Файл: Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содержали классы объектов для работы со списками, коллекциями (динамические массивы с переменным количеством элементов), словарями (коллекции, индексированные строками) и другими "абстрактными" структурами. Для среды Delphi тоже разработаны аналогичные классы объектов. Их большая часть сосредоточена в модуле Classes. Наиболее нужными для вас являются списки строк (TStrings, TStringList) и потоки (TStream, THandleStream, TFileStream, TMemoryStream и TBlobStream). Рассмотрим кратко их назначение и применение.

3.13.1. Классы для представления списка строк

Для работы со списками строк служат классы TStrings и TStringList. Они используются в библиотеке VCL повсеместно и имеют гораздо большую универсальность, чем та, что можно почерпнуть из их названия. Классы TStrings и TStringList служат для представления не просто списка строк, а списка элементов, каждый из которых представляет собой пару строка-объект. Если со строками не ассоциированы объекты, получается обычный список строк.

Класс TStrings используется визуальными компонентами и является абстрактным. Он не имеет собственных средств хранения строк и определяет лишь интерфейс для работы с элементами. Класс TStringList является наследником TStrings и служит для организации списков строк, которые используются отдельно от управляющих элементов. Объекты TStringList хранят строки и объекты в динамической памяти.

Свойства класса TStrings описаны ниже.

Count: Integer — число элементов в списке.

Strings[Index: Integer]: string — обеспечивает доступ к массиву строк по индексу. Первая строка имеет индекс, равный 0. Свойство Strings является основным свойством объекта.

Objects[Index: Integer]: TObject — обеспечивает доступ к массиву объектов. Свойства Strings и Objects позволяют использовать объект TStrings как хранилище строк и ассоциированных с ними объектов произвольных классов.

Text: string — позволяет интерпретировать список строк, как одну большую строку, в которой элементы разделены символами #13#10 (возврат каретки и перевод строки).

Наследники класса TStrings иногда используются для хранения строк вида Имя=Значение, в частности, строк INI-файлов (см. гл. 6). Для удобной работы с такими строками в классе TStrings дополнительно имеются следующие свойства.

Names[Index: Integer]: string — обеспечивает доступ к той части строки, в которой содержится имя.

Values[const Name: string]: string — обеспечивает доступ к той части строки, в которой содержится значение. Указывая вместо Name ту часть строки, которая находится слева от знака равенства, вы получаете ту часть, что находится справа.


Управление элементами списка осуществляется с помощью следующих методов:

Add(const S: string): Integer — добавляет новую строку S в список и возвращает ее позицию. Новая строка добавляется в конец списка.

AddObject(const S: string; AObject: TObject): Integer — добавляет в список строку S и ассоциированный с ней объект AObject. Возвращает индекс пары строка-объект.

AddStrings(Strings: TStrings) — добавляет группу строк в существующий список.

Append(const S: string) — делает то же, что и Add, но не возвращает значения.

Clear — удаляет из списка все элементы.

Delete(Index: Integer) — удаляет строку и ассоциированный с ней объект. Метод Delete, также как метод Clear не разрушают объектов, т.е. не вызывают у них деструктор. Об этом вы должны позаботиться сами.

Equals(Strings: TStrings): Boolean — Возвращает True, если список строк в точности равен тому, что передан в параметре Strings.

Exchange(Index1, Index2: Integer) — меняет два элемента местами.

GetText: PChar — возвращает все строки списка в виде одной большой нуль-терминированной строки.

IndexOf(const S: string): Integer — возвращает позицию строки S в списке. Если заданная строка в списке отсутствует, функция возвращает значение -1.

IndexOfName(const Name: string): Integer — возвращает позицию строки, которая имеет вид Имя=Значение и содержит в себе Имя, равное Name.

IndexOfObject(AObject: TObject): Integer — возвращает позицию объекта AObject в массиве Objects. Если заданный объект в списке отсутствует, функция возвращает значение -1.

Insert(Index: Integer; const S: string) — вставляет в список строку S в позицию Index.

InsertObject(Index: Integer; const S: string; AObject: TObject) — вставляет в список строку S и ассоциированный с ней объект AObject в позицию Index.

LoadFromFile(const FileName: string) — загружает строки списка из текстового файла.

LoadFromStream(Stream: TStream) — загружает строки списка из потока данных (см. ниже).

Move(CurIndex, NewIndex: Integer) — изменяет позицию элемента (пары строка-объект) в списке.

SaveToFile(const FileName: string) — сохраняет строки списка в текстовом файле.

SaveToStream(Stream: TStream) — сохраняет строки списка в потоке данных.

SetText(Text: PChar) — загружает строки списка из одной большой нуль-терминированной строки.

Класс TStringList добавляет к TStrings несколько дополнительных свойств и методов, а также два свойства-события для уведомления об изменениях в списке. Они описаны ниже.

Свойства:

Duplicates: TDuplicates — определяет, разрешено ли использовать дублированные строки в списке. Свойство может принимать следующие значения: dupIgnore (дубликаты игнорируются), dupAccept (дубликаты разрешены), dupError (дубликаты запрещены, попытка добавить в список дубликат вызывает ошибку).


Sorted: Boolean — если имеет значение True, то строки автоматически сортируются в алфавитном порядке.

