Файл: Дисциплина Методика организации досуговых мероприятий Практическое занятие 1 Обучающийся Яренкова Анжела Александровна Преподаватель Седунова Людмила Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности
1.Маша никогда не участвовала в школьных сценках. Но на день матери согласилась прочитать стихотворение. Педагог заранее подготовила грамоты всем учащимся и публично высказала благодарность за смелость Маши. – Вербальное
2. Петя читал доклад с презентацией на уроке химии, он ошибся в произнесении сложного вещества и весь класс засмеялся. Учитель, сидящий за первой партой поднял большие пальцы вверх, утверждая, что все хорошо и с улыбкой, даже восхищением, рукой, показал продолжать дальше. – Невербальное
Задание по теме 1.8. Особенности содержания досуговой деятельности молодежи
Цель: формирование умений определять особенности содержания досуговой деятельности молодежи.
Задание 5. На основе анализа материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику реализации форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности, с обоснованием их особенностей. Приведите конкретные примеры (не менее 4). Определите их цели и задачи, спланируйте их проведение на определенный срок (на 1 месяц)
Работа с молодежью это одно из самых сложных направлений деятельности клубных учреждений.
Во - первых, потому что молодежный возраст в силу объективных причин и для самого человека один из самых трудных периодов жизни. Это связано со сложностью процесса социализации, становления человеческой личности, физиологическими особенностями данного периода жизни, с материальной и экономической неустойчивостью.
Во - вторых, молодежная аудитория разделяется многообразием психологических типов, уровней образования, ценностных ориентаций ,а так же жизненных позиций.
Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты , по разным направлениям. Очень большую роль в этом играют учреждения культуры.
К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетом проведения досуга молодежи. Большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников/друзей.
Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило в малых, первичных группах (семья/группа друзей/молодежное неформальное объединение и т.п)
Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов»-лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
Формы работы с молодежью:
* Работа в студиях и кружках, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные);
* Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы);
* Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов);
* Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);
* Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;
* Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;
* Экскурсионная работа - ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;
* Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;
* Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
1) Проект «Мы за здоровый образ жизни»:
1.ежедневные прогулки на лыжах
2.серебряные коньки
3.вечерние посиделки (сказки, частушки, шутки, прибаутки)
беседы о здоровом образе жизни
2) 1.Новый год
2. День былинного богатыря Ильи Муромца
3) Рождественский бал
4) Флэш-моб «Студенческая жизнь» (в сети ВК)
5) Новогодний турнир по настольному теннису «День снега»
6) Организация походного мероприятия, посвященного «Дню студента»
7) Флэш-моб «Студенческая жизнь» (в сети ВК)
Задание по теме 1.10 Документы, регламентирующие организацию досуговой деятельности
Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ нормативно-правовой информации, необходимой для обеспечения досуговой деятельности.
Задание 6. Составьте перечень локальных актов организации дополнительного образования (по выбору). При составлении перечня опирайтесь на конкретный опыт. Опишите область применения данных актов в зависимости от направлений деятельности данной организации.
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ОДО это официальный правовой документ образовательной организации, основан на нормах законодательства, регулирует внутриорганизационные отношения: управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации, принимается уполномоченным органом управления организации, оформлен в соответствии с нормами делопроизводства (реквизиты и выходные данные).
УСТАВ - ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ, содержащий обязательные позиции (ч.2 ст. 25 ФЗ №273):
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации (автономное, бюджетное, казенное, АНО, ЧУ).
Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:
• наименование учреждения
• указание на тип учреждения
• сведения о собственнике его имущества
• исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано
• указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ
• Нормативные:
- содержит общеобязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов организации; неоднократное применение
• Ненормативные:
- юридически оформляет конкретное решение; однократное применение
• Обязательные:
- состав определен трудовым и гражданским законодательством
• Необязательные
- прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает их по своему усмотрению.
Положение устанавливает правовой статус органа управления организации, структурного подразделения либо порядок реализации организацией какого-либо из своих правомочий.
• Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
• Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности организации, участников внутриорганизационных отношений.
