов.

Если, например, люди всегда склонны к тому, чтобы потреблять 2/3 своего дополнительного дохода, то в результате такой цепи расходов мультипликатор составит
1+2/3+(2/3)
2 + … = --------- =3
Эффект мультипликатора действует в обоих направлениях, умножая как рост, так и падение инвестиций. Простой мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению 1/МРS, что также равно 1/(1- МРС). Этот факт объясняется тем, что для увеличения сбережений на 1 доллар доход непременно должен увеличиться больше, чем на доллар. [с. 497, 4]
Мультипликативный эффект
Вспомним различие между классической концепцией саморегулирующейся экономической системы и кейнсианской моделью экономики, зависящей целиком и полностью от “животных инстинктов” инвесторов.

С классической точки зрения смещение кривой плановых инвестиций лишь ненадолго «потревожит» совокупный спрос, поскольку механизм гибкой процентной ставки быстро уравновесит реальные сбережения и реальные плановые инвестиции на естественном уровне реального выпуска. Даже в том случае, если этот защитный механизм не сработает и произойдет сокращение совокупного спроса, гибкие цены на ресурсы и на конечную продукцию все равно вернут экономику на естественный уровень реального выпуска.

С кейнсианской точки зрения, гибкие процентные ставки не в состоянии предотвратить воздействие падения плановых инвестиций на совокупный спрос. Далее, ригидность заработной платы и нечувствительность совокупного спроса к изменениям уровня цен представляют собой непреодолимое препятствие на пути возвращения реального выпуска к естественному уровню. В “Общей теории” Кейнс утверждал, что сдвиги в реальных плановых инвестициях (или в каких-либо других компонентах совокупного спроса) представляют собой большую угрозу для общей экономической стабильности, чем можно было бы предположить. Исходя из сказанного ранее, может сложиться впечатление, что падение объема плановых инвестиций, скажем, на 100 миллионов долларов, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево точно на такую же величину. Однако Кейнс утверждал, что реальная величина этого сдвига будет в несколько раз больше, чем 100 миллионов – например, 400 миллионов, 500 миллионов, а возможно, и еще больше. Это явление получило название мультипликативного эффекта. [с. 113, 2] Предельная склонность к потреблению. Происхождение мультипликативного эффекта связано со спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления. Кейнс утверждал, что при изменении величины располагаемого дохода на 1 $ потребители изменяют объем реального потребления в том же направлении лишь на некоторую часть этого доллара. Именно эту часть он назвал предельной склонностью к потреблению. Допустим, например, что семейные хозяйства расходуют на потребление 75 центов из каждого вновь полученного доллара, увеличивающего объем их располагаемого дохода. Оставшиеся 25 центов идут на сбережения. В этом случае предельная склонность к потреблению равна 0,75. При такой величине предельной склонности к потреблению увеличение располагаемого дохода во всей экономике, скажем на 100 миллионов $, приведет к приросту совокупных расходов на потребление в объеме 75 миллионов $. Аналогичным образом уменьшение величины располагаемого дохода на 100 миллионов $ вызовет падение объема потребления на 75 миллионов $. Последствия сокращения плановых инвестиций. Проследим, к чему приведет уменьшение плановых инвестиций на 100 миллионов $, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Для примера представим себе, что это сокращение выразилось в замедлении темпов строительства новых производственных предприятий. В результате совокупный спрос уменьшается на 100 миллионов $. В таблице 5.6 этот результат назван эффектом первого цикла последствий сокращения строительства.

Таблица 5.6. Мультипликативный эффект

Цикл

Сокращение реальных доходов ($)

Сокращение реальных расходов ($)

1




100.000.000 (плановые инвестиции)

2

100.000.000

75.000.000 (потребление)

3

75.000.000

56.250.000 (потребление)

4

56.250.000

42.187.500 (потребление)

5

42.187.500

31.640.625 (потребление)

Итого для неопределенно большого кол-ва циклов

400.000.000

400.000.000 (общие планируемые расходы)

Кейнс обратил внимание на то, что семейные хозяйства склонны расходовать лишь некую долю из каждого доллара, увеличивающего размеры их располагаемого дохода, причем при падении располагаемого дохода они сокращают объем реального потребления в той же самой пропорции. Эта доля (в нашем примере равная 0,75) называется предельной склонностью к потреблению. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. В данном конкретном примере величина реальных плановых инвестиций в первом цикле падает на 100 миллионов $. Это вызывает сокращение доходов строительных рабочих, которые в ответ снижают объем собственных расходов на потребление на 75 миллионов $ (во втором цикле). Далее, все те, кто обеспечивал этих строительных рабочих потребительскими благами, теряют доход в сумме 75 миллионов $ и соответственно урезают объем своего потребления на сумму 56.250.000 $ (75 млн. $ x 0,75). К тому моменту, когда описанный процесс повторится неопределенно большое число раз, величина совокупных планируемых расходов (плановые инвестиции плюс потребление) уменьшится на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное изменение плановых инвестиций.

Сокращение объемов строительства производственных предприятий на 100 млн. $ означает, что множество строительных рабочих, субподрядчиков и поставщиков строительных материалов и готовых конструкций столкнутся со снижением своих доходов именно на эту сумму. Учитывая, что величина предельной склонности к потреблению равна 0,75, эта категория людей снизит свои расходы на потребление на 75 млн. $. Эти 75 млн. отражены в таблице 5.6 в строке, отражающей эффект второго цикла последствий сокращения объема производственного строительства. [с. 114, 2]