Файл: Г. Москва 2022 Задние Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики. Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)
Дисциплина: Общая психология
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Горохова Ольга Андреевна
Преподаватель:
Головина Наталия Андреевна
г. Москва – 2022
Задние 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.
Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.
Методическое обеспечение: Приложение 1,2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 1».
Таблица 1.
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
| ||||||
Древнейшие времена | Нет | Одушевление природы, анимизм | Душа обитает везде в людях, животных, растениях, явлениях природы. | Наблюдение за окружающим миром | Нет | Попытки понять и описать мир и человека |
Античное время 3 периода: Зарождение VII – IV вв до н.э. Период классической греческой науки III – II вв до н.э. Период эллинизма II в. до н.э. – III – IV вв н.э. | Гераклит Фалес Анаксимандр Анаксимен Демокрит Гиппократ Анаксагор | Материалистическое направление Космоцентрический взгляд на мир . Мир, как единое целое. Натурфилософия | Единство души и тела. Атом первооснова всего в мире (Демокрит) Материальная природа психических явлений и единства души и тела. Материя первична, а идеальное вторично | Наблюдение за окружающим миром | Гераклит «О природе» Демокрит «Большой мирострой» Фалес «О началах» «Сборник гиппократа» | Общие представления о природе души. Проведение ряда важных разграничений психических и допсихических состояний организма. За природную первооснову души принимается тот или иной вид материи (архе). Вода (Фалес),неопределенное бесконечное вещество «апейрон» ( Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) Появляются первые научные концепции психики, где она рассматривается как источник активности тела. Начали анализировать познавательную и регулятивную функции души. Также появляются первые теории познания, в которых подчеркивается роль чувственного познания. Были сформированы ключевые проблемы психологии |
Пифагор Платон Сократ Аристотель | Идеалистическое направление | Идеалистическая природа психических явлений души и духа. Идеальное первично, материя вторична | Наблюдение. Используется методология других наук. | Платон «Федон», «Государство» Аристотель «О душе» | Душа – начало незримое, возвышенное, божественное. Тело – зримое, низменное, преходящее, тленное. Раскрыли другую сторону человеческой психики – морально- этическую. Устранили противоречие между крайними вариантами материализма и идеализма, объясняет мир с позиции целостности, единства материального и духовного. Начинаются исследования качественных отличий, присущих только душе человека и которых нет у других существ. Утверждается идея, что душа – не только носитель активности, но и разума, нравственности и не ее развитие влияние оказывает культура. Появляется мысль, счто поведение регулируется не только эмоциями, но и разумом | |
Пиррон Антисфен Диоген Эпикур Герофил Эразистрат Гален Лукреций Кар Зенон Хризипп | Скептицизм, кинизм, эпикуреизм,стоицизм | Практические проблемы людей и стремление понять и обозначить путь нравственного самосоверщенствования человека Душа и сущность вещей. | Начальные этапы самосознания и рефлексии | Лукреций Кар « О природе вещей» Гален «Анатомия», «О назначении частей тела человека» | Свобода от общественного мнения, попытка освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами. Приняв за основу атомизм Декарта. Развитие нравственности и нравственное самосовершенствование. Изучение сущности вещей, выработка правил жизни для достижения счастья и нравственного самостовершенствования. | |
Средние века V – XV вв Этапы апологетики Патристьики Схоластики | Иоанн Златоуст Август Аврелий Фома Аквинский Авгнустин Аврелий Пьер Абеляр, Ибн Сина Ибн аль-Хайсам Альгазен | Борьба между идеализмом и материализмом. Принцип креационизма, т.е. творение мира Божественным разумом | Душа, но со стороны богословия и патристики. Душа, как божественное и сверхъестественное начало. | Интроспекция, начальные эксперименты | Августин Аврелий « Монологи»; «Против академизма», «Исповедь»,»Жизнь в единении с Богом», «Порядок», «О нематериальности души» Пьер Абеляр «История моих бедствий», «Да и нет», «Понимаю, чтобы верить Фома Аквинский «Сумма теологии», «Сумма против язычников», « О могуществе бога Авицена «книга знаний и наставлений Альгазен «оптика» | В средние века знания обогатились экспериментальными исследованиями, регуляцией эмоциональных состояний. Развилась схоластика, которая предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развитие умения логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Постепенно складывается понятие о личности |