• Решение принимается органом самоуправления для реализации права на участие в управлении образовательной организацией.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОДО
• Положение (порядок) организации и осуществления образовательной деятельности
• Положения об органах самоуправления
• Положение о структурных подразделениях
• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
• Положение об оказании платных образовательных услуг
• Программа развития
• Коллективный договор
• Положение о самообследовании
Пермь - 2023
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности
1.Маша никогда не участвовала в школьных сценках. Но на день матери согласилась прочитать стихотворение. Педагог заранее подготовила грамоты всем учащимся и публично высказала благодарность за смелость Маши. – Вербальное
2. Петя читал доклад с презентацией на уроке химии, он ошибся в произнесении сложного вещества и весь класс засмеялся. Учитель, сидящий за первой партой поднял большие пальцы вверх, утверждая, что все хорошо и с улыбкой, даже восхищением, рукой, показал продолжать дальше. – Невербальное
Задание по теме 1.8. Особенности содержания досуговой деятельности молодежи
Цель: формирование умений определять особенности содержания досуговой деятельности молодежи.
Задание 5. На основе анализа материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику реализации форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности, с обоснованием их особенностей. Приведите конкретные примеры (не менее 4). Определите их цели и задачи, спланируйте их проведение на определенный срок (на 1 месяц)
Работа с молодежью это одно из самых сложных направлений деятельности клубных учреждений.
Во - первых, потому что молодежный возраст в силу объективных причин и для самого человека один из самых трудных периодов жизни. Это связано со сложностью процесса социализации, становления человеческой личности, физиологическими особенностями данного периода жизни, с материальной и экономической неустойчивостью.
Во - вторых, молодежная аудитория разделяется многообразием психологических типов, уровней образования, ценностных ориентаций ,а так же жизненных позиций.
Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты , по разным направлениям. Очень большую роль в этом играют учреждения культуры.
К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетом проведения досуга молодежи. Большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников/друзей.
Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило в малых, первичных группах (семья/группа друзей/молодежное неформальное объединение и т.п)
Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов»-лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
Формы работы с молодежью:
* Работа в студиях и кружках, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные);
* Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы);
* Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов);
* Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);
* Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;
* Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;
* Экскурсионная работа - ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;
* Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;
* Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
1) Проект «Мы за здоровый образ жизни»:
1.ежедневные прогулки на лыжах
2.серебряные коньки
3.вечерние посиделки (сказки, частушки, шутки, прибаутки)
беседы о здоровом образе жизни
2) 1.Новый год
2. День былинного богатыря Ильи Муромца
3) Рождественский бал
4) Флэш-моб «Студенческая жизнь» (в сети ВК)
5) Новогодний турнир по настольному теннису «День снега»
6) Организация походного мероприятия, посвященного «Дню студента»
7) Флэш-моб «Студенческая жизнь» (в сети ВК)
Задание по теме 1.10 Документы, регламентирующие организацию досуговой деятельности
Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ нормативно-правовой информации, необходимой для обеспечения досуговой деятельности.
Задание 6. Составьте перечень локальных актов организации дополнительного образования (по выбору). При составлении перечня опирайтесь на конкретный опыт. Опишите область применения данных актов в зависимости от направлений деятельности данной организации.
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ОДО это официальный правовой документ образовательной организации, основан на нормах законодательства, регулирует внутриорганизационные отношения: управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации, принимается уполномоченным органом управления организации, оформлен в соответствии с нормами делопроизводства (реквизиты и выходные данные).
УСТАВ - ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ, содержащий обязательные позиции (ч.2 ст. 25 ФЗ №273):
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации (автономное, бюджетное, казенное, АНО, ЧУ).
Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:
• наименование учреждения
• указание на тип учреждения
• сведения о собственнике его имущества
• исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано
• указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ
• Нормативные:
- содержит общеобязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов организации; неоднократное применение
• Ненормативные:
- юридически оформляет конкретное решение; однократное применение
• Обязательные:
- состав определен трудовым и гражданским законодательством
• Необязательные
- прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает их по своему усмотрению.
Положение устанавливает правовой статус органа управления организации, структурного подразделения либо порядок реализации организацией какого-либо из своих правомочий.
• Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
• Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности организации, участников внутриорганизационных отношений.
• Решение принимается органом самоуправления для реализации права на участие в управлении образовательной организацией.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОДО
• Положение (порядок) организации и осуществления образовательной деятельности
• Положения об органах самоуправления
• Положение о структурных подразделениях
• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
• Положение об оказании платных образовательных услуг
• Программа развития
• Коллективный договор
• Положение о самообследовании
Пермь - 2023