Файл: Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Start | Programs папку Borland Delphi7 и поместит в нее ярлыки соответствующих программ (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2. Папка Borland Delphi 7 в стартовом меню
Давайте беглым взглядом посмотрим, что же мы установили:
Рисунок 1.3. Справочники среды Delphi
Вот теперь мы готовы начать работу.
1.3. Первый запуск среды Delphi
Запустите среду разработки, выбрав соответствующий ярлык из главного меню операционной системы. Мир Delphi — перед вами (рисунок 1.4):
Рисунок 1.4. Вид среды Delphi при первом запуске
Что же вы видите? Окна, кнопки, списки... В общем — хаос. Давайте попробуем навести порядок, и посмотрим на среду Delphi издалека. Ба! Да это же навсегда запечатленные в памяти читателя краеугольные камни: форма, компоненты и свойства (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5. Главные части среды Delphi
Ура! Неизвестное оказалось хорошо известным! Хаос исчез, и сообразительный читатель уже все понял: из области “палитра компонентов” надо c помощью мыши выбрать компонент (кнопку, надпись, редактор текста и т.д.), поместить на "форму" и задать значения его свойств в области “свойства“. Среда Delphi проанализирует содержимое формы, создаст соответствующий программный код, а программисту останется только внести в него детали решения задачи — отклики на события. В общем, назначение интегрированной среды понятно, теперь можно спуститься с небес и заняться деталями.
1.4. Исследуем среду разработки программ
Снова посмотрим на интегрированную среду разработки (рисунок 1.6) и дадим название каждой ее части:
Рисунок 1.6. Среда Delphi в деталях
Обсудим кратко каждую из составных частей. Важнейшая часть — форма (рисунок 1.7). Она имеет заголовок Form1 и пока пуста (это аналог чистого листа, на котором вы собираетесь что-то рисовать):
Рисунок 1.7. Форма
Обратите внимание, что форма имеет все признаки “главного окна” традиционных графических приложений: значок, заголовок, кнопки "Свернуть", "Развернуть", "Закрыть", размерную рамку и, конечно, управляется мышью. Умудренный опытом читатель-программист подумает: сколько надо попотеть, чтобы сделать все это самому, а здесь основа интерфейса практически готова...
Под формой спрятан редактор кода (рисунок 1.8):
Рисунок 1.8. Редактор кода
Именно там размещается программный код на языке Delphi, соответствующий содержанию формы. Активизация редактора кода осуществляется щелчком мыши на части окна, которая выглядывает из-под формы, либо с помощью клавиши F12 на клавиатуре. В редакторе кода вы выполняете свою часть работы — дописываете детали решения задачи. Для возврата к форме достаточно нажать на клавиатуре клавишу F12 еще раз.
С формой все ясно, займемся компонентами, которые будем на ней размещать. Они находятся в области главного окна интегрированной среды, которая называется палитрой компонентов (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9. Палитра компонентов
Разработчики среды Delphi поместили в палитру компонентов то, что считают оптимальным набором “строительных кирпичиков“, достаточным для создания любых приложений. Среди компонентов вы найдете меню, кнопки, надписи, стандартные диалоговые окна и др.
Как видно на рисунке 1.9, все множество компонентов разделено на группы. Каждая группа размещена в палитре компонентов на своей вкладке: Standard — стандартные компоненты пользовательского интерфейса, Additional — дополнительные компоненты пользовательского интерфейса, Common Controls — общепринятые для Windows компоненты пользовательского интерфейса и т.д. Описание каждой вкладки палитры компонентов приведено в приложении А.
Выбрать нужный компонент из палитры и поместить его на форму очень просто:
Рисунок 1.10. Компонент Button на форме
Компонент — на форме, пора задать его свойства. Для этого обратимся к окну с заголовком Object Inspector — окну свойств (рисунок 1.11). Оно расположено слева снизу от формы и активизируется с клавиатуры нажатием клавиши F11.