Эпоха возрождения XVI-XVII вв. | Лоренцо Валла П. Помпонацци Б. Телезио Леонардо да Винчи Л. Вивес Гоклениус Меланхтон | Гуманизм | Душа в связи с сознание и сам душевный мир человека | Интоспекция, наблюдение, начальные эксперименты | Лоренцо Валла « О наслаждении как истинном благе» П. Помпонацци « О бессмертии души» Л.Вивес «О душе и жизни» Меланхтон «Комментарии о душе» | Отказ от религиозных схоластических представлений о душе. Возвратились к проблемам, поднятым в античности, возрождение интереса к изучению этапов познания, способностей человека. Впервые были проведены исследования способностей человека, эмоциональной сферы, аффектов. |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ | ||||||
XVII в. -конец XIX в. | Р. Декарт Б. Спиноза В. Вундт Г.Эбингауз Г. Спенсер Т. Рибо, А. Вине У. Джеме Дж.Локк Д. Юм Д.Гартли | Психология, как наука о сознании. Рационалистическая философия. Ассоциативное направление | Сознание, разум | Интроспекция и описание фактов, анализ, индукция и дедукция | В. Вундт «Система философии», «Психология народов», «принципы физиологической психологии Р. Декарт «Первоначала фиилософии» | Бурно развиваются естественные науки. Изучаются основы мышления. Заложены основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса, как закономерного двигателя. Открыта первая психологическая лаборатория. |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ | ||||||
Конец ХIX - ХХ вв. | Дж. Уотсон Э. Толмен Э.ТорндайкБ. Скиннер Сеченов В. М. Бехтерев И. П. Павлов З. Фрейд А. Адлер Э.Фромм К.Г. Юнг | Бихевиоризм Психоанализ | Поведение, реакции организма, Рефлексы, Бессознательное Разделение психологии на многие школы | Наблюдение Эксперимент Описание Анализ | Сеченов «Рефлексы головного мозга» Б.Ф. «Скинер «Речевое поведение» «По ту сторону достоинства и свободы» В. Дж. Уотсон «Психология как ее видит бихевионрист» «Бихевиоризм» «Психология как наука о поведении» З.Фрейд «Введение в психоанализ | Рефлексы и физиология, экспериментальные исследования психики. Попытка описания психических актов Ф. Бретано Появление формулы Стимул-Реакция. Постепенное превращение психологии в современную науку, чему способствует ее союз с естествознанием. Описано представление «когнитивной карты» (Э. Толмен),Б. Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания и метод модификации поведения, Открытие условного рефлекса И. П. Павловым, рождение психоанализа З. Фрейд, представление психики как модели, состоящей из сознательного, бессознательного и сверхсознательного. |
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||||
Вторая половина XX вв | С.Л. Рубенштейн Л.С Выгодский А. Л. Леонтьев А.Л. Лурия П.Я. Гальперин В. Келер А. Маслоу К. Роджерс В. Франкл Ж. Пиаже | Гуманистическая психология Трансперсональная психология Генетическая психология Когнитивизм Гештальт- психология | Многоотраслевая прикладная область знаний. Предмет психологии развивается в рамках отдельных психологических школ | Совершенствуются экспериментальные и диагностические методы Наблюдение и самонаблюдение Анализ Беседа Интервью Анкетирование Тестирование | С. Л. Рубенштейн «Общая психология», «Бытие и сознание», «Принципы и пути психологии», «О мышлении и путях его развития» А.Х. Маслоу «По направлению к психологии бытия» «Самоактуализированные люди – исследование психологического здоровья», « новые рубежи человеческой природы», «Дальние пределы человеческой психики» Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка», «Генетический аспект языка и мышления» «Психология интеллекта» А.Л. Лурия «речь и развитие психических процессов у ребенка», «Мозг и психические процессы» И многие другие… | Тенденции к объединению знаний и достижений различных школ. дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ. (гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки) Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач) Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук) Л.С. Выгодсткий ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память) как специфически человеческой, социально-обусловленой формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания»высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Л. Лурия особое внимание уделял мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. |
Задание 2.
Цель: формирование практических навыков при работе с мотивами личности.
Методическое обеспечение: Приложение 2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
ОТВЕТ:
По моему мнению этому послужил феномен, который носит название «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» - т.е механизм превращения цели в мотив.
Мое рассуждение:
Побудительными причинами деятельности являются мотивы, именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее цели и задачи. В нашем случае перед сотрудником поставили задачу в которой была определенная цель, но пока мотива у сотрудника в выполнении этого задания не было. В ходе поиска информации о предмете , т.е в ходе его деятельности, сформировались новые мотивы и потребности – тема сотрудника заинтересовала и появилось желание более глубоко в ней разобраться, т.е первоначальная цель трансформировалась в самостоятельную побудительную силу, т.е. стала мотивом.
.