Методы:

Find(const S: string; var Index: Integer): Boolean — выполняет поиск строки S в списке строк. Если строка найдена, Find помещает ее позицию в переменную, переданную в параметре Index, и возвращает True.

Sort — сортирует строки в алфавитном порядке.

События:

OnChange: TNotifyEvent — указывает на обработчик события, который выполнится при изменении содержимого списка. Событие OnChange генерируется после того, как были сделаны изменения.

OnChanging: TNotifyEvent — указывает на обработчик события, который выполнится при изменении содержимого списка. Событие OnChanging генерируется перед тем, как будут сделаны изменения.

Ниже приводится фрагмент программы, демонстрирующий создание списка строк и манипулирование его элементами:

var

Items: TStrings;

I: Integer;

begin

// Создание списка

Items := TStringList.Create;

Items.Add('Туризм');

Items.Add('Наука');

Items.Insert(1, 'Бизнес');

...

// Работа со списком

for I := 0 to Items.Count - 1 do

Items[I] := UpperCase(Items[I]);

...

// Удаление списка

Items.Free;

end;

3.13.2. Классы для представления потока данных

В среде Delphi существует иерархия классов для хранения и последовательного ввода-вывода данных. Классы этой иерархии называются потоками. Потоки лучше всего представлять как файлы. Классы потоков обеспечивают различное физическое представление данных: файл на диске, раздел оперативной памяти, поле в таблице базы данных (таблица 3.1).

Класс

Описание

TStream

Абстрактный поток, от которого наследуются все остальные. Свойства и методы класса TStream образуют базовый интерфейс потоковых объектов.

THandleStream

Поток, который хранит свои данные в файле. Для чтения-записи файла используется дескриптор (handle), поэтому поток называется дескрипторным. Дескриптор — это номер открытого файла в операционной системе. Его возвращают низкоуровневые функции создания и открытия файла.

TFileStream

Поток, который хранит свои данные в файле. Отличается от ThandleStream тем, что сам открывает (создает) файл по имени, переданному в конструктор.

TMemoryStream

Поток, который хранит свои данные в оперативной памяти. Моделирует работу с файлом. Используется для хранения промежуточных результатов, когда файловый поток не подходит из-за низкой скорости передачи данных.

TResourceStream

Поток, обеспечивающий доступ к ресурсам в Windows-приложении.

TBlobStream

Обеспечивает последовательный доступ к большим полям таблиц в базах данных.


Таблица 3.1. Классы потоков

Потоки широко применяются в библиотеке VCL и наверняка вам понадобятся. Поэтому ниже кратко перечислены их основные общие свойства и методы.

Общие свойства:

Position: Longint — текущая позиция чтения-записи.

Size: Longint — текущий размер потока в байтах.

Общие методы:

CopyFrom(Source: TStream; Count: Longint): Longint — копирует Count байт из потока Source в свой поток.

Read(var Buffer; Count: Longint): Longint — читает Count байт из потока в буфер Buffer, продвигает текущую позицию на Count байт вперед и возвращает число прочитанных байт. Если значение функции меньше значения Count, то в результате чтения был достигнут конец потока.

ReadBuffer(var Buffer; Count: Longint) — читает из потока Count байт в буфер Buffer и продвигает текущую позицию на Count байт вперед. Если выполняется попытка чтения за концом потока, то генерируется ошибка.

Seek(Offset: Longint; Origin: Word): Longint — продвигает текущую позицию в потоке на Offset байт относительно позиции, заданной параметром Origin. Параметр Origin может иметь одно из следующих значений: 0 — смещение задается относительно начала потока; 1 — смещение задается относительно текущей позиции в потоке; 2 — смещение задается относительно конца потока.

Write(const Buffer; Count: Longint): Longint — записывает в поток Count байт из буфера Buffer, продвигает текущую позицию на Count байт вперед и возвращает реально записанное количество байт. Если значение функции отличается от значения Count, то при записи была ошибка.

WriteBuffer(const Buffer; Count: Longint) — записывает в поток Count байт из буфера Buffer и продвигает текущую позицию на Count байт вперед. Если по какой-либо причине невозможно записать все байты буфера, то генерируется ошибка.

Ниже приводится фрагмент программы, демонстрирующий создание файлового потока и запись в него строки:

var

Stream: TStream;

S: AnsiString;

StrLen: Integer;
begin

// Создание файлового потока

Stream := TFileStream.Create('Sample.Dat', fmCreate);

...

// Запись в поток некоторой строки

StrLen := Length(S) * SizeOf(Char);

Stream.Write(StrLen, SizeOf(Integer)); // запись длины строки

Stream.Write(S, StrLen); // запись символов строки

...

// Закрытие потока

Stream.Free;

end;

3.14. Итоги

Теперь для вас нет секретов в мире ООП. Вы на достаточно серьезном уровне познакомились с объектами и их свойствами; узнали, как объекты создаются, используются и уничтожаются. Если не все удалось запомнить сразу — не беда. Возвращайтесь к материалам главы по мере решения стоящих перед вами задач, и работа с объектами станет простой, естественной и даже приятной. Когда вы достигните понимания того, как работает один объект, то автоматически поймете, как работают все остальные. По мере накопления опыта вырастет и сложность ваших программ, поэтому в следующей главе мы рассмотрим то, с чем вы встретитесь очень скоро — ошибки программирования.