Рисунок 1.11. Окно свойств
Как только компонент оказывается на форме, в окне Object Inspector отображается список его свойств. Ваша задача — присвоить свойствам нужные значения. Например, чтобы написать на кнопке слово Compute, достаточно изменить значение свойства Caption, которое изначально содержит текст Button1. По мере набора строки каждая буква будет автоматически появляться на кнопке.
Нетрудно заметить, что окно Object Inspector состоит из двух вкладок: вкладки свойств — Properties и вкладки событий — Events. На вкладке Properties устанавливаются свойства компонента. Когда значения свойств определены, нужно активизировать вкладку Events. Вы тут же увидите список событий, на которые данный компонент может реагировать. В качестве примера приведем список событий, на которые может реагировать кнопка (рисунок 1.12):
Рисунок 1.12. Список событий компонента Button
В представленном списке нас может интересовать событие OnClick — нажатие кнопки.
Некоторые компоненты подобно форме умеют содержать другие компоненты. Например, панель (компонент Panel) может содержать кнопки, надписи, другие панели и т.д. По внешнему виду формы не всегда можно определить, какие компоненты содержит интересующий вас компонент или на каком компоненте он содержится. Для ответа на эти вопросы, обратитесь к окну
Object TreeView — окну компонентов формы (рисунок 1.13). Оно расположено слева вверху от формы и активизируется нажатием комбинации клавиш Shift+Alt+F11. В окне Object TreeView компоненты представлены в виде дерева, отражающего вложенность компонентов на форме. Сейчас на форме находится лишь одна единственная кнопка, поэтому дерево компонентов имеет очень простой вид: корневой элемент Form1 и один вложенный элемент Button1.
Рисунок 1.13. Окно компонентов формы
Надеемся, что важнейшие элементы интегрированной среды — форма, редактор кода, палитра компонентов, окно компонентов формы, окно свойств — навсегда запечатлелись в вашей памяти, и переходим к другим ее частям.
Для управления процессом создания приложения в целом служит главное меню. Оно расположено в главном окне среды Delphi и выполняет множество служебных функций. Меню, в общем-то, стандартно и понятно каждому, кто имел дело с компьютером. Поэтому мы предельно кратко опишем назначение важнейших разделов главного меню:
File — работа с файлами.
Edit — работа с областью обмена, размещение компонентов на форме.
Search — поиск, замена заданного символа или строки в тексте.
View — отображение различной информации.
Project — управление проектом: добавление и удаление файлов, сборка проекта, установка параметров проекта.
Run — запуск и отладка программы.
Component — разработка новых компонентов, установка готовых компонентов.
Database — запуск программ, облегчающих построение приложений баз данных.
Tools — настройка параметров интегрированной среды разработки, запуск вспомогательных программ.
Window — активизация нужного окна интегрированной среды разработки.
Help — получение справочной информации.
Для ускорения доступа к некоторым командам служит панель кнопок (рисунок 1.14).
Рисунок 1.14. Панель кнопок среды Delphi
На ней вы обнаружите шестнадцать кнопок-аналогов основных команд меню. Этот список можно расширить, добавив кнопки доступа к своим любимым командам. Для этого достаточно навести указатель мыши на панель кнопок, вызвать вспомогательное меню щелчком правой кнопки мыши и выбрать команду Customize.
Справа от главного меню есть небольшая панель (рисунок 1.15) для сохранения и восстановления внешнего вида среды Delphi. Расположите окна на экране на свой вкус, подберите наиболее удобные для себя кнопки. Затем, нажав кнопку с подсказкой Save current desktop, сохраните внешний вид среды Delphi. В следующем сеансе работы вы сможете мгновенно восстановить его из списка.
Рисунок 1.15. Панель для сохранения и восстановления внешнего вида среды Delphi
Вот вы и изучили основные элементы среды визуального программирования! Вы познакомились со средой Delphi только в самых общих чертах, но этого достаточно, чтобы попробовать написать первую программу.
1.5. Первая программа
Пора обрадовать ваших родственников и знакомых приятным сообщением о том, сколько они должны весить для поддержания хорошего здоровья. Для этого напишем программу вычисления оптимального веса по известному вам сценарию. Как вы помните, форма для задачи содержит две кнопки (для запуска вычислений и завершения работы) и два поля (для ввода значения роста в сантиметрах и вывода веса в килограммах).
Вы, конечно, уже запустили среду Delphi, и видите перед собой пустую форму. Начнем с кнопок. Наведите указатель мыши на палитру компонентов и щелкните на значке с подсказкой Button (рисунок 1.16).
Рисунок 1.16. Значок компонента Button
Затем наведите указатель мыши на форму и щелкните еще раз. Заготовка кнопки с надписью Button1 окажется на форме (рисунок 1.17):
Рисунок 1.17. Заготовка кнопки на форме
Ваше дело — сделать из заготовки "конфетку"! С помощью мыши подправьте ее местоположение. После этого перейдите к окну Object Inspector. Там вы увидите список свойств компонента Button. В нем нас интересует свойство Caption, так как именно оно определяет содержимое надписи. Заменим в свойстве Caption стандартное значение Button1 на Compute (рисунок 1.18).
Рисунок 1.18. Кнопка Compute
Точно так же на форму помещается вторая кнопка с надписью Close (рисунок 1.19):
Рисунок 1.19. Кнопка Close
Теперь возьмемся за поля ввода и вывода. Для этого покинем на время окно
Рисунок 1.2. Папка Borland Delphi 7 в стартовом меню
Давайте беглым взглядом посмотрим, что же мы установили:
-
Delphi 7 — интегрированная среда разработки приложений; -
Image Editor — средство создания и редактирования точечных рисунков, значков, указателей мыши; -
BDE Administrator — программа-администратор ядра баз данных Borland Database Engine; -
Database Desktop — средство создания и редактирования таблиц в базах данных; -
SQL Explorer — интегрированное в среду Delphi средство для просмотра и редактирования таблиц в базах данных; -
SQL Monitor — отладочное средство, которое позволяет программисту отслеживать SQL-запросы к базам данных; -
WinSight32 — отладочное средство, которое позволяет программисту отслеживать сообщения Windows; -
XML Mapper — программа подготовки схем преобразования обычных XML-документов в пакеты данных, с помощью которых происходит обмен информацией с базами данных и другими приложениями. -
Register Now — программа, с помощью которой вы можете зарегистрировать свою копию системы Delphi у фирмы-разработчика. -
Справочники по различным вопросам; их список впечатляет (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3. Справочники среды Delphi
Вот теперь мы готовы начать работу.
1.3. Первый запуск среды Delphi
Запустите среду разработки, выбрав соответствующий ярлык из главного меню операционной системы. Мир Delphi — перед вами (рисунок 1.4):
Рисунок 1.4. Вид среды Delphi при первом запуске
Что же вы видите? Окна, кнопки, списки... В общем — хаос. Давайте попробуем навести порядок, и посмотрим на среду Delphi издалека. Ба! Да это же навсегда запечатленные в памяти читателя краеугольные камни: форма, компоненты и свойства (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5. Главные части среды Delphi
Ура! Неизвестное оказалось хорошо известным! Хаос исчез, и сообразительный читатель уже все понял: из области “палитра компонентов” надо c помощью мыши выбрать компонент (кнопку, надпись, редактор текста и т.д.), поместить на "форму" и задать значения его свойств в области “свойства“. Среда Delphi проанализирует содержимое формы, создаст соответствующий программный код, а программисту останется только внести в него детали решения задачи — отклики на события. В общем, назначение интегрированной среды понятно, теперь можно спуститься с небес и заняться деталями.
1.4. Исследуем среду разработки программ
Снова посмотрим на интегрированную среду разработки (рисунок 1.6) и дадим название каждой ее части:
Рисунок 1.6. Среда Delphi в деталях
Обсудим кратко каждую из составных частей. Важнейшая часть — форма (рисунок 1.7). Она имеет заголовок Form1 и пока пуста (это аналог чистого листа, на котором вы собираетесь что-то рисовать):
Рисунок 1.7. Форма
Обратите внимание, что форма имеет все признаки “главного окна” традиционных графических приложений: значок, заголовок, кнопки "Свернуть", "Развернуть", "Закрыть", размерную рамку и, конечно, управляется мышью. Умудренный опытом читатель-программист подумает: сколько надо попотеть, чтобы сделать все это самому, а здесь основа интерфейса практически готова...
Под формой спрятан редактор кода (рисунок 1.8):
Рисунок 1.8. Редактор кода
Именно там размещается программный код на языке Delphi, соответствующий содержанию формы. Активизация редактора кода осуществляется щелчком мыши на части окна, которая выглядывает из-под формы, либо с помощью клавиши F12 на клавиатуре. В редакторе кода вы выполняете свою часть работы — дописываете детали решения задачи. Для возврата к форме достаточно нажать на клавиатуре клавишу F12 еще раз.
С формой все ясно, займемся компонентами, которые будем на ней размещать. Они находятся в области главного окна интегрированной среды, которая называется палитрой компонентов (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9. Палитра компонентов
Разработчики среды Delphi поместили в палитру компонентов то, что считают оптимальным набором “строительных кирпичиков“, достаточным для создания любых приложений. Среди компонентов вы найдете меню, кнопки, надписи, стандартные диалоговые окна и др.
Как видно на рисунке 1.9, все множество компонентов разделено на группы. Каждая группа размещена в палитре компонентов на своей вкладке: Standard — стандартные компоненты пользовательского интерфейса, Additional — дополнительные компоненты пользовательского интерфейса, Common Controls — общепринятые для Windows компоненты пользовательского интерфейса и т.д. Описание каждой вкладки палитры компонентов приведено в приложении А.
Выбрать нужный компонент из палитры и поместить его на форму очень просто:
-
Перейдите к нужной вкладке в палитре компонентов; -
Выберите нужный компонент; -
Отметьте на форме то место, где будет находиться компонент, — он мгновенно окажется на форме; -
Придайте компоненту нужные размеры, растягивая по высоте и ширине, и скорректируйте его местоположение, используя имеющуюся на форме сетку (рисунок 1.10).
Рисунок 1.10. Компонент Button на форме
Компонент — на форме, пора задать его свойства. Для этого обратимся к окну с заголовком Object Inspector — окну свойств (рисунок 1.11). Оно расположено слева снизу от формы и активизируется с клавиатуры нажатием клавиши F11.
Рисунок 1.11. Окно свойств
Как только компонент оказывается на форме, в окне Object Inspector отображается список его свойств. Ваша задача — присвоить свойствам нужные значения. Например, чтобы написать на кнопке слово Compute, достаточно изменить значение свойства Caption, которое изначально содержит текст Button1. По мере набора строки каждая буква будет автоматически появляться на кнопке.
Нетрудно заметить, что окно Object Inspector состоит из двух вкладок: вкладки свойств — Properties и вкладки событий — Events. На вкладке Properties устанавливаются свойства компонента. Когда значения свойств определены, нужно активизировать вкладку Events. Вы тут же увидите список событий, на которые данный компонент может реагировать. В качестве примера приведем список событий, на которые может реагировать кнопка (рисунок 1.12):
Рисунок 1.12. Список событий компонента Button
В представленном списке нас может интересовать событие OnClick — нажатие кнопки.
Некоторые компоненты подобно форме умеют содержать другие компоненты. Например, панель (компонент Panel) может содержать кнопки, надписи, другие панели и т.д. По внешнему виду формы не всегда можно определить, какие компоненты содержит интересующий вас компонент или на каком компоненте он содержится. Для ответа на эти вопросы, обратитесь к окну
Object TreeView — окну компонентов формы (рисунок 1.13). Оно расположено слева вверху от формы и активизируется нажатием комбинации клавиш Shift+Alt+F11. В окне Object TreeView компоненты представлены в виде дерева, отражающего вложенность компонентов на форме. Сейчас на форме находится лишь одна единственная кнопка, поэтому дерево компонентов имеет очень простой вид: корневой элемент Form1 и один вложенный элемент Button1.
Рисунок 1.13. Окно компонентов формы
Надеемся, что важнейшие элементы интегрированной среды — форма, редактор кода, палитра компонентов, окно компонентов формы, окно свойств — навсегда запечатлелись в вашей памяти, и переходим к другим ее частям.
Для управления процессом создания приложения в целом служит главное меню. Оно расположено в главном окне среды Delphi и выполняет множество служебных функций. Меню, в общем-то, стандартно и понятно каждому, кто имел дело с компьютером. Поэтому мы предельно кратко опишем назначение важнейших разделов главного меню:
File — работа с файлами.
Edit — работа с областью обмена, размещение компонентов на форме.
Search — поиск, замена заданного символа или строки в тексте.
View — отображение различной информации.
Project — управление проектом: добавление и удаление файлов, сборка проекта, установка параметров проекта.
Run — запуск и отладка программы.
Component — разработка новых компонентов, установка готовых компонентов.
Database — запуск программ, облегчающих построение приложений баз данных.
Tools — настройка параметров интегрированной среды разработки, запуск вспомогательных программ.
Window — активизация нужного окна интегрированной среды разработки.
Help — получение справочной информации.
Для ускорения доступа к некоторым командам служит панель кнопок (рисунок 1.14).
Рисунок 1.14. Панель кнопок среды Delphi
На ней вы обнаружите шестнадцать кнопок-аналогов основных команд меню. Этот список можно расширить, добавив кнопки доступа к своим любимым командам. Для этого достаточно навести указатель мыши на панель кнопок, вызвать вспомогательное меню щелчком правой кнопки мыши и выбрать команду Customize.
Справа от главного меню есть небольшая панель (рисунок 1.15) для сохранения и восстановления внешнего вида среды Delphi. Расположите окна на экране на свой вкус, подберите наиболее удобные для себя кнопки. Затем, нажав кнопку с подсказкой Save current desktop, сохраните внешний вид среды Delphi. В следующем сеансе работы вы сможете мгновенно восстановить его из списка.
Рисунок 1.15. Панель для сохранения и восстановления внешнего вида среды Delphi
Вот вы и изучили основные элементы среды визуального программирования! Вы познакомились со средой Delphi только в самых общих чертах, но этого достаточно, чтобы попробовать написать первую программу.
1.5. Первая программа
Пора обрадовать ваших родственников и знакомых приятным сообщением о том, сколько они должны весить для поддержания хорошего здоровья. Для этого напишем программу вычисления оптимального веса по известному вам сценарию. Как вы помните, форма для задачи содержит две кнопки (для запуска вычислений и завершения работы) и два поля (для ввода значения роста в сантиметрах и вывода веса в килограммах).
Вы, конечно, уже запустили среду Delphi, и видите перед собой пустую форму. Начнем с кнопок. Наведите указатель мыши на палитру компонентов и щелкните на значке с подсказкой Button (рисунок 1.16).
Рисунок 1.16. Значок компонента Button
Затем наведите указатель мыши на форму и щелкните еще раз. Заготовка кнопки с надписью Button1 окажется на форме (рисунок 1.17):
Рисунок 1.17. Заготовка кнопки на форме
Ваше дело — сделать из заготовки "конфетку"! С помощью мыши подправьте ее местоположение. После этого перейдите к окну Object Inspector. Там вы увидите список свойств компонента Button. В нем нас интересует свойство Caption, так как именно оно определяет содержимое надписи. Заменим в свойстве Caption стандартное значение Button1 на Compute (рисунок 1.18).
Рисунок 1.18. Кнопка Compute
Точно так же на форму помещается вторая кнопка с надписью Close (рисунок 1.19):
Рисунок 1.19. Кнопка Close
Теперь возьмемся за поля ввода и вывода. Для этого покинем на время